АНАЛИЗ ЭТНОФОЛЬКЛОРНЫХ СВЕДЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОХИЩЕНИЕМ НЕВЕСТЫ, В КАРАКАЛПАКСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Авторы

  • Бибираба Каримбаевна БЕКЖАНОВА Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза https://orcid.org/0000-0001-9013-3488

DOI:

https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-2-96-106

Ключевые слова:

каракалпакский фольклор; эпос; традиция; брак; женитьба; умыкание девушки; свадебные обряды и обычаи; религия; история; современность

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию обычая қыз алып қашыў – умыкание девушки, которая сохранилась среди каракалпаков до настоящих времен. Выявлены причины возникновения, формы и виды. Определены своеобразные особенности и место в свадебных обрядах. А также в статье проанализированы историко-этнографические мотивы, свидетельствующие о древних формах похищения невесты. Каракалпакский фольклор представляет собой наиболее архаичный пласт свадебных обрядов и традиций. В частности, в народных сказках, легендах, и эпосах сохранились мотивы, связанные с женитьбой на основе умыкания невесты. В работе автор с помощью этнофольклорных материалов показывает, что сохранившиеся в текстах каракалпакских эпосов ранние виды похищения невесты отличаются от современности. Мотив жаўлап алынған ҳаял или олжа ҳаял («трофейная женщина») в каракалпакских эпосах имеет архаический характер, который присущ в основном военно-демократическому периоду. Одним из основных требований военно-демократического общества – это обычай похищения женщин побеждённой стороны и женитьба на них. Хищнический брак, брак захватом, уводом, похищение женщин – первобытная, весьма распространенная еще доныне форма брака, при которой брачный союз устанавливается путем насильственного (фактически или притворно) захвата женщины. Эти мотивы встречаются в различных вариантах. Один из сюжетов, который характерен каракалпакскому фольклору – это самовольный уход девушки к любимому или инсценировка ее похищения по предварительному взаимному согласию, который в сегодняшние дни широко распространен среди каракалпаков. Умыкание невесты инсценируется с согласия или без согласия родителей. По мнению автора статьи, мотивы, связанные с умыканием невесты, свойственны не только каракалпакскому фольклору, но и другим народам и этносам. Это дает нам возможность обнаружить сходства и взаимосвязь каракалпакского народа с другими народами. Кроме того, в статье автор интерпретирует результаты анализов образов, связанных с мотивом умыкания невесты в таких эпосах, как «Едиге», «Книга моего деда Коркута» («Коркут ата»), легендах «Кетенлер», «Родословный туркмен» («Шажараи тарокима») и в полевых записях, проведенных автором.

 

Литература

1. Кун, Н. А. Легенды и мифы древней Греции. – Ташкент : Молодая гвардия, 1986. – 528 с. (На каракалпакском яз.)

2. Шангина, И. И. Русская свадьба. История и традиция. – Санкт-Петербург : Азбука, 2017. – 480 с.

3. Книга моего деда Коркута / перевод В. В. Бартольда. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1962. – 299 с.

4. Липец, Р. С. «Завоеванная женщина» в тюрко-монгольском эпосе // Фольклор и историческая этнография. – Москва : Наука, 1983. – С. 42–74.

5. «Едиге»: каракалпакский народный эпос (вариант Ерполат жырау). – Нукус : Каракалпакстан, 1992. – 400 с. (На каракалпакском яз.)

6. Баходирхон Абулгозий. Родословной туркмен / редактор К. Махмудов. – Ташкент : Чулпон. 1995. – 48 с. (На узбекском яз.)

7. Умыкание // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона [Электронный ресурс]. URL : https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/104602/%D0%A3%D0%BC%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5. (Дата обращения : 17.03.2024)

8. Добродомов, И. Г. Проблема филологической достоверности материала в исторических исследованиях // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – 2002. – № 4 (10). – С. 5–20.

9. Гура, А. В. Брак и свадьба славянской народной культуре: семантики и символика. – Москва : Индрик, 2012. – 151с.

10. Этническая история и традиционная культура народов Средней Азии и Казахстана / редактор Н. Палагина. – Нукус : Каракалпакстан, 1989. – 272 с.

11. Карнаушенко, Л. В. Обычное право народов Северного Кавказа и похищение невесты // Юрист-Правовед. – 2019. – № 2 (89). – С. 45–49.

12. Штернберг, Л. Я. Семья и род у народов северо-восточной Азии. – Ленинград : Наука, 1933. – 280 с.

13. Косвен, М. И. Очерки первобытной культуры. – Москва : Наука, 1957. – 532 с.

14. Kleinbach, R., Aitieva, M. Ablezova, М. Kidnapping for marriage (Ala kachuu) in Kyrgiz village // Central Asiyan Survey. – 2005. – no. 24 (2). – pp. 191–202. (На англ. яз.)

15. Бекмуратова, А. Семейно-бытовой уклад каракалпаков в прошлом и задача преодоления его вредных пережитков. – Нукус : Каракалпакстан, 1969. – 269 с.

16. Кисляков, Н. А. Очерки по истории семьи и брака народов Средней Азии и Казахстана. – Москва : Наука, 1969. – 240 с.

17. Каракалпакский фольклор: том 67 / главный редактор Н. Аимбетов ; ответственный редактор А. И. Альниязов, Ж. Хошниязов. – Нукус : Наука, 2014. – 560 с. (На каракалпакском яз.)

18. Жданко, Т. А. Семейный быть народов СССР. – Москва : Наука, –519 с.

19. Каракалпакские мифы, легенды и острословия / составители: С. Бахадырова., К. Мамбетназаров. – Нукус : Каракалпакстан, 1992. – 128 с. (На каракалпакском яз.)

Биография автора

Бибираба Каримбаевна БЕКЖАНОВА , Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза

старший преподаватель

Загрузки

Опубликован

03-07-2024

Как цитировать

БЕКЖАНОВА , Б. К. (2024). АНАЛИЗ ЭТНОФОЛЬКЛОРНЫХ СВЕДЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОХИЩЕНИЕМ НЕВЕСТЫ, В КАРАКАЛПАКСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 96–106. https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-2-96-106

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)