АНАЛИЗ ЭТНОФОЛЬКЛОРНЫХ СВЕДЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОХИЩЕНИЕМ НЕВЕСТЫ, В КАРАКАЛПАКСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
DOI:
https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-2-96-106Ключевые слова:
каракалпакский фольклор; эпос; традиция; брак; женитьба; умыкание девушки; свадебные обряды и обычаи; религия; история; современностьАннотация
Данная статья посвящена исследованию обычая қыз алып қашыў – умыкание девушки, которая сохранилась среди каракалпаков до настоящих времен. Выявлены причины возникновения, формы и виды. Определены своеобразные особенности и место в свадебных обрядах. А также в статье проанализированы историко-этнографические мотивы, свидетельствующие о древних формах похищения невесты. Каракалпакский фольклор представляет собой наиболее архаичный пласт свадебных обрядов и традиций. В частности, в народных сказках, легендах, и эпосах сохранились мотивы, связанные с женитьбой на основе умыкания невесты. В работе автор с помощью этнофольклорных материалов показывает, что сохранившиеся в текстах каракалпакских эпосов ранние виды похищения невесты отличаются от современности. Мотив жаўлап алынған ҳаял или олжа ҳаял («трофейная женщина») в каракалпакских эпосах имеет архаический характер, который присущ в основном военно-демократическому периоду. Одним из основных требований военно-демократического общества – это обычай похищения женщин побеждённой стороны и женитьба на них. Хищнический брак, брак захватом, уводом, похищение женщин – первобытная, весьма распространенная еще доныне форма брака, при которой брачный союз устанавливается путем насильственного (фактически или притворно) захвата женщины. Эти мотивы встречаются в различных вариантах. Один из сюжетов, который характерен каракалпакскому фольклору – это самовольный уход девушки к любимому или инсценировка ее похищения по предварительному взаимному согласию, который в сегодняшние дни широко распространен среди каракалпаков. Умыкание невесты инсценируется с согласия или без согласия родителей. По мнению автора статьи, мотивы, связанные с умыканием невесты, свойственны не только каракалпакскому фольклору, но и другим народам и этносам. Это дает нам возможность обнаружить сходства и взаимосвязь каракалпакского народа с другими народами. Кроме того, в статье автор интерпретирует результаты анализов образов, связанных с мотивом умыкания невесты в таких эпосах, как «Едиге», «Книга моего деда Коркута» («Коркут ата»), легендах «Кетенлер», «Родословный туркмен» («Шажараи тарокима») и в полевых записях, проведенных автором.
Литература
1. Кун, Н. А. Легенды и мифы древней Греции. – Ташкент : Молодая гвардия, 1986. – 528 с. (На каракалпакском яз.)
2. Шангина, И. И. Русская свадьба. История и традиция. – Санкт-Петербург : Азбука, 2017. – 480 с.
3. Книга моего деда Коркута / перевод В. В. Бартольда. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1962. – 299 с.
4. Липец, Р. С. «Завоеванная женщина» в тюрко-монгольском эпосе // Фольклор и историческая этнография. – Москва : Наука, 1983. – С. 42–74.
5. «Едиге»: каракалпакский народный эпос (вариант Ерполат жырау). – Нукус : Каракалпакстан, 1992. – 400 с. (На каракалпакском яз.)
6. Баходирхон Абулгозий. Родословной туркмен / редактор К. Махмудов. – Ташкент : Чулпон. 1995. – 48 с. (На узбекском яз.)
7. Умыкание // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона [Электронный ресурс]. URL : https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/104602/%D0%A3%D0%BC%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5. (Дата обращения : 17.03.2024)
8. Добродомов, И. Г. Проблема филологической достоверности материала в исторических исследованиях // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – 2002. – № 4 (10). – С. 5–20.
9. Гура, А. В. Брак и свадьба славянской народной культуре: семантики и символика. – Москва : Индрик, 2012. – 151с.
10. Этническая история и традиционная культура народов Средней Азии и Казахстана / редактор Н. Палагина. – Нукус : Каракалпакстан, 1989. – 272 с.
11. Карнаушенко, Л. В. Обычное право народов Северного Кавказа и похищение невесты // Юрист-Правовед. – 2019. – № 2 (89). – С. 45–49.
12. Штернберг, Л. Я. Семья и род у народов северо-восточной Азии. – Ленинград : Наука, 1933. – 280 с.
13. Косвен, М. И. Очерки первобытной культуры. – Москва : Наука, 1957. – 532 с.
14. Kleinbach, R., Aitieva, M. Ablezova, М. Kidnapping for marriage (Ala kachuu) in Kyrgiz village // Central Asiyan Survey. – 2005. – no. 24 (2). – pp. 191–202. (На англ. яз.)
15. Бекмуратова, А. Семейно-бытовой уклад каракалпаков в прошлом и задача преодоления его вредных пережитков. – Нукус : Каракалпакстан, 1969. – 269 с.
16. Кисляков, Н. А. Очерки по истории семьи и брака народов Средней Азии и Казахстана. – Москва : Наука, 1969. – 240 с.
17. Каракалпакский фольклор: том 67 / главный редактор Н. Аимбетов ; ответственный редактор А. И. Альниязов, Ж. Хошниязов. – Нукус : Наука, 2014. – 560 с. (На каракалпакском яз.)
18. Жданко, Т. А. Семейный быть народов СССР. – Москва : Наука, –519 с.
19. Каракалпакские мифы, легенды и острословия / составители: С. Бахадырова., К. Мамбетназаров. – Нукус : Каракалпакстан, 1992. – 128 с. (На каракалпакском яз.)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 ЭПОСОВЕДЕНИЕ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная