АНАЛИЗ СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ В ЭПИЧЕСКИХ СКАЗАНИЯХ КАРАКАЛПАКСКОГО НАРОДА

Авторы

  • Бибираба Каримбаевна БЕКЖАНОВА, rabyabekjanova@yandex.ru Нукусский государственный педагогический института им. Ажинияза, Нукус, Узбекистан.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.4.8695

Ключевые слова:

эпос, этнология, этнокультура, древний архаический период, традиция женитьбы, брачные обряды, обычай выбора жениха и невесты, брачные условия, испытание жениха, свадебные игры.

Аннотация

Каракалпакские народные эпосы представляют генетические истоки свадебных обрядов, которые объясняют многие явления общественной жизни этноса в прошлом. В их произведениях имеются богатые источники, свидетельствующие о нормах древних браков.

Данная статья посвящена проблеме изучения ранних форм семейно-брачных отношений по данным каракалпакских эпосов. Исследование обрядов и традиций, связанных со свадебными торжествами на основе эпических источников, является важным, потому что дает возможность всесторонне изучить их генезис и обосновать их историческое происхождение.

В работе исследованы эпические произведения, проанализированы историко-генетические истоки свадебных обрядов и освещены пути трансформации на разных этапах общественного развития. А также проведен научно-сопоставительный анализ материалов по эпосоведению и этнографии, относящихся к свадебным традициям. Эпические источники были оценены с общественно-исторической позиции. На базе эпического материала автором изучены мотивы, связанные с традицией выбора жениха и невесты, выяснены виды, обрядовые особенности и основные условия брака как «гүрес» – «борьба», «алтын қабақ атыў» – «стрельба из лука в золотую тыкву», «бәйги» – «скачки» и т. д. Выход девушек на единоборство с претендентами преследовал одну цель – испытать его, достоин ли он того, чтобы выйти за него замуж. Из эпических материалов видно, что «гүрес» – «борьба» и «бәйги» – «скачки» сначала носили инстанционный характер и являлись основными признаками совершеннолетия. Именно на этих состязаниях юноши доказывали, готовы они или нет к самостоятельной жизни. По содержанию такие мотивы, связанные с браком в каракалпакских эпических сказаниях, считаются характерными для матриархального периода. Одной из характерных особенностей периода этого является то, что девушки-невесты ставят условия перед претендентом-женихом, выходят замуж за батыра, который выполняет все условия, поставленные ею перед ним. Девушки прежде, чем выйти замуж, испытывали в единоборстве силу избранника. Соглашалась выйти замуж только за того человека, который одерживал над ней верх.

В исследовании показано, что изученные эпические сведения, связанные с традицией выбор жениха и невесты, являются одним из самых первоначальных этапов свадебных обрядов, т. к. их возникновение, формирование и развитие происходило именно на этой основе.

Литература

  1. Морозова А. С. К вопросу о происхождении сюжета каракалпакской поэмы «Кырк кыз» // Труды института истории Таджикской ССР. ТХХ. – Сталинабад: Изд-во АН Таджикской ССР, 1960. – С. 133-137.
  2. Толстов С. П. Древний Хорезм. – М: Изд-во МГУ, 1948. – 450 с.
  3. Жданко Т. А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. – М.: Изд-во АН СССР, 1950. – 267 с.
  4. Есбергенов Х., Хошниязов Ж. Этнографические мотивы в каракалпакском фольклоре. – Ташкент: Наука, 1988. – 155 с.
  5. Есбергенов Х. Генезис некоторых сюжетов каракалпакской версии «Алпамыс» // Вестник ККОАНРУз. – Нукус, 2000. – № 3. – С. 71-74.
  6. Камалова Р. Социально-нравственные аспекты в традиционной свадьбе каракалпаков // Вестник ККОАНРУз. – Нукус, 1996. – № 2. – С. 64-67.
  7. Хошниязов Ж. Каракалпакский героический эпос «Алпамыс». Опыт историко-фольклорного исследования. – Нукус: Знание, 1992. – 320 с. (на каракалпакском яз.)
  8. Давкараев Н. Очерки по истории дореволюционной каракалпакской литературы. – Ташкент: Наука, 1959. – 325с.
  9. Сагитов И. Т. Каракалпакский героический эпос. – Ташкент: Наука, 1962.­ – 368 с. (на каракалпакском яз.)
  10. Аимбетов К. Народная мудрость. – Нукус: Каракалпакстан, 1968. – 488 с. (на каракалпакском яз.)
  11. Максетов К. О создании и развитии Каракалпакского народного эпоса // Вопросы советской тюркологии. – Ашхабад: Изд-во АН Туркменской ССР, 1985. – С. 71-75.
  12. Бахадырова С. «Книга моего деда Коркута», «Коблан», «Едиге» и мысли о современной литературе. – Нукус: Каракалпакстан, 1992. – 230 с. (на каракалпакском яз.).
  13. Алламбергенов К. Каракалпакский героический эпос «Едиге». – Нукус: Знание, 1995. – 340 с. (на каракалпакском яз.)
  14. Клавдий Юлиан. Разнообразные путешествия // Древние авторы о Средней Азии. – Ташкент: Наука, 1940. – C. 23-24.
  15. Мусина Г. Историко-типологический анализ женских образов в узбекском народном эпосе: Автореф. дис… канд. ист. наук. – Ташкент, 1990. – 50 с.
  16. «Коблан». Эпос. Каракалпакский фольклор. (Многотомник). T. VIII. – Нукус: Каракалпакстан, 1981. – 385 с. (на каракалпакском яз.)
  17. «Гуруглы». Эпос. Каракалпакский фольклор. (Многотомник). T. VI. – Нукус: Каракалпакстан, 1986. – 284 с. (на каракалпакском яз.)
  18. «Ер Зийуар». Эпос. Каракалпакский фольклор. (Многотомник). T. XI. – Нукус: Каракалпакстан, 1981. – 273 с. (на каракалпакском яз.)
  19. «Кыз-палван» Эпос. Каракалпакский фольклор. (Многотомник). T. XIX. – Нукус: Каракалпакстан, 1989. – 363 с. (на каракалпакском яз.)
  20. «Караман». Эпос. Каракалпакский фольклор. (Многотомник). Т. ХIХ. – Нукус: Каракалпакстан, 1989. – 420 с. (на каракалпакском яз.)
  21. Книга моего деда Коркута / Пер. В. В. Бартольда. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. – 580 с.
  22. Маргулан Э. Шохан и Манас. – Алматы: Писатель, 1971. – 348 с. (на казахском яз.)
  23. Кыдырбаева Р. З. Генезис эпоса «Манас». – Фрунзе: Наука, 1980. – 320 с.
  24. Жирмунский В. М., Зарифов Х. Т. Узбекский народный героический эпос. – М.: ГИХЛ, 1947. – 377 с.
  25. Косвен М. О. Амазонки. История легенды // Советская этнография. – М., 1974. – № 1-3. – С. 117-122.
  26. «Едиге». Каракалпакский народный эпос. (Вариант Ерполат жирау). – Нукус: Каракалпакстан, 1990. – 285 с.
  27. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. – Л.: Наука, 1974. – 381 c.
  28. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. – М.: Наука, 1986. – 320 с. 

Загрузки

Опубликован

27-12-2017

Как цитировать

БЕКЖАНОВА, Б. К. . (2017). АНАЛИЗ СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ В ЭПИЧЕСКИХ СКАЗАНИЯХ КАРАКАЛПАКСКОГО НАРОДА. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 47–55. https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.4.8695

Выпуск

Раздел

Статьи