ЭПИЧЕСКИЕ МОТИВЫ МОНГОЛО-ОЙРАТСКОГО ЭПОСА СКАЗИТЕЛЯ ПАРЧЕНА И ИХ ПАРАЛЛЕЛИ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ВЕРСИЯХ «ДЖАНГАРА»
DOI:
https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-4-27-37Ключевые слова:
архаический эпос; «Джангар»; песнь; богатырь; герой; мотив; эпизод; тема; богатырское сватовство; традицияАннотация
Статья посвящена рассмотрению эпических мотивов монголо-ойратского эпоса сказителя Парчена. Актуальность исследования обусловлена тем, что несмотря на широкий охват круга проблем эпоса монгольских народов, вопросы изучения мотивов монголо-ойратской эпической традиции все еще остаются недостаточно исследованными. Новизна исследования состоит в рассмотрении эпических мотивов монголо-ойратского героического эпоса в сравнительном аспекте с национальными версиями эпоса «Джангар». Целью данной статьи является рассмотрение эпических мотивов героических поэм монголо-ойратского эпоса сказителя Парчена, которые были записаны, переведены на русский язык и опубликованы Б. Я. Владимирцовым. Задачи исследования: охарактеризовать эпический репертуар сказителя Парчена, выявить эпические мотивы в монголо-ойратском героическом эпосе и рассмотреть их в сравнительном аспекте в синьцзян-ойратской и калмыцкой традициях эпоса «Джангар». В работе применен описательный, сравнительно-сопоставительный методы, при изучении эпических текстов используются методы текстологического анализа. Материалом исследования являются тексты ойратских эпопей: «Бум-Ердени», «Дайни-Кюрюль», «Кигийн-Кийтюн-Кэкэ-Тэмюр-Зеве», «Егиль-Мерген», «Ергиль-Тюргюль», «Шара-Бодон», тексты эпических песен синьцзян-ойратской версии «Джангара», изданные в Китае в 1986–2000 гг., переложенные на современный калмыцкий язык ученым-востоковедом Б. Х. Тодаевой, а также тексты калмыцкой версии «Джангара». Рассмотрение эпических мотивов монголо-ойратских эпопей показало, что в процессе исторического развития народов от патриархально-родового к феодальному строю архаические мотивы (мотив первотворения, чудесного рождения, наречения имени, предназначенной невесты, «внешней души», «трудных задач», трех состязаний и др.) были трансформированы и унаследованы героическим эпосом «Джангар». Мотив первотворения, присутствующий в монголо-ойратском эпосе «Егиль-Мерген» в синьцзян-ойратской версии «Джангара» изображает мифологическое раннее время, которое переходит на иерархически более высокий уровень, получая статус изначального водяного хаоса. Образ этого хаоса, принимая промежуточную форму, открывает очередную фазу существования вселенной. Мотив наречения имени, являясь важной составляющей эпической биографии героя, в тюрко-монгольском эпосе сопровождается обрядом, а в национальных версиях «Джангара» – йорялом-благопожеланием, которое является магическим благословением и предсказанием будущего героического пути богатыря. Чудеснорожденный богатырь ойратских эпопей, совершающий героические деяния в интересах своего рода, в национальных версиях «Джангара» преображается в наследника эпического властелина, члена семьи богатырей, первого среди равных (Джангар-богдо) в беззаветном служении отчизне – Бумбайской державе. Изучение эпоса монгольских народов в данном направлении представляется перспективным для дальнейших исследований проблем сказительства, мотивов, поэтики и стиля фольклорного текста.
Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-48-03026 «Эпический ландшафт ойратов России, Монголии и Китая (от архаического эпоса до книжного текста)».
Литература
1. Пухов, И. В. Якутский героический эпос олонхо: основные образы. ‒ Москва : Изд-во АН СССР, 1962. ‒ 256 с.
2. Владимирцов, Б. Я. Монголо-ойратский героический эпос. ‒ Петербург ; Москва : Светоч, 1923. ‒ 253 с.
3. Владимирцов, Б. Я. Работы по литературе монгольских народов. ‒ Москва : Восточная литература, 2003. ‒ 608 с.
4. Жирмунский, В. М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. ‒ Москва : Восточная литература, 1960. ‒ 335 с.
5. Жирмунский, В. М. Тюркский героический эпос. ‒ Ленинград : Наука, 1974. ‒ 726 с.
6. Пропп, В. Я. Морфология сказки. ‒ Ленинград : Academia, 1928. ‒ 152 с.
7. Пропп, В. Я. Русский героический эпос. 2-е изд. – Ленинград : Гослитиздат, 1958. ‒ 603 с.
8. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки. ‒ Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1986. ‒ 365 с.
9. Мелетинский, Е. М. Эдда и ранние формы эпоса. ‒ Москва : Наука, 1968. ‒ 368 с.
10. Мелетинский, Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. ‒ Москва : Восточная литература, 2004. ‒ 462 с.
11. Путилов, Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. ‒ Ленинград : Наука, 1976. ‒ 243 с.
12. Путилов, Б. Н. Героический эпос и действительность. ‒ Ленинград : Наука, 1988. ‒ 224 с.
13. Путилов, Б. Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. ‒ Санкт-Петербург : Петербургское востоковедение, 1999. ‒ 288 с.
14. Трояков, П. А. К вопросу об историко-генетическом изучении ранних форм эпоса // Советская этнография. ‒ 1977. ‒ № 3. ‒ С. 125‒132.
15. Неклюдов, С. Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. ‒ Москва : Наука, 1984. ‒ 309 с.
