ЯЗЫКОВАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЗЗРЕНИЙ В КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОМ НАРТСКОМ ЭПОСЕ
DOI:
https://doi.org/10.25587/2782-4861-2025-1-5-13Ключевые слова:
карачаево-балкарский язык; фольклорный текст; нартский эпос; религия; тенгрианство; шаманизм; христианство; система божеств; религиозная атрибутика; функция; языковая экспликация; семантика; этнокультурное значениеАннотация
Актуальность темы исследования детерминируется релевантностью поливекторного системного изучения архаизированных религиозных воззрений карачаевцев и балкарцев, что нашло отражение в текстах нартского эпоса. В статье анализу впервые подвергаются доисламские составляющие верований карачаево-балкарского народа, к которым в первую очередь относится тенгрианство, а впоследствии и христианство. Целью статьи является рассмотрение специфики отражения религиозных воззрений карачаево-балкарского этноса в нартском эпосе посредством различных языковых средств. Для достижения цели поставлены задачи, ориентированные на определение архаических тенгрианских божеств, артефактов, связанных с шаманизмом, а также выявление и описание их функциональных особенностей. Исследование проводилось в основном с использованием описательного метода, а также с привлечением методов сравнения, компонентного и лексико-семантического анализа, различных процедур лингвистической интерпретации языковых фактов. В результате проведенного исследования приходим к выводу, что ядро сферы религиозных воззрений этноса, получивших отражение в эпосе, составляет тенгрианство, в пользу чего свидетельствует наличие в нем системы небесных божеств, основные из которых являются покровителями таких значимых стихий, как небо, земля, вода и огонь. Кроме того, выявлен целый ряд устойчивых дескрипций, содержащих в своем составе имя верховного божества Тейри, которые по сегодняшний день обслуживают сферу речевого этикета, отражают веру носителей языка в возможность получения различных благ от него при определенных условиях. В текстах эпоса Тейри антропоморфизирован, его культ вхож в круговорот жизни человека, он всемогущий и вездесущий Бог, обнаруживающийся во всем, являясь создателем космоса, живых существ и поддерживающим их жизнедеятельность. Наряду с тенгрианством формированию духовной культуры, религиозно-мифологических воззрений карачаевцев и балкарцев в некоторой степени способствовал и шаманизм, элементы которого в эпических текстах представлены наименованиями различных персонажей и орудиями их деятельности. Также в текстах эпоса отразилось время, когда формой религиозных верований у предков карачаевцев и балкарцев было сложное переплетение язычества с элементами православного христианства. В основном, это связано с фигурой Элии (он же ветхозаветный пророк Илья), выступающим покровителем нартов во всех их делах. Данное исследование имеет перспективу для последующих научно-теоретических изысканий, нацеленных на междисциплинарный анализ эпического дискурса, что позволит в полной мере представить целостную картину мира карачаево-балкарского народа на ранних этапах его формирования.
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Внутреннего гранта КБГУ «Мифологическая лексика карачаево-балкарского языка» (Договор № 34), в рамках программы «Приоритет 2030».
Литература
1. Батчаев В.М. Балкария в XV–начале XIX вв. Москва: ООО «ТАС-ИЗДАТ»; 2006:240.
2. Аюпов Н.Г. Тенгрианство как открытое мировоззрение. Алматы: Издательство “КИЕ”; 2012:264.
3. Шаманов И.М. Древнетюркское верховное божество Тенгри (Тейри) в Карачае и Балкарии. В кн.: Алексеева Е.П. (ред.) Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкесии. Черкесск: Карачаево-Черкесский НИИ истории, филологии и экономики; 1982:155–170.
4. Малкондуев X.X. Отголоски тенгрианства в карачаево-балкарском фольклоре. В кн.: Дробижев Л.М. (ред.) Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических исследований 1980–1981 гг., посвященная 60-летию образования СССР (1982 г.). Тезисы докладов. Нальчик: КБИИФЭ; 1982:153–154.
5. Klaproth von, J. Kaukasische Sprachen. Anhang zur Reise in den Kaukasus und nach Georgien von Julius von Klaproth. Halle, Berlin; 1814:288. (На немецком яз.)
6. Ортабаева Р.А.-К., Хаджиева Т.М., Холаев А.З. (ред.) Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. Москва: Восточная литература; 1994:655. (На карачаево-балкарском и русс. яз.)
7. Гузеев Ж.М., Жаппуев А.А. (ред.) Толковый словарь карачаево-балкарского языка. Т. 2. З–Р. Нальчик: Эль-Фа; 2002:1168.
8. Гузеев Ж.М., Ахматов И.Х., Жаппуев А.А. (ред.) Толковый словарь карачаево-балкарского языка. Т. 1. А–Ж. Нальчик: Эль-Фа, 1996:1016.
9. Булекбаев С.Б., Булекбаева Р.У. Тенгрианство – религия и философия древних тюрков. В кн.: Федорова Л.В. (ред.) Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность: сборник статей VII Международной научно-практической конференции (21–22 июня 2019 г., Бишкек, Кыргызстан). Бишкек: Алтын тамга; 2019:82–87.
10. Сеидов М. Кам-шаман и общий обзор на его источники. Баку: Гянджлик; 1994:232.
11. Безертинов Р.Н. Тенгрианство – религия тюрков и монголов: научно-популярное издание, 2-е изд., доп. Казань: Слово; 2004:448.
12. Урусбиева Ф.А. Метафизика колеса. Вопросы тюркского культурогенеза. Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад; 2003:208.
13. Хаджиева Т.М. Тенгрианство в карачаево-балкарской «Нартиаде». Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2017;5(33):231–236.
14. Гузеев Ж.М., Жаппуев А.А. (ред.) Толковый словарь карачаево-балкарского языка. Т. 3. С–Я. Нальчик: Эль-Фа; 2005:1157.
15. Джуртубаев М.Ч. Происхождение нартского эпоса. Нальчик: ООО «Тетраграф»; 2013:805.
16. Бадмацыренова Д.Б., Будаин А.А. Элементы шаманизма в бурятском эпосе о Гэсэре. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017;1–1(67):65–68.
17. Джуртубаев М.Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев: Краткий очерк. Нальчик: Эльбрус; 1991:256.
18. Хаджиева Т.М. (ред.) Народное поэтическое творчество балкарцев и карачаевцев: (Нартский эпос. Мифологическая и обрядовая поэзия). Нальчик: Эльбрус; 1988:304. (На карачаево-балкарском яз.)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная