ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ЭПИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ ЯКУТИИ

Авторы

  • Ольга Иосифовна ЧАРИНА, ochar@list.ru Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

Ключевые слова:

русский фольклор, экспедиционные материалы, якутское влияние, особенности, былины, варианты текстов, сюжет, мотив, образы, исторические песни.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности бытования русского эпического фольклора, зафиксированного на Колыме в Якутии. Для анализа используются варианты текстов, собранных Д. И. Меликовым в 1893 г.; В. Г. Богоразом в 1894 г.; а также – материалы, опубликованные в сборниках «Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока», «Фольклор Русского Устья» [4, 6]. Для примера рассматривается былина о Добрыне Никитиче и Змее. Выясняется, что уже записи вариантов XIX в. разнятся. Так, в меликовском варианте Змей мужского рода, в варианте Богораза Змеинища – женского рода. Происходит замена мотивов, например, когда вместо мотива «жары меженные» появляются в «жары крестовские».

Совершенно очевидно, что былины Колымы имеют непосредственную связь с произведениями фольклора, бытовавшими на Русском Севере Европейской части России. Эти произведения фольклора отличает региональное своеобразие, так как они имеют отличие от вариантов былины, зафиксированных на Индигирке, о чем говорит Л. Н. Скрыбыкина [8].

Постепенно эпический фольклор был утрачен. Об этом свидетельствуют записи фольклора в 1982 г., когда часть вариантов приводились в прозе, отсутствовал ряд образов, мотивов, концовка произведения.

Автор ссылается на ряд своих работ по данной тематике. Влияние якутского языка в былинах не проявилось, хотя оно заметно в исторических песнях.

Литература

  1. Меликов Д. И. Путевые записки в Гижигу через Колымск. 1893 // Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 4, оп.18, ед. хр. 1, л. – вкладыш; ед. хр. 2, л. 202-212.
  2. Чарина О. И. Особенности поэтики былин и олонхо в творчестве русских сказителей на Колыме и Индигирке // Якутский героический эпос олонхо – Шедевр устного и нематериального наследия челове- чества в контексте эпосов народов мира. Международная научная конференция, посвященная 120-летию П. А. Ойунского. г. Якутск 18-20 июня 2013 г. – Якутск, 2014. – С. 357-364.
  3. Чарина О. И. Записи фольклора, произведенные Д. И. Меликовым в Нижнеколымском крае в 1893 г. // Из истории русской фольклористики. Выпуск 8. (ИРЛИ). – Санкт-Петербург, 2013. – С. 110-114.
  4. Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока / Сост. Ю. И. Смирнов. (Памятники фолькло- ра народов Сибири и Дальнего Востока). – Новосибирск, 1991. – 498 с.
  5. Богораз В. Г. Областной словарь колымского русского наречия / Собрал на месте и составил В. Г. Богораз // Сб. ОРЯС. – Спб., 1901. – Т. 86. – прил. № 4.
  6. Фольклор Русского Устья / Сост. С. Н. Азбелев, Г. Л. Венедиктов, Н. А. Габышев и др. – Ленинград, 1986. – 384 с.
  7. Новиков Ю. А. Сказитель и былинная традиция. – Санкт-Петербург, 2000. – С. 47.
  8. Скрыбыкина Л. Н. Былины русского населения северо-востока Сибири. – Новосибирск, 1995. – 364 с.
  9. Былины Печоры. Свод русского фольклора. – Спб., – М., 2001. – С. 49.

Загрузки

Опубликован

30-03-2016

Как цитировать

ЧАРИНА, О. И. . (2016). ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ЭПИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ ЯКУТИИ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 115–120. извлечено от https://epossvfu.ru/index.php/1/article/view/24

Выпуск

Раздел

Статьи