16. Неклюдов, С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный. ‒ Москва : Индрик, 2019. ‒ 592 с.
17. Михайлов, Г. И. Проблемы фольклора монгольских народов. ‒ Элиста : Калм. кн. изд-во, 1971. ‒ 235 с.
18. Кичиков, А. Ш. Исследование героического эпоса «Джангар» (Вопросы исторической поэтики). ‒ Элиста : Калм. кн. изд-во, 1976. ‒ 156 с.
19. Кичиков, А. Ш. Архаические мотивы происхождения героя и их трансформации в версиях «Джангара» // Fragen der mongolischen Heldendichtung. Teil III. Vortrage der 4. Epensimposiums der sonderforschungsbereichs, Bonn, 1983. – Wiesbaden, 1985. – P. 301–372.
20. Кичиков, А. Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. ‒ Москва : Наука, Восточная литература, 1992. ‒ 320 с.
21. Биткеев, Н. Ц. Калмыцкий героический эпос «Джангар»: проблемы типологии национальных версий. ‒ Элиста : Калм. кн. изд-во, 1990. ‒ 155 с.
22. Борджанова, Т. Г. О жанровой специфике монголо-ойратского героического эпоса // Типологические и художественные особенности «Джангара». ‒ Элиста : КНИИЯЛИ, 1978. ‒ С. 15–24.
23. Борджанова, Т. Г. Две записи ойратской эпопеи «Бум-Эрдэни» // Этнография и фольклор монгольских народов. ‒ Элиста : Калм. кн. изд-во, 1981. ‒ С. 19‒26.
24. Борджанова, Т. Г. К вопросу изучения ойратской эпической традиции // Эпическая поэзия монгольских народов. ‒ Элиста : Калм. кн. изд-во, 1982. ‒ С. 106–115.
25. Хабунова, Е. Э. Героический эпос «Джангар»: поэтические константы богатырского жизненного цикла (сравнительное изучение национальных версий). ‒ Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. ‒ 256 с.
26. Жангар = «Джангар». Т. 1. Дунд улусийин ардын амн зокалурлгиг судлх ниигмлгин шинжангин уйгур эбээн засх оюни сала ниигмлигэс эмкэгдэлвэ. ‒ Урумчи : Шинжийан-гиин ардын кэвлэлин хора, 1986. ‒ 860 х. (На ойрат. письмен.)
27. Жангар = «Джангар». Т. 2. Дунд улусийин ардын амн зокалурлгиг судлх ниигмлгин шинжангин уйгур эбээн засх оюни сала ниигмлигэс эмкэгдэлвэ. ‒ Урумчи : Шинжийан-гиин ардын кэвлэлин хора, 1987. ‒ 865 х. (На ойрат. письмен.)
28. Жангар = «Джангар». Т. 3. Дунд улусийин ардын амн зокалурлгиг судлх ниигмлгин шинжангин уйгур эбээн засх оюни сала ниигмлигэс эмкэгдэлвэ. ‒ Урумчи : Шинжийан-гиин ардын кэвлэлин хора, 2000. ‒ 460 х. (На ойрат. письмен.)
29. Джангар. Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов / в 3-х т. ‒ Т. 1. ‒ Элиста : АПП «Джангар», 2005. ‒ 856 с. (На калмыцком яз.)
30. Джангар. Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов / в 3-х т. ‒ Т. 2. ‒ Элиста : АПП «Джангар», 2006. ‒ 831 с. (На калмыцком яз.)
31. Джангар. Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов / в 3-х т. ‒ Т. 3. ‒ Элиста : АПП «Джангар», 2008. ‒ 460 с. (На калмыцком яз.)
32. Джангар. Калмыцкий героический эпос (тексты 25 песен). Т. 2. / составитель А. Ш. Кичиков ; редактор Г. И. Михайлов. ‒ Москва : Наука, ГРВЛ, 1978. ‒ 417 с. (На калмыцком яз.)
33. Калмыцкий героический эпос «Джангар»: Малодербетовский цикл / вступительная статья Б. Б. Манджиевой ; сверка текстов песен с оригиналом на «ясном письме» Б. Б. Горяевой, Б. Б. Манджиевой, Ц. Б. Селеевой ; перевод Т. А. Михалевой ; примечание, комментарии, словарь, указатели Б. Б. Манджиевой, Т. А. Михалевой. ‒ Москва : Первая Образцовая типография, Филиал «Чеховский Печатный Двор», 2020. ‒ 544 с. ‒ (Свод калмыцкого фольклора).
34. Манджиева, Б. Б. Калмыцкий героический эпос «Джангар»: эпический репертуар джангарчи Телтя Лиджиева. ‒ Элиста : КалмНЦ РАН, 2024. ‒ 412 с.
35. Манджиева, Б. Б. Мотив чудесного рождения в синьцзян-ойратской эпической традиции «Джангара» // Новый филологический вестник. ‒ 2024. ‒ № 2 (69). ‒ С. 415‒428.
36. Чаптыкова, Ю. И. Мотив чудесного рождения героя в хакасском героическом эпосе // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: Серия Эпосоведение. ‒ 2020. ‒ № 2 (18). ‒ С. 64–73. – DOI : 10.25587/k3804-4667-0763-p.
37. Селеева, Ц. Б. «Героическое сватовство» в синьцзян-ойратской версии «Джангара»: сюжетный состав и композиционная структура // Новый филологический вестник. ‒ 2019. ‒ № 2 (49). ‒ С. 65‒78.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная