ОРНИТОМОРФНАЯ СИМВОЛИКА В ОСЕТИНСКИХ «КАДАГАХ О НАРТАХ»
DOI:
https://doi.org/10.25587/r7631-4202-6161-eКлючевые слова:
фольклор, осетинский эпос, «Кадаги о Нартах», зооморфный код культуры, мифология, образ птицы, мотив превращения, орел, ласточка, голубь, сова, домашние птицыАннотация
Универсальные культурные коды исходят из древнейших архетипических представлений человека и при этом обладают национальной спецификой. Интерес для нас представляет биоморфный код культуры в фольклорных текстах. Целесообразным является рассмотрение орнитоморфной символики, поскольку главные художественные образы связаны с окружавшей создателя и исполнителя эпоса природой и являются частью этнических представлений о мироустройстве. Актуальность избранной темы обосновывается отсутствием комплексных исследований по проблеме репрезентации биоморфного кода культуры в осетинском фольклоре. Целью научной работы является выявление орнитоморфной символики и мифологических представлений, связанных с образами птиц, на материале осетинских «Кадагов о Нартах». Методические подходы обусловлены целью и задачами исследования и носят комплексный характер. В работе применены методы научного описания с приемами наблюдения, системного анализа и синтеза, а также сравнительно-сопоставительный и структурно-семантический методы, широко используемые для выявления типологической специфики национальной культуры.
В осетинском эпическом фольклоре птица обладает медиаторскими функциями, являясь посредником между миром небожителей и миром нартов. Мифологический образ птицы расширяет свою семантику за счет сюжетов, где птица выступает помощником человека, участвуя в судьбоносных событиях. Кроме того, птица в «Нартиаде» связана с мотивом оборотничества: в птиц превращаются как небожители, так и герои-нарты. Биполярный характер орнитоморфных фольклорных образов обусловлен их архаичностью, а также ассоциативно-образным мышлением их создателей. Характерно, что наряду с образами животных в создании идеализированной картины мира важную роль играет и орнитоморфная символика. Так, в осетинском эпосе ярко представлены образы орла и других хищных птиц, а также ласточки. Реже в кадагах встречаются ворон, сова, голубь, трясогузка и домашние птицы.
Исследование представляется перспективным для дальнейшего изучения вопросов биоморфного кода не только в эпическом, но и в других жанрах осетинского фольклора, а также в национальной культуре в целом.
Литература
- Бесолова Е. Б. Язык обрядового фольклора : специфика мышления и концептуализация символов. – Владикавказ : ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2015. – 176 с.
- Абаев В. И. Избранные труды : Религия, фольклор, литература. – Владикавказ : Ир, 1990. – 640 с.
- Джыккайты Шамил. Рагон ирон цард æмæ адæмы зондахаст. Миф. Фольклор. Æгъдау. – Дзæуджыхъæу : ЦИПУ-йы рауагъдад, 2009. – 264 ф. (Джикаев Ш. Ф. Древний быт и мировоззрение осетинского народа. – Владикавказ : СОГУ, 2009. – 264 с.). (На осетинском яз.)
- Дарчиев А. В. Об одном зооморфном воплощении Батраза // Нартоведение в XXI веке : современные парадигмы и интерпретации. – 2013. – № 2. – С. 236–
- Салбиев Т. К. В поисках создателя : мифология и традиционная культура осетин. – Москва : СЕМ, 2013. – 240 с.
- Таказов Ф. М. Архетип орла в фольклоре осетин // Скифо-аланское наследие Кавказа. – Владикавказ : СОИГСИ ВНЦ РАН, 2017. – C. 182–
- Нартовские сказания : Эпос осетинского народа. Кн. 4. – Владикавказ : Издательско-полиграфическое предприятие им. В. А. Гассиева, 2007. – 518 с. (На осетинском яз.)
- Сказания о Нартах : в 5 т. Т. 1 / Сост. К. Ц. Гутиев. – Орджоникидзе : Ир, 1989. – 496 с. (На осетинском яз.)
- Дарчиева М. В. Мифопоэтический хронотоп в осетинских эпических текстах. – Владикавказ : СОИГСИ ВНЦ РАН, 2017. – 349 с.
- Нартовские сказания : Эпос осетинского народа. Кн. 1. – Владикавказ : Ирыстон, 2003. – 592 с. (На осетинском яз.)
- Нартовские сказания : Эпос осетинского народа. Кн. 2. – Владикавказ : Издательско-полиграфическое предприятие им. В. А. Гассиева, 2004. – 896 с. (На осетинском яз.)
- Нартовские сказания : Эпос осетинского народа. Кн. 3. – Владикавказ : Издательско-полиграфическое предприятие им. В. А. Гассиева, 2005. – 712 с. (На осетинском яз.)
- Нартовские сказания : Эпос осетинского народа. Кн. 5. – Владикавказ : ИПО СОИГСИ, 2010. – 766 с. (На осетинском яз.)
- Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. Т. 2 / Гл. ред. С. А. Токарев. – Москва : Советская энциклопедия, 1992. – 719 с.
- Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. 3 / Под общ. ред. Н. И. Толстого. – Москва : Международные отношения, 2004. – 704 с.
- Berezkin Yu. E. Folklore Parallels Between Siberia and South Asia and the Mythology of the Eurasian Steppes // Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia. – 2012. – № 40 (4). – 144–155.
- Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. – Москва : РГГУ, 2001. – 169 с.
- Сказания о нартах : в 5 т. Т. 3 / Сост. К. Ц. Гутиев // Мах дуг. – 2005. – № 3. – С. 84– (на осетинском яз.)
- Червинский Пётр. Фольклор и этимология. Лингвоконцептологические аспекты этносемантики. – Тернополь : Крок, 2010. – 420 с.
- Нарты. Осетинский героический эпос : в 3 кн. Кн. 2. – Москва : Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. – 432 с.
- Нарты. Адыгский героический эпос. – Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1974. – 415 с.
- Бритаева А. Б. Этиологический миф как смыслообразующий компонент осетинской литературной сказки // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019. – Т. 12. – Вып. 12. – С. 52–
- Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. – Москва : Наука, 1994. – 656 с.
- Бурыкин А. А. Лебеди и журавли в фольклоре калмыков, других монголоязычных народов и народов Азии // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2020. – № 3 (19). – С. 5– – DOI : 10.25587/d2484-0502-2988-g.
- Нартовские сказания : Эпос осетинского народа. Книга 7. – Владикавказ : ИПЦ СОИГСИ, 2012. – 617 с. (на осетинском яз.)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная