АНАЛИЗ СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ В ЭПИЧЕСКИХ СКАЗАНИЯХ КАРАКАЛПАКСКОГО НАРОДА
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.4.8695Ключевые слова:
эпос, этнология, этнокультура, древний архаический период, традиция женитьбы, брачные обряды, обычай выбора жениха и невесты, брачные условия, испытание жениха, свадебные игры.Аннотация
Каракалпакские народные эпосы представляют генетические истоки свадебных обрядов, которые объясняют многие явления общественной жизни этноса в прошлом. В их произведениях имеются богатые источники, свидетельствующие о нормах древних браков.
Данная статья посвящена проблеме изучения ранних форм семейно-брачных отношений по данным каракалпакских эпосов. Исследование обрядов и традиций, связанных со свадебными торжествами на основе эпических источников, является важным, потому что дает возможность всесторонне изучить их генезис и обосновать их историческое происхождение.
В работе исследованы эпические произведения, проанализированы историко-генетические истоки свадебных обрядов и освещены пути трансформации на разных этапах общественного развития. А также проведен научно-сопоставительный анализ материалов по эпосоведению и этнографии, относящихся к свадебным традициям. Эпические источники были оценены с общественно-исторической позиции. На базе эпического материала автором изучены мотивы, связанные с традицией выбора жениха и невесты, выяснены виды, обрядовые особенности и основные условия брака как «гүрес» – «борьба», «алтын қабақ атыў» – «стрельба из лука в золотую тыкву», «бәйги» – «скачки» и т. д. Выход девушек на единоборство с претендентами преследовал одну цель – испытать его, достоин ли он того, чтобы выйти за него замуж. Из эпических материалов видно, что «гүрес» – «борьба» и «бәйги» – «скачки» сначала носили инстанционный характер и являлись основными признаками совершеннолетия. Именно на этих состязаниях юноши доказывали, готовы они или нет к самостоятельной жизни. По содержанию такие мотивы, связанные с браком в каракалпакских эпических сказаниях, считаются характерными для матриархального периода. Одной из характерных особенностей периода этого является то, что девушки-невесты ставят условия перед претендентом-женихом, выходят замуж за батыра, который выполняет все условия, поставленные ею перед ним. Девушки прежде, чем выйти замуж, испытывали в единоборстве силу избранника. Соглашалась выйти замуж только за того человека, который одерживал над ней верх.
В исследовании показано, что изученные эпические сведения, связанные с традицией выбор жениха и невесты, являются одним из самых первоначальных этапов свадебных обрядов, т. к. их возникновение, формирование и развитие происходило именно на этой основе.
Литература
- Морозова А. С. К вопросу о происхождении сюжета каракалпакской поэмы «Кырк кыз» // Труды института истории Таджикской ССР. ТХХ. – Сталинабад: Изд-во АН Таджикской ССР, 1960. – С. 133-137.
- Толстов С. П. Древний Хорезм. – М: Изд-во МГУ, 1948. – 450 с.
- Жданко Т. А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. – М.: Изд-во АН СССР, 1950. – 267 с.
- Есбергенов Х., Хошниязов Ж. Этнографические мотивы в каракалпакском фольклоре. – Ташкент: Наука, 1988. – 155 с.
- Есбергенов Х. Генезис некоторых сюжетов каракалпакской версии «Алпамыс» // Вестник ККОАНРУз. – Нукус, 2000. – № 3. – С. 71-74.
- Камалова Р. Социально-нравственные аспекты в традиционной свадьбе каракалпаков // Вестник ККОАНРУз. – Нукус, 1996. – № 2. – С. 64-67.
- Хошниязов Ж. Каракалпакский героический эпос «Алпамыс». Опыт историко-фольклорного исследования. – Нукус: Знание, 1992. – 320 с. (на каракалпакском яз.)
- Давкараев Н. Очерки по истории дореволюционной каракалпакской литературы. – Ташкент: Наука, 1959. – 325с.
- Сагитов И. Т. Каракалпакский героический эпос. – Ташкент: Наука, 1962. – 368 с. (на каракалпакском яз.)
- Аимбетов К. Народная мудрость. – Нукус: Каракалпакстан, 1968. – 488 с. (на каракалпакском яз.)
- Максетов К. О создании и развитии Каракалпакского народного эпоса // Вопросы советской тюркологии. – Ашхабад: Изд-во АН Туркменской ССР, 1985. – С. 71-75.
- Бахадырова С. «Книга моего деда Коркута», «Коблан», «Едиге» и мысли о современной литературе. – Нукус: Каракалпакстан, 1992. – 230 с. (на каракалпакском яз.).
- Алламбергенов К. Каракалпакский героический эпос «Едиге». – Нукус: Знание, 1995. – 340 с. (на каракалпакском яз.)
- Клавдий Юлиан. Разнообразные путешествия // Древние авторы о Средней Азии. – Ташкент: Наука, 1940. – C. 23-24.
- Мусина Г. Историко-типологический анализ женских образов в узбекском народном эпосе: Автореф. дис… канд. ист. наук. – Ташкент, 1990. – 50 с.
- «Коблан». Эпос. Каракалпакский фольклор. (Многотомник). T. VIII. – Нукус: Каракалпакстан, 1981. – 385 с. (на каракалпакском яз.)
- «Гуруглы». Эпос. Каракалпакский фольклор. (Многотомник). T. VI. – Нукус: Каракалпакстан, 1986. – 284 с. (на каракалпакском яз.)
- «Ер Зийуар». Эпос. Каракалпакский фольклор. (Многотомник). T. XI. – Нукус: Каракалпакстан, 1981. – 273 с. (на каракалпакском яз.)
- «Кыз-палван» Эпос. Каракалпакский фольклор. (Многотомник). T. XIX. – Нукус: Каракалпакстан, 1989. – 363 с. (на каракалпакском яз.)
- «Караман». Эпос. Каракалпакский фольклор. (Многотомник). Т. ХIХ. – Нукус: Каракалпакстан, 1989. – 420 с. (на каракалпакском яз.)
- Книга моего деда Коркута / Пер. В. В. Бартольда. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. – 580 с.
- Маргулан Э. Шохан и Манас. – Алматы: Писатель, 1971. – 348 с. (на казахском яз.)
- Кыдырбаева Р. З. Генезис эпоса «Манас». – Фрунзе: Наука, 1980. – 320 с.
- Жирмунский В. М., Зарифов Х. Т. Узбекский народный героический эпос. – М.: ГИХЛ, 1947. – 377 с.
- Косвен М. О. Амазонки. История легенды // Советская этнография. – М., 1974. – № 1-3. – С. 117-122.
- «Едиге». Каракалпакский народный эпос. (Вариант Ерполат жирау). – Нукус: Каракалпакстан, 1990. – 285 с.
- Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. – Л.: Наука, 1974. – 381 c.
- Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. – М.: Наука, 1986. – 320 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная