НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ЭПОСА «ДАВИД САСУНСКИЙ»
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.7.10586Ключевые слова:
эпос, «Давид Сасунский», миф, мифические корни эпоса, непорочное зачатие, братья-близнецы, культ воды, средние века, время формирования эпоса, армянская историография, португальские путешественники.Аннотация
История эпоса в настоящей статье понимается как история формирования и внутреннего развития эпоса. Возникновение эпоса – результат работы многих поколений сказителей и слушателей. Но формирование связано с конкретным временем, когда все первоначальные элементы – мифы, исторические предания, конкретные исторические события – соединяются в едином эпическом произведении. В статье кратко характеризуются эти процессы. Автор четко разделяет возникновение мифов (доисторические времена) и формирование эпоса. Это связано с пониманием мифа и эпоса как взимосвязанных, но разных жанров фольклора. Миф занимает свое место в структуре эпоса, но в эпосе он преобразуется, развивается, получает эпические черты, теряя первоначальный вид. Рассматриваются также косвенные данные, сохранившиеся в книгах средневековых авторов и некоторые исторические факты, проливающие свет на проблему времени формирования «Давида Сасунского». В эпосе отец близнецов носит имя «Багдадский халиф». Но город Багдад основан в VIII в. нашего летосчисления, а титул «халиф» связан с созданием арабского государства, которое произошло не ранее VII в. Обращено внимание на то, как мифические герои принимают эпические черты, действуют по законам нравственности, связанным с христианством и средними веками. С этой точки зрения анализируются некоторые действия Санасара – главного героя первой ветви эпоса. На основании всего этого автор приходит к выводу, что традиционная в армянской науке точка зрения, что «Давид Сасунский» сформировался в VIII-XII вв., сохраняет свою справедливость.
Литература
- Эпос сербского народа. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. – 354 с.
- Карпов А. Ю. Владимир Святой. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 464 с.
- Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
- Azat Yeghiazaryan. Daredevils of Sasun: Poetics of an Epic. – Costa Mesa, California, 2008. – 254 p.
- Камилла Тревер. Водный Антей армянского эпоса / Սասունցի Դավիթ, հոբելյանական ժողովածու, նվիրված էպոսի 1000-ամյակին (Давид Сасунский. Юбилейный сборник, посвящен- ный 1000-летию эпоса). – Ереван: Армфан, 1939. – 268 с. (на арм. языке).
- Վ. Կյուլպենկյան, Հայ-պորտուգալական հարաբերություններ, ՀԽՍՀ ԳԱ հրատ., Երևան, 1986, ընդգծումն իմն է – Ա. Ե.: / В. Кюльпенкян. Армяно-португальские отношения. – Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1986. – 356 с. (на арм. языке).
- Мовсес Хоренаци. История Армении / Пер. с древнеарм. языка, примечания Г. Саркисяна; ред. С. Аревшатян. – Ереван: Айастан, 1990. – 291 с.
- Թովմա Արծրունի եւ Անանուն, Պատմութիւն տանն Արծրունեաց, Երևան, 2006, քննական բնագիրը, առաջաբանը և ծանոթագրությունները Մ. Հ. Դարբինյան-Մելիքյանի, էջ 137: / Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни. Критический текст, предисловие и примеча- ния М. Дарбинян-Меликян. – Ереван: Магахат, 2006. – 524 с. (на арм. языке).
- Մանուկ Աբեղյան, Հայ վիպական բանահյուսություն, Երկեր, հ. Ա,Երևան, 1966 / М. Абегян. Армянский эпический фольклор. Труды. Т. 1. – Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1966. – 571 с. (на арм. языке).
- հայերեն բնագիրը և ռուսերեն թարգմանությունը/, ՀՍՍՀ գիտությունների ակադեմիայի հրատ / История Анонимного Повествователя / оригинал и русский перевод. – Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1971. – 240 с. (на арм. и русс. языках).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная