КУЗНИЦА В ОЛОНХО ХАНГАЛАССКОГО СКАЗИТЕЛЯ М. И. САВВИНА

Авторы

  • Галина Семеновна ПОПОВА, gs.popova@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.6.10663

Ключевые слова:

эпос олонхо, текст олонхо, фрагменты текста, части-олук, традиционная эпическая кузница, кузнец Кытай Бахсы Уус, идея воспитания мужского духа, подрастающее поколение, национальная школа Уус кыһата, триединый комплекс духовных центров.

Аннотация

Актуальность проблемы исследования обусловлена наблюдаемым в настоящее время духовным подъемом в эпической среде этнокультуры саха, когда наряду с ревитализацией феномена аутентичного устного сказительства начато кропотливое изучение письменных текстов эпоса олонхо с целью выявления в них целевой информации и скрытых смыслов, предназначенных предками для будущих поколений. При этом продуктивно изучение текстов олонхо не в целом объеме, как известно, огромном по своим размерам, а по фрагментам-олук, представляющим части целого. Таковой частью в нашем случае выступает фрагмент-олук олонхо «Мүлдьүөт Бөҕө» хангаласского сказителя Михаила Иннокентьевича Саввина о кузнице традиционного эпического кузнеца Кытай Бахсы Уус, исследованный посредством методов семиотического, информационного, герменевтического анализов в культурологическом аспекте. Работа велась с опорой на ранее изученное автором множество эпических текстов, на историографическое рассмотрение научных трудов по проблеме исследования. Выявленные структурные особенности построения данного традиционного, можно сказать классического, фрагмента якутского эпоса олонхо, также особый скрытый смысл, заложенный сказителем в данный фрагмент-олук, помогли исследователю сформулировать предположительные выводы о том, что в указанной составной части-олук текста локального Хангаласского эпоса олонхо заключена основная, архиважная, судьбоносная идея эпического наследия саха о концепции воспитания мужского духа у подрастающего поколения. Логические, алгоритмически последовательные части искомой концепции изложены автором в заключении представляемой работы. В перспективе дальнейшего исследования видится сравнительное изучение подобных традиционных фрагментов-олук якутского олонхо о кузнице Кытай Бахсы, и на этой основе окончательное завершение выработанной Концепции воспитания мальчиков (юношей) саха с разработкой социокультурных проектов воссоздания специализированных национальных школ под названием Уус Кыһатав наслегах исконно локального проживания этноса саха. Такие школы будут входить в триединый комплекс духовных центров якутского социума, два других компонента которых составят Дома олонхо и Дома религиозной культуры саха (Дома айыы).

Литература

  1. Попова Г. С., Сосина Г. А. Локальные традиции эпоса олонхо: (на примере Мегинского улуса). – Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2013. – 144 с.
  2. Худяков И. А. Хаан Дьаргыстай: олоҥхо. – Дьокуускай: Алаас, 2016. – 232 с. (на якутском яз.)
  3. Саввин М. И. Мүлдьүөт Бөҕө: олоҥхо. – Дьокуускай: Бичик, 2014. – 520 с. (Саха боотурдара: 21 т. ; Т. 14). (на якутском яз.)
  4. Старкова В. Н. Кут-сүр сэһэнигэр уһуйуу культурологията: дипломнай үлэ / Саха государственнай университетын культурологияҕа кафедрата. – Дьокуускай, 2007. – 72 с. (на якутском яз.)
  5. Сивцева И. А. Айылҕалыын алтыһыы: Мандар сайыҥҥы оскуолатын үлэтин туһунан // «Ленский край» физико-математическай форум. – Өктөм, 2005. – 48 с. (на якутском яз.)
  6. Попова Г. С., Сысолятина С. В. Мандар кыһатын төрүттэрэ: монография (Рукопись). – 2016. (на якутском яз.) 64
  7. Абрамов Н. А.-Кынат. Ньургун Бөҕө: олоҥхо. – Дьокуускай: Бичик, 2011. – 512 c. (Cаха боотурдара: 21 т.; Т. 10). (на якутском яз.)
  8. Кулаковский А. Е. Научные труды. – Якутск: Кн. изд-во, 1979. – 484 с.
  9. Попова Г. С. Методы чтения олонхо: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Наука, 2010. – 184 с.
  10. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения. – М.: Сентябрь, 2000. – 234 с.
  11. Избекова Е. И. Числительные в олонхо: структура и семантика: монография. – Якутск: Издатель- ский дом СВФУ, 2014. – 152 с.
  12. Олоҥхо педагогикатын төрүттэрэ. – Дьокуускай: Компания «Дани Алмас», 2010. – 248 с. (на якут- ском яз.)
  13. Попова Г. С. Воспитание детей у народа саха. – Якутск: Бичик, 1998. – 80 с.
  14. Филиппова Н. И. Собственные имена персонажей в якутском эпосе олонхо: структура и семантика: автореф. дис. … канд. филол. н. – Якутск, 2000. – 21 с.
  15. Положение Домов олонхо // Режим доступа: центр культуры.рф [Электронный ресурс]. URL: http://xn--e1akdgpckdhcy4ej.xn--p1ai/?p=6815(дата обращения 11.03.2017). 

Загрузки

Опубликован

30-06-2017

Как цитировать

ПОПОВА, Г. С. . (2017). КУЗНИЦА В ОЛОНХО ХАНГАЛАССКОГО СКАЗИТЕЛЯ М. И. САВВИНА. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 58–64. https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.6.10663

Выпуск

Раздел

Статьи