ФАКТЫ ИЗ ТЕКСТА ОЛОНХО Н. А. АБРАМОВА – КЫНАТ «НЬУРГУН БӨҔӨ»

Авторы

  • Галина Семеновна ПОПОВА, svfu-kulturologiya@mail.ru Северо-Вотсочный федеральный университет

Ключевые слова:

якутский героический эпос олонхо, Ньургун Бөҕө, локальный текст олонхо, его чтение, слушание, понимание новыми поколениями саха, локальный стиль сказительства, сюжетные линии, типические места, фактические особенности.

Аннотация

Целью статьи ставится выявление фактов из конкретного текста якутского эпоса олонхо “Ньургун Бөҕө” сказителя Н. А. Абрамова – Кынат из заречного Мегинского улуса саха, могущих быть характерными именно для данного локального стиля сказительства олоҥхолооһун. Методом исследования послужило сравнительное изучение избранного текста на основе разработок якутского эпосоведа Н. В. Емельянова и российского автора Е. Н. Кузьминой, рассмотревших сюжетные линии и типические места в тексте эпоса, а также логический анализ изучаемого текста. Поиск фактических особенностей текста указанного олонхо помог установить оригинальные места, как описание Мирового Древа Аал Луук Мас, празднования национального торжества Ысыах, где среди празднующих оказывается внук Божества-Айыы Иэйэхсит, что по сути своей нетрадиционно. Весть о празднике проникает во враждебный мир, что также особо отмечается сказителем. Оригинальным является описание игрищ богатыря на Ысыахе. Юный герой посылает Вызов не только Верхнему и Нижнему мирам, Трем Небесам, но и хозяину тайги самому медведю. Работник конюх Сорук Боллур является посланцем из Верхнего мира по имени Күн Күрүө Бухатыыр, что также нетрадиционно. Богатырь перед вступлением в бой по совету Аан Алахчын хотун проходит тройственную подготовку. Анализ полученных результатов исследования будет способствовать формированию навыков чтения, слушания и понимания эпических текстов новыми поколениями, что актуально и своевременно в условиях глобализации и происходящей на ее фоне этнической ассимиляции.

Литература

  1. Попова Г. С., Сосина Г. А. Локальные традиции эпоса олонхо (на примере Мегинского улуса): монография / Г. С. Попова-Санаайа, Г. А. Сосина ; отв. ред. Филиппова Н. И. Утв. НТС ун-та. – Якутск: Изд-во «Дани-Алмас», 2013. – 200 с.
  2. Илларионов В. В. Сказочные мотивы в эпическом репертуаре Н. А. Абрамова – Кынат // Фольклор и современная культура. – Якутск, 1991. – С. 109-114.
  3. Илларионов В. В. Эпический репертуар Н. А. Абрамова – Кынат: сюжетно-композиционные и ху- дожественные особенности // Поэтика эпического повествования: сб. науч. тр. – Якутск, 1993. – С. 71-92.
  4. Илларионов В. В. Мэҥэ-Хаҥалас аатырбыт олоҥхоһута Н. А. Абрамов – Кынат // Абрамов Н. А. – Кынат. Ньургун Бөҕө: олоҥхо / [олоҥхоһут Н. А. Абрамов-Кынат тылыттан П. Т. Степанов суруйуута; бэчээккэ бэлэмнээтилэр: проф. В. В. Илларионов, доц. Т. В. Илларионова; редкол.: А. Н. Жирков уо.д.а.]. – Дьокуускай: Бичик, 2011. – 512 c. (Cаха боотурдара: 21 т.; т. 10). – С. 5-19.
  5. Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. – Москва: Изд-во «Наука», 1980. – 375 с.
  6. Емельянов Н. В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. – Москва: Изд-во «Наука», 1983. – 245 с.
  7. Емельянов Н. В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. – Москва: Наука, 1990. – 206 с.
  8. Емельянов Н. В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. – Новосибирск: Наука. Сибирская изда- тельская фирма РАН, 2002. – 192 с.
  9. Кузьмина Е. Н. Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов). – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. – 1383 с.
  10. Попова Г. С. Универсальный символ «Древо мира» в картине мира саха // Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях: материалы II международной научно-практической конференции 5-6 марта 2012 г. – Пенза – Прага – Киев: Научно-издательский Центр «Социосфера», 2012. – 181 с. – С. 97-100.
  11. Абрамов Н. А. – Кынат. Ньургун Бөҕө: олоҥхо / [олоҥхоһут Н. А. Абрамов – Кынат тылыттан П. Т. Степанов суруйуута; бэчээккэ бэлэмнээтилэр: проф. В. В. Илларионов, доц. Т. В. Илларионова; ред- кол.: А. Н. Жирков уо.д.а.]. – Дьокуускай: Бичик, 2011. – 512 c. (Cаха боотурдара: 21 т.; т. 10).
  12. Алексеев С. Г. Дэбириэлдьин Бэргэн: олоҥхо / С. Г. Алексеев-Уустарабыс; [П. Н. Дмитриев-Туутук магнитофон. суруйтарыыта, сурукка түһэриитэ уонна бэчээккэ бэлэмнээһинэ; эпп. ред В. В. Илларионов]; РАН Сибиирдээҕи салаата, ГЧуоААХНПИ. – Дьокуускай: Сайдам, 2010. – 205 с.
  13. Попова Г. С. Дэбириэлдьин Бэргэн диэн олоҥхо бухатыыра кимий? // Өлбөөдүйбэт үтүө өйдөбүл: Дакылааттар хомуурунньуктара. / хомуйан оҥордо Е. Семенова, бэлэмнээтэ А. Данилова. – Бэрдьигэстээх, 2015. – 44 с. – С. 3-9.
  14. Яковлев С. С. – Эрилик Эристиин. Буура Дохсун: олоҥхо. [Бэч. бэлэм. И. Е. Федосеев, Н. Н. Тобуроков]. – Дьокуускай: Бичик, 1993. – 413 с.
  15. Попова Г. С. Методы чтения олонхо: Учебно-методическое пособие = Олоҥхону ааҕар ньыма: үөрэнэр-методическай пособие / Г. С. Попова – Санаайа. – Новосибирск: Наука, 2010. – 184 с.

Загрузки

Опубликован

30-03-2016

Как цитировать

ПОПОВА, Г. С. . (2016). ФАКТЫ ИЗ ТЕКСТА ОЛОНХО Н. А. АБРАМОВА – КЫНАТ «НЬУРГУН БӨҔӨ». ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 91–98. извлечено от https://epossvfu.ru/index.php/1/article/view/21

Выпуск

Раздел

Статьи