ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА «ВЛАСТИ» НА МАТЕРИАЛЕ ИСТОРИЧЕСКИХ И ЛЕГЕНДАРНЫХ ГЕРОЕВ ЯКУТОВ
DOI:
https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-4-105-114Ключевые слова:
язык власти; властные отношения; якутский язык; арктическое лидерство; этнокультурная среда; этнолингвистика; фольклор; олонхо; функционирование языка; АрктикаАннотация
Статья посвящена изучению языка «власти» на материале речевых форм исторического героя народа саха – Тыгын Дархана, выполненному в рамках этнолингвистического анализа. Актуальность исследования обусловлена необходимостью углубленного изучения феномена лидерства в национальных поселениях российской Арктики, а также анализа восприятия государственного устройства на низовом уровне. Исследование, опирающееся на материалы якутского фольклора, способствует расширению знаний о механизмах власти и лидерства в северных социокультурных контекстах. Новизна работы заключается в первом обращении к изучению языка «власти» через призму якутского фольклора, что позволяет выявить уникальные черты политического дискурса. Это открывает возможности для анализа риторических стратегий, манипулятивных приемов и механизмов достижения равновесия в отношениях между властью и обществом. Цель исследования заключается в анализе языка «власти» на примере речевых форм Тыгын Дархана с целью выявления способов формирования лидерских качеств и построения властных отношений в традиционном якутском обществе. Для достижения этой цели проведено изучение фольклорных источников, связанных с образом героя, выделены основные языковые средства и проанализирована их функциональная роль в политическом дискурсе. Методологическая основа исследования включает описательный, сравнительно-исторический, семантический и дискурсивный анализ. Особое внимание уделено интерпретации текстов в их культурно-историческом контексте. Результаты исследования показывают, что язык Тыгын Дархана способствовал укреплению его авторитета, поддержанию социальной интеграции и регулированию общественных отношений. Риторические стратегии героя отличались сочетанием традиционных и новаторских подходов, что подчеркивает его значимость для понимания механизмов власти в этнических сообществах. Результаты исследования представляют значимый вклад в развитие этнолингвистики и политической антропологии. Перспективы дальнейшей работы связаны с расширением анализа на языковые практики других народов Севера, что позволит углубить понимание роли языка в социально-политических процессах арктических регионов.
Благодарности: Исследование проведено в рамках реализации гранта РНФ № 24-28-00556 «Лидерство в удаленных арктических поселениях: антропологическое и социолингвистическое исследование властных отношений».
Литература
1. Линденау, Я. И. Описание народов Сибири: (первая половина XVIII века). – Магадан : Магаданское книжное издательство, 1983. – 176 с.
2. Серошевский, В. Л. Якуты: опыт этнографического исследования. 2-е изд. – Москва : Российская политическая энциклопедия, 1993. – 736 с.
3. Худяков, И. А. Верхоянский сборник: Якутские сказки, песни, загадки и пословицы, а также русские сказки записанные в Верхоянском округе И. А. Худяковым. – Иркутск : Издано на средства И. М. Сибирякова, 1890. – Вып. II. 311 с. – (Записки Восточно-Сибирского отдела императорского русского географического о-ва по этнографии т. I., вып. 3.).
4. Токарев, С. А. Общественный строй якутов XVII – XVIII вв. – Якутск : Якутское книжное изд-во, 1945. – 412 с.
5. Окладников, А. П. Социальный строй предков якутов // Советская этнография. – 1947. – № 2. – С. 95–121.
6. Окладников, А. П. Из истории общественных отношений у якутов в XVII веке (легенды о Тыгыне и историческая действительность) // Советская этнография. – 1949. – № 2. – С. 98–118.
7. Окладников, А. П. История Якутской АССР. Якутия до присоединения к русскому государству. Т. 1. – Москва : Изд-во АН СССР, 1955. – 430 с.
8. Ксенофонтов, Г. В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. – Москва : Наука, 1977. – 248 с.
9. Никифоров, В. М. Якутские народные предания. Художественные особенности и историческое развитие жанра. – Новосибирск : Наука, 1994. – 120 с.
10. Борисов, А. А. Якутские улусы в эпоху Тыгына. – Якутск : Бичик, 1997. – 155 с.
11. Парфенова, О. А. Лидер в потестарно-политической культуре саха (на материалах исторических преданий о Тыгыне): диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Якутск, 1999. – 192 с.
12. Парфенова, О. А. Харизма Тыгына в мифах саха. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2016. – 144 с.
13. Яковлев, В. С. – Далан. Тыгын Дархан : роман. – Дьокуускай : Бичик, 1993. – 509 с. (На якутском яз.)
14. Гоголев, А. И. Социальная организация и традиционная семья якутов в XVII веке // Семья у народов Северо-Востока СССР : сборник научных трудов. – Якутск : Изд-во Якутский филиал СО АН СССР, 1988. – С. 89–98.
15. Bernstein, B. Class, Codes, and Control. In: Theoretical Studies Towards a Sociology of Language. – New York : Schocken Books, 1975. – P. 42–59. (На англ. яз.)
16. Эдельман, М. Язык исследования и язык власти // Политическая лингвистика. – 2017. – № 1 (61) – С. 174–183.
17. Парфенова, О. А. Традиционное якутское общество конца XVI – начала XVII вв.: социальные структуры и власть (источники, исследования, дискуссии) // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2023. – № 3 (44). – С. 8–19.
18. Яковлев, В. С. – Далан. Тыгын Дархан : роман / авторизованный перевод с якутского А. Е. Шапошниковой. – Якутск : Бичик, 1994. – 432 с.
19. Барт, Р. Разделение языков // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – Москва : Прогресс, 1989. – С. 519–539.
20. Кутявина, Е. Е. Язык и власть // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2002. – № 1. – С. 153–160.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная