СПОСОБЫ ДОБЫЧИ ПРОПИТАНИЯ И ОТРАЖЕНИЕ ПИЩЕВЫХ СИМВОЛИЗМОВ БАШКИР В ЭПОСЕ «УРАЛ-БАТЫР»

Авторы

  • Эльза Венеровна МИГРАНОВА, mig.el@mail.ru Ордена Знак Почета Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук

DOI:

https://doi.org/10.25587/y1596-0749-8564-k

Ключевые слова:

башкиры, древнейшие виды хозяйства, первобытнообщинный строй, эпос «Урал-батыр», пища, символы, обычаи, ритуалы, запреты, предписания

Аннотация

Целью исследования является попытка рассмотреть важнейший источник по духовной культуре башкир – эпос «Урал-батыр» на предмет содержания в нем черт ритуального почитания некоторых диких животных и птиц, отражения пищевых символизмов, перемен в хозяйственных занятиях народа, перехода к производящим формам хозяйства. Актуальность статьи обусловлена тем, что подобного анализа эпоса «Урал-батыр» до настоящего времени предпринято не было. Основными методами, использованными в работе, являются сравнительно-исторический и ретроспективный. В основной части статьи говорится о том, что эпос «Урал-батыр», как и многие другие древнейшие башкирские эпические произведения, богат бытовыми сюжетами. Пища в эпосе «Урал-батыр» часто выступает в знаковом, сакральном значении. Подчеркивается, что голова – это вместилище мудрости, а отведавший голову зверя-самца получает его жизненную силу и мужество. Не менее сакральным почиталось и сердце животного, но с противоположной, женской символикой, олицетворяющей мягкость, женственность. В эпических произведениях башкир прослеживаются и черты промыслового культа, ритуального почитания и табуации некоторых диких животных и птиц (лебедя, журавля, медведя, и др.); особо оговаривается запрет на охоту на лебедей. Кровь в древней культуре многих народов была строго табуирована, ее разрешалось проливать (например, на охоте, войне) лишь после определенных обрядов инициализации. Символизм яблока прозрачен и ясен – данная традиция идет из глубокой древности и связана с выбором брачного партнера, вкушением запретного плода, повлекшего грехопадение человека; но в то же время в мифологии яблоко дает человеку и знание. В эпосе «Урал-батыр» находят отражение и картины исторической эпохи периода перехода башкирского общества к производящим отраслям хозяйства, в частности к скотоводству. К основным результатам исследования можно отнести следующие выводы: пищевые символы башкир, нашедшие отражение в эпосе «Урал-батыр», имеют сходство с таковыми у других народов; это может свидетельствовать как об общности исторических корней, так и о развитии духовной культуры предков башкир в русле общечеловеческой культуры.

 

Литература

  1. Башкирское народное творчество. Т. 1. Эпос / Сост. М. М. Сагитов. – Уфа : Башкирское кн. изд-во, 1987. – 544 с.
  2. Урал-батыр (эпос) / Записан М. Бурангуловым от Г. Аргынбаева и Х. Альмухаметова в 1910 г. Проект Г. В. Юлдыбаевой. – Уфа : ООО «Полиграфдизайн», 2014. – 196 с. (На башкирском яз.)
  3. Киреев А. Н. Башкирский народный героический эпос. – Уфа : Башкирское кн. изд-во, 1970. – 304 с.
  4. Харисов А. И. Литературное наследие башкирского народа (XVIII–XIX вв.). – Уфа : Башкирское кн. изд-во, 1973. – 312 с.
  5. Валеев Д. Ж. Элементы философского видения мира в эпическом памятнике «Урал-батыр» // Фольклор народов РСФСР. Вып. 2. – Уфа : БашГУ, 1975. – С. 3–11.
  6. Зарипов Н. Т. Фольклористика // В научном поиске : к 50-летию Института истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР / Отв. ред. Х. Ф. Усманов. – Уфа : Башкирское кн. изд-во, 1982. – С. 145–159.
  7. Сулейманов А. М., Рязапов Р. Ф. Архаический эпос башкирского народа. – Уфа : Гилем, 2002. – 124 с.
  8. Урал-батыр : башкирский народный эпос / Вступ. ст. А. М. Сулейманов ; пер. с башк. А. Х. Хакимова. – Уфа : Китап, 2013. – 288 с.
  9. Аминев З. Г. Эпос «Урал-батыр» и мифология башкир. – Уфа : ДизайнПресс, 2013. – 160 с.
  10. Галин С. А. Башкирский народный эпос. – Уфа : Аэрокосмос и ноосфера, 2004. – 320 с.
  11. Хусаинова Г. Р. Башкирский эпос «Урал-батыр» и его сходство с эпосами тюрко-монгольских народов (на примере башкирского, якутского и бурятского материала) // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2017. – № 1 (05). – С. 20–26.
  12. Юлдыбаева Г. В. Башкирский мифологический эпос «Урал-батыр» : история изучения и популяризация // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2014. – № 4 (46). – С. 265–272.
  13. Надршина Ф. А. Великое творение башкирского народа // Урал батыр. Башҡорт халыҡ ҡобайыры – Урал-батыр. Башкирский народный эпос – Ural-batur. Bashkort Folk Epic. 2-е изд. – Уфа : Информреклама, 2005. – С. 28–44.
  14. Досье по включению башкирских кубаиров цикла «Урал-батыр» в Список шедевров нематериального наследия человечества / Под ред. Ф. Г. Хисамитдиновой, Ф. А. Надршиной. – Уфа : ИИЯЛ УНЦ РАН, 2013. – 302 с.
  15. Бгажноков Б. Х. Очерки этнографии общения адыгов. – Нальчик : Эльбрус, 1983. – 232 с.
  16. Арутюнов С. А. Введение // Этнография питания народов стран зарубежной Азии. – Москва : Наука, 1981. – 256 с.
  17. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. – Москва : Наука, 1975. – 721 с.
  18. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. – Москва : Гослитиздат, 1957. – 519 с.
  19. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – Москва : Прогресс, 1977. – 696 с.
  20. Фрэзер Дж. Золотая ветвь : Исследование магии и религии / пер. с англ. М. К. Рыклина. – Москва : Политиздат, 1980. – 831 с.
  21. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Ленинград : Изд-во Ленинградского университета, 1986. – 368 с.
  22. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. – Москва : Наука, 1983. – 412 с.
  23. Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. – Москва : Изд-во политической литературы, 1990. – 624 с.
  24. Культура жизнеобеспечения и этнос / Отв. ред. С. А. Арутюнов, Э. С. Маркарян. – Ереван : Издательство АН АрмССР, 1983. – 319 с.
  25. Петрухин В. Я. Человек и животные в мифе и ритуале : мир природы в символах мира культуры // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. – Москва : Наука, 1986. – С. 5–26.
  26. Байбурин А. К., Левинтон Г. А. К проблеме «у этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов» // Фольклор и этнография. – Ленинград : Наука, 1984. – С. 229–245.
  27. Эдвард Эдингер. Эго и Архетип [Электронный ресурс]. URL : https://itexts.net/avtor-edvard-edinger/263576-ego-i-arhetip-lp-edvard edinger/read/page-17.html. (дата обращения : 15.10.2020)
  28. Краткая энциклопедия символов [Электронный ресурс]. URL : http://www.symbolarium.ru/index.php (дата обращения : 15.10.2020)

Загрузки

Опубликован

28-12-2020

Как цитировать

МИГРАНОВА, Э. В. . (2020). СПОСОБЫ ДОБЫЧИ ПРОПИТАНИЯ И ОТРАЖЕНИЕ ПИЩЕВЫХ СИМВОЛИЗМОВ БАШКИР В ЭПОСЕ «УРАЛ-БАТЫР». ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 70–80. https://doi.org/10.25587/y1596-0749-8564-k

Выпуск

Раздел

Статьи