МОТИВ СВОБОДЫ В ЧЕЧЕНСКИХ НАРОДНЫХ ЛИРИЧЕСКИХ ПЕСНЯХ ИЛЛИ
DOI:
https://doi.org/10.25587/2782-4861-2025-1-30-44Ключевые слова:
чеченский фольклор; илли; лирические песни; мотив свободы; народное творчество; художественная символика; социальный протест; историческая память; национальная идентичность; культурное наследиеАннотация
Исследование лирических песен илли, которые авторы статьи выделяют в отдельный поджанр лиро-эпических песен илли, представляет собой значимый вклад в изучение чеченского фольклора, раскрывая их культурное, историческое и художественное значение. В условиях глобализации, где культура подвергается быстрым изменениям, такие исследования становятся необходимыми для сохранения национальной идентичности. Основной целью работы является всесторонний анализ содержания, художественной формы и культурно-исторического контекста песен илли, а также выявление их роли в передаче национальных ценностей и памяти. Песни илли, как важный исторический источник, отражают не только важные события, такие как Кавказская война и депортации, но и психологическое восприятие чеченского народа этих исторических катаклизмов. Они укрепляли дух противостояния социальному угнетению, выражая протест народа и его стремление к справедливости. Песни илли стали уникальным способом сохранения культурной памяти, воспитания чувства гордости за народ и его традиции, а также формирования национальной идентичности. Основной метод исследования – систематизация и анализ фольклорного материала, который реализован с помощью лингвистического, сравнительного, семиотического, психологического и культурологического подходов, что позволило проанализировать песни илли как форму протеста, средство выражения коллективных переживаний и борьбы за свободу. Новизна исследования заключается в глубоком анализе песен не только как исторических свидетельств, но и как культурных и художественных феноменов. Особое внимание уделено символике и аллегориям, раскрывающим народные стремления и переживания. Результаты работы подчеркивают важность сохранения жанра песен илли, включая создание цифровых архивов для распространения и сохранения этого культурного наследия. Перспективы дальнейших исследований включают углубление историко-культурного контекста, создание теоретической основы чеченской народной поэтики, а также проведение сравнительного анализа с фольклором других народов Кавказа. Важным аспектом будущих исследований является использование песен в образовательных и культурных проектах для формирования у молодежи чувства связи с историей и культурой своего народа.
Литература
1. Услар П.К. Кое-что о словесных произведениях горцев. В кн.: Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис: Тип. Гл. упр. наместника Кавказского; 1868:1–42.
2. Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис: Тип. гл. упр. Наместника Кавк.; 1859:140. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/35648-berzhe-a-p-chechnya-i-chechentsy-tiflis-1859#mode/inspect/page/7/zoom/4 (дата обращения: 10.11.2024).
3. Иваненков Н.Е. Горные чеченцы. В кн.: Терский сборник. Литературно-научное приложение к «Терскому Календарю» 1911 г. Вып. VII. Владикавказ: Типография Терского областного Правления; 1910:234.
4. Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа. В кн.: Сборник сведений о кавказских горцах. Отд. 3. Тифлис: Тип. Гл. упр. наместника Кавказского; 1868:1–43.
5. Яковлев Н.Ф. Вопросы изучения чеченцев и ингушей. Грозный: Чечнаробраз; 1927:48.
6. Корзун В.Б. (ред.) Очерк истории чечено-ингушской литературы. Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во; 1963:240.
7. Вертепов Г.А. В горах Кавказа. В кн.: Терский сборник. Вып. VI. Владикавказ: Типография Терского Областного Правления; 1903:94–149 [Электронный ресурс]. URL: https://ua.files.fm/f/kxukv28r/ (дата обращения: 12.11.2024).
8. Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев. В кн.: Терский сборник. Вып. III. Кн. II. Владикавказ: Типография Терского Областного Правления; 1893:41–132.
9. Лаудаев У.Л. Чеченское племя. В кн.: Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. VI. Отд. I. Тифлис: Тип. Гл. упр. наместника Кавказского; 1872:1–62.
10. Эльдарханов Т.Э. Чеченские тексты. СМОМПК. Вып. XXVIII. Отд. III. Тифлис: Типографии Канцелярии Его Императорского Величества на Кавказе, К. Козловского и М. Мартиросянца; 1900:1–42.
11. Ахриев Ч.Э. Из чеченских сказаний. ССКГ. Вып. 4. Отд. II. Тифлис: Тип. Гл. упр. наместника Кавказского; 1870:1–33.
12. Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. II. Чеченский язык. Тифлис: Типография канц. Главноначальствующаго гражданскою частью на Кавказе; 1888:114–149.
13. Шерипов А.Дж. Статьи и речи. Сборник. Изд. 3-е, испр. и доп. Грозный: Чечено-Ингушское издательско-полиграфическое объединение «Книга»; 1990:176.
14. Нажаев А.И., Ибриев С.И. Чеченские песни. Грозный: Типо-лит. газ. «Серло»; 1926:48. (На чеченском яз.)
15. Мамакаев М., Асанов Н. (ред.) Поэзия Чечено-Ингушетии. Москва: Художественная литература; 1938:82.
16. Арсанов С.А. Когда познается дружба. Роман. Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во; 1979:463.
17. Бадуев С.С. Рассказы и повести. Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во;1989:296.
18. Мамакаев М.А. Зелимхан: Роман. Грозный: Чечено-Ингушское издательско-полиграфическое объединение «Книга»; 1990:224.
19. Ошаев Х.Д. Пламенные годы: исторический роман: в 3 ч. Грозный: Чеч.-Инг. книжное изд-во; 1966–1967.
20. Мунаев И.Б. Поэтика чечено-ингушских героико-исторических песен илли: проблемы формирования жанра и его систем связи: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Москва; 1981:192.
21. Джамбеков О.А. Жанровые и поэтические особенности чеченских героико-исторических песен илли. Дис. … канд. филол. наук. Майкоп; 2008:220.
22. Джамбеков О.А., Джамбекова Т.Б. (ред.) Нохчийн халкъан барта кхолларалла. Ч. 1. Грозный: АЛЕФ; 2012:423. (На чеченском яз.)
23. Джамбеков О.А., Джамбекова Т.Б. (ред.) Нохчийн халкъан барта кхолларалла. Ч. 2. Грозный: АЛЕФ; 2012:477. (На чеченском яз.)
24. Gilles F. Lettres sur le Caucase et la Crimee. Paris: Gide, libraire-editeur; 1859:138–139. [Электронный ресурс]. URL: https:// tile.loc.gov/ storage-services/ public/gdcmassbookdig/ lettressurlecauc00gill/ lettressurlecauc 00gill.pdf (дата обращения: 10.11.2024). (На французском яз.)
25. Тесаев З.А. Турпал-Нахчо (XII–начало XIII в.). В кн.: Магамадов С.С. (ред.) Исторические личности Чечни (XI–XХI вв.): Сборник статей. Том I. Книга I. Грозный: Акционерное общество «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий»; 2020:81–85.
26. Арсанов С.А. (ред.) Чудесные родники: Сказания, сказки и песни народов Чечено-Ингуш. АССР. Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во; 1963:376.
27. Джамалханов З.Дж., Эльмурзаев С.Ч. Нохчийн иллеш, эшарш (Народные песни, частушки). Том I. Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во; 1959:304. (На чеченском яз.)
28. Дикаев М.Дж. Чечено-ингушская народная социально-бытовая лирика. В кн.: Ученые записки. Серия филологическая. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство; 1968:77–84.
29. Бадуев С.С. (ред.) Вайн беш (керлин а, ширин а, иллеш а, иешарш а). Наш сад (новые и старые песни илли и частушки). Соьлж-ГIала: НохчгIалгIиздат; 1935:103. (На чеченском яз.)
30. Мамакаев М.А., Яндиев Дж.Х., Муталиев Х.Ш. Поэзия Чечено-Ингушетии. Москва: Государственное изд-во художественной литературы; 1959:278.
31. Чеченцы вне Чечни. В кн.: Сборник сведений о Терской области. Вып. 1. Владикавказ: Типография Терского областного Правления; 1878:273–276.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная