Кыргызский мифоэпический мотив продолжения рода как фундаментальная проблема
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.14.32180Ключевые слова:
миф, эпос, потомство, род, этнос, семья, рациональное, эмпирическое, архетип, модель.Аннотация
Основной целью научного анализа мотива продолжения рода, имеющегося в кыргызских сказаниях, является выяснение его онтологической, аксиологической и социально-этнической ценности в контексте номадического бытия, рационального и эмпирического.
Актуальность темы обусловлена тем, что несмотря на лингвистическое, литературоведческое, этнографическое осмысление основных тем кыргызского эпоса, по сей день мотив продолжения рода слабо исследован в идейно-философском, гносеологическом плане, как отдельный онто-аксиологический сегмент. Если исходить с филологических, фольклористических, этнографических традиций изучения, данная проблема рассматривается как «одна из многих». Хотя мы считаем, что, обладая большим идейно-художественным, идейно-философским арсеналом, она давно уже приобрела свой исследовательский «участок», и существует как отдельный пласт. Этот момент мы понимаем как определенное упущение многих исследователей, занимающихся изучением кыргызских эпосов. Поэтому, на наш взгляд, отдельное рассмотрение мотива продолжения рода позволяет не только выяснить его фундаментально-смысловую специфику, но расширяет грани мифоэпических форм осмысления мироздания и человека.
При проведении анализа мы исходили с герменевтических, сравнительно-исторических, структурно-конструктивных методов изучения, которые позволили нам выявить основные идеи, заложенные в основе изучаемой проблемы. При осмыслении основных замыслов темы мы ставили акцент на специфику номадического восприятия мира, бытия.
Результаты исследования определили следующее. Мотив продолжения рода в эпосах выступает как основная онто-аксиологическая проблема, которая актуализирует фундаментальную проблему смысла жизни кыргызов, ибо почти каждое сказание начинается с этой темы. Отсюда, огромное количество эпосов, рожденных кыргызским народом. Учитывая, что кыргызы долгое время оставались в устной среде, их творческая мысль была зациклена на талантливых сказителях эпоса, которые стали основным источником появления многочисленных устных произведений. Мы считаем, что главной причиной их эффективной репродуктивности являлся суровый географический ландшафт, в котором приходилось жить кыргызам. И здесь горы и долины для них приобрели форму сознания. Тяжелые условия кочевья, горный рельеф определяли истину номадического бытия, в котором проблема выживания народа (сохранение рода, голод, нужда, внешние нашествия) поставила мотив продолжения потомства на первый план, воплощенный через категории рационального и эмпирического. Поэтому, на наш взгляд, данный мотив стоит самым главным онто-аксиологическим аспектом сказаний.
Литература
- Нарынбаева Н. О. Мотивы чудесного рождения в кыргызских эпосах // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. – Москва: Интернаука, 2016. № 9. – С. 81-87.
- Колдошев М. К. Феномен народного обычая в ракурсе ожидания рождения батыра (на материале кыргызского эпоса «Манас») // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2016. № 63. – С. 53-59.
- Абдиева Ж. К. Обряды и традиции, связанные с рождением ребенка в эпосе «Манас» // Известия ВУЗов Кыргызстана. – Бишкек: Общественная академия ученых Кыргызской Республики, 2017. № 4. – С. 42-44.
- Каденова Ж. Т. Понятие народной педагогики в рождении баатыра // Известия Кыргызской академии образования. – Бишкек: Кыргызская Академия Образования, 2017. № 1 (41). – С. 92-96.
- Каденова Ж. Т. Обычай радостной вести в эпосе «Манас» // Вестник Ошского государственного университета. – Ош: Ошский государственный университет, 2017. № 1. – С. 48-51.
- Кебекова Б. Предисловие. Кокюл. Сказание о Карач-Кокюл. Поэмы. – Бишкек: Шам, 2003. – С. 5-56. (на кыргызском яз.)
- Кырбашев К. Сказание «Жоодарбешим» // Жоодарбешим. Эпос. – Бишкек: Шам, 1997. – С. 5-12. (на кыргызском яз.)
- Жоодарбешим. Эпос. Сказитель О. Урмамбетов. – Бишкек: Шам, 1997. – 288 с. (на кыргызском яз.)
- Бостон. Эпос. Сказитель А. Токтогулов. – Бишкек: Шам, 2002. – 484 с. (на кыргызском яз.)
- Таджиева Г., Курманбекова А. Сокровищница мудрости: Пословицы-поговорки и крылатые выражения кыргызского народа. – Бишкек: Бийиктик, 2011. – 728 с. (на кыргызском яз.)
- Кокюл. Сказание о Карач-Кокюл // Поэмы. Сказитель Д. Ташматов. – Бишкек: Шам, 2003. – С. 97-314. (на кыргызском яз.)
- Манас. Эпос. Сказитель С. Каралаев. – Бишкек: Турар, 2010. – 1008 с. (на кыргызском яз.)
- Гюлгаакы. Эпос. Сказитель О. Урмамбетов. – Бишкек: Шам, 2003. – 432 с. (на кыргызском яз.)
- Айтматов Ч. Материнское поле // Полное собрание сочинений в восьми томах: 2 том. Повести, драмы. – Бишкек: Улуу Тоолор, 2014. – С. 3-129.
- Айтматов Ч. Белый пароход // Собрание сочинений: 3-том. Рассказы, повести, драмы. – 2-е изд. – Бишкек: Бийиктик, 2008. – 17-167 с. (на кыргызском яз.)
- Айтматов Ч. Пегий пес, бегущий краем моря // Полное собрание сочинений в восьми томах: 2 том. Повести, драмы. – Бишкек: Улуу Тоолор, 2014. – С. 226-340.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная