О СЮЖЕТОСЛОЖЕНИИ ПЕСНИ МАЛОДЕРБЕТОВСКОГО ЦИКЛА КАЛМЫЦКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА «ДЖАНГАР»
DOI:
https://doi.org/10.25587/o3624-6247-7315-zКлючевые слова:
слова: эпос «Джангар»; песня; сюжет; развитие сюжета; мотив; богатырь; герой; конфликт; единоборство; оружие; пир.Аннотация
Статья посвящена изучению сюжетосложения песни «Песни о том, как прославленный Улан Шовшур хана мангасов Свирепого Шара Гюргю покорил» («Догшн Шар Гүргү маңһс хааг дуут Улан Шовшур дөрәцүлгсн бөлг») Малодербетовского цикла калмыцкого героического эпоса «Джангар», зафиксированного в 1862 г. Исследование сюжетосложения песни, принадлежащей к одному из ранних по времени фиксации циклу эпоса «Джангар», представляется актуальным в свете ее недостаточной изученности. Целью работы является рассмотрение сюжетосложения одной из архаичных песен «Джангара» с применением описательного и сравнительного методов. В результате рассмотрения текста мы пришли к выводу, что сюжетосложение «Песни о том, как прославленный Улан Шовшур хана мангасов Свирепого Шара Гюргю покорил» представляет собой единую цепь из отдельных законченных эпизодов, в которых присутствует и драматический накал, и напряженность, и динамизм, направленные на раскрытие основной идеи эпоса. Комплекс мотивов, взаимосвязанных между собой, образует сюжет, который строится на конфликте, обусловленном завязкой, кульминацией и развязкой. Конфликтная ситуация обуславливает выбор (самовыбор) богатыря для отправления его в боевой поход, затем герой, преодолев препятствия, встречающиеся в пути, вступает в единоборство с противником, но терпит временное поражение. Дальнейшее развитие сюжета вводит новые действующие лица – богатырскую дружину, которая спешит на помощь герою. Вместе с прибывшими богатырями герой реализует как свое предназначение, так и предназначение своего коня и священного оружия – копья, он побеждает антагониста, возвращает бумбайский народ и возрождает Бумбу, тем самым восстанавливает мировую гармонию и возвращает слушателей к исходной точке – пиру во дворце Джангара.
Благодарность: Исследование проведено в рамках государственной субсидии – проект «Устное и письменное наследие монгольских народов России, Монголии и Китая: трансграничные традиции и взаимодействия» (№ АААА-А19-119011490036-1).
Литература
- Кичиков А. Ш. Исследование героического эпоса «Джангар» (Вопросы исторической поэтики). – Элиста : Калмыцкое кн. изд-во, 1976. – 156 с.
- Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. – Москва : Восточная литература, 1992. – 320 с.
- Овалов Э. Б. Поэма о поражении свирепого Хара Киняса в эпосе «Джангар» : Основные образы и поэтические особенности. – Элиста : Калмыцкое кн. изд-во, 1977. – 78 с.
- Овалов Э. Б. Типология мотивов и сюжетов в эпосе монгольских народов. – Элиста : АПП «Джангар», 2004. – 183 с.
- Овалов Э. Б. Сюжетно-стилевые традиции в эпосе «Джангар» и его версиях. – Элиста : НПП «Джангар», 2008. – 304 с.
- Биткеев Н. Ц. Сюжетная структура «Джангара» (Композиция эпического повествования калмыцких и монгольских джангарчи) // «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов : материалы Всесоюзной научной конференции (Элиста, 17–19 мая 1978 г.). – Москва : Наука, 1980. – С. 220–228.
- Биткеев Н. Ц. Поэтическое искусство джангарчи : Эпический репертуар Ээлян Овла. Певец и традиция. – Элиста : Калмыцкое кн. изд-во, 1982. – 96 с.
- Биткеев Н. Ц. Калмыцкий героический эпос «Джангар» : Проблемы типологии национальных версий. – Элиста : Калмыцкое кн. изд-во, 1990. – 155 с.
- Борджанова Т. Г. Сюжетные функции жанров обрядовой поэзии в эпосе «Джангар» // «Джангар» и проблемы эпического творчества : тезисы докладов и сообщений Международной научной конференции (Элиста, 22–24 августа 1990 г.) / отв. ред. Н. Ц. Биткеев. – Элиста : Калмыцкий институт общественных наук АН СССР, 1990. – С. 58–59.
- Борджанова Т. Г. Песня о Шара Гюргю в разновременных записях // «Джангар» в евразийском пространстве (к 200-летию первой публикации калмыцкого героического эпоса «Джангар») : материалы Международной научно-практической конференции (Элиста, 27 сентября – 2 октября 2004 г.). – Элиста : КалмГУ, 2004. – С. 39–41.
- Пюрвеева Н. Б. Поэтика героического эпоса «Джангар». – Элиста : АПП «Джангар», 2003. – 240 с.
- Хабунова Е. Э. Героический эпос «Джангар» : поэтические константы богатырского жизненного цикла (сравнительное изучение национальных версий). – Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. – 256 с.
- Убушиева Д. В. Багацохуровский цикл «Джангара» в записях XIX века : сюжетика и сохранность эпического текста : автореф. дис. ... к. филол. н. – Элиста : КалмГУ, 2009. – 21 с.
- Убушиева Д. В. Песня «О битве богатыря Алого Хонгора с Авланги ханом» в записи от Бадмы Обушинова (к вопросам текстологии) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – 2011. – № 1. – С. 168–173.
- Убушиева Д. В. Мотив одиночества в ранних циклах эпоса «Джангар» // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия : Эпосоведение. – 2020. – № 3. – С. 55–62. – DOI : 25587/z4539-2607-3422-f.
- Селеева Ц. Б. Структура эпического сюжета (на материале синьцзян-ойратской и калмыцкой версий эпоса «Джангар») // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – 2008. – № 4. – С. 79–85.
- Селеева Ц. Б. Функционально-семантические особенности типических мотивов в сюжете синьцзян-ойратской версии «Джангара» // Новый филологический вестник. – 2019. – № 4. – С. 53–64.
- Селеева Ц. Б. «Героическое сватовство» в синьцзян-ойратской версии «Джангара» : сюжетный состав и композиционная структура // Новый филологический вестник. – 2019. – № 2. – С. 65‒78.
- Путилов Б. Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. – Санкт-Петербург : Петербургское востоковедение, 1999. – 288 с.
- Калмыцкий героический эпос «Джангар»: Малодербетовский цикл / вступ. ст. Б. Б. Манджиевой ; сверка текстов песен с оригиналом на «ясном письме» Б. Б. Горяевой, Б. Б. Манджиевой, Ц. Б. Селеевой ; пер. Т. А. Михалевой ; примеч., комм., словарь, указатели Б. Б. Манджиевой, Т. А. Михалевой ; отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев, С. Ю. Неклюдов, В. В. Куканова. – Москва : АО «Первая Образцовая типография», Филиал «Чеховский Печатный Двор», 2020. – 544 с. – (Свод калмыцкого фольклора). (На калмыцком и рус. яз.)
- Пропп В. Я. Русский героический эпос. 2-е изд. – Ленинград : Гослитиздат. Ленингр. отд-ние, 1958. – 603 с.
- Неклюдов С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный. – Москва : Индрик, 2019. – 592 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная