МЕНТАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА В ТЕКСТЕ ХАКАССКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО СКАЗАНИЯ «АЛБЫНЧЫ»
DOI:
https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-1-27-35Ключевые слова:
хакасский язык; героическое сказание «Албынчы»; ментальность; ментальная лексика; традиционные формулы; клишированные выражения; синонимы; образ; семантика; функционирование; спецификаАннотация
Наше исследование посвящено выявлению и описанию одного из фрагментов фольклорно-языковой картины мира – семантического поля ментальной лексики на материале хакасского героического сказания «Албынчы». Интерес к данной языковой репрезентации образа персонажей вытекает из принципа антропоцентрической парадигмы, представляющего изучение внутреннего мира человека, в частности, его психических и ментальных функций. В качестве ментальной лексики мы рассматриваем лексемы, которые не просто называют процесс, состояние субъекта, а содержат в своей семантике элементы его описания и указывают на национально-этническую специфику восприятия, понимания, познания окружающей действительности отдельной языковой личностью или этнолингвистическим сообществом в целом. Целью исследования являются выявление и описание семантико-функциональных структур ментальной лексики на материале указанного произведения устного народного творчества. Задачи, поставленные для достижения данной цели, связаны с антропоцентрической парадигмой, т. е. вопросами раскрытия феномена человека через язык. Актуальность исследования обусловлена недостаточностью исследований лексической системы языка хакасских героических сказаний и необходимостью развития их лингвофольклористической парадигмы, как самостоятельного научного направления. Новизна исследования заключается в том, что ментальная лексика на фольклорном материале впервые становится предметом специального исследования. На материале хакасского героического сказания «Албынчы» поле ментальной лексики оказалось немногочисленным. Сюда относятся два базовых глагола (сағын- «думать», пiл- «знать»); глагольные синонимические конструкции; существительные – синонимы с общим значением «ум, мысль, рассудок» (ис, ағыл, сағыс), одно клишированное выражение (ис ирт-, ағыл ас- букв. 'рассудок пройти мимо, лишаться разума'), фразеологизм сағыс кiр- букв. 'ум входить', описывающие процессы мыслительной деятельности и ментальные состояния персонажей. В ходе проведённого исследования выявлено, что семантические структуры данных средств выражения ментальности значительно отличаются от содержаний общеязыковых словарных вариантов, поскольку система традиционных фольклорных текстов, прежде всего, отражают мировоззренческие ориентиры и установки этноса. Концептуальную основу совокупности ментальных репрезентантов составляет категорическая полярность оценок: положительная и отрицательная при отсутствии нейтральной. Перспективы исследований языка героических сказаний мы видим в более глубоких и тщательных разработках как отдельных лексических группировок, так и концептуальных сфер, которые способствуют развитию тюркских междисциплинарных направлений «фольклорно-языковая картина мира» и «лингвофольклористика».
Литература
1. Большой толковый словарь русского языка / автор и руководитель проекта, главный редактор С. А. Кузнецов. – Санкт-Петербург : Норинт, 2000. – 1536 с.
2. Колесов, В. В. Русская ментальность в языке и тексте. – Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2006. – 624 с.
3. Черноусова, И. П. Язык фольклора как отражение этнической ментальности (на материале фольклорной концептосферы русской волшебной сказки и былины) : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. – Елец, 2015. – 52 с.
4. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – Москва : ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.
5. Чертыкова, М. Д., Каксин, А. Д. Языковое выражение богатырского видения мира: на материале героического сказания «Албынчы» // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия : Эпосоведение. – 2020. – № 3 (19). – С. 14–29. DOI: 10.25587/v7085-9383-3056-d.
6. Чертыкова, М. Д., Каксин, А. Д. Концептуализация слухового восприятия в фольклорно-языковой картине мира (на материале героического сказания «Албынчы») // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия : Эпосоведение. – 2020. – № 1 (17). – С. 100–111. DOI: 10.25587/SVFU.2020.17.58370.
7. Чертыкова, М. Д., Каксин, А. Д. Глагольная репрезентация речи богатырей (на материале хакасского героического сказания «Албынчы») // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия : Эпосоведение. – 2022. – № 2 (26). – С. 5–16. DOI: 0.25587/e5144-5227-9796-w.
8. Гак, В. Г. Пространство мысли (опыт систематизации слов ментального поля) // Логический анализ языка. Ментальные действия. – Москва : Наука, 1993. – С. 22–29.
9. Албынҷы. Алыптығ нымах (героическое сказание) / сказитель С. П. Кадышев ; текст записан Д. И. Чанковым. – Абакан : Хакасское книжное издательство, 2018. – 126 с. (На хакасском яз.)
10. Хакасско-русский словарь – Хакас – орыс сöстігі: около 22 тыс. слов / авторы: О. П. Анжиганова, Н. А. Баскаков, М. И. Боргояков и др. Под общей редакцией О. В. Субраковой. – Новосибирск : Наука, 2006. – 1114 с.
11. Чертыкова, М. Д. Ментальные глаголы в хакасском языке. – Абакан : Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2021. – 160 с.
12. Чистобаева, Н. С. Роль волшебных предметов в эпическом повествовании хакасов // Эпосоведение. – 2023. – № 4. – С. 98–107. DOI: 10.25587/2782-4861-2023-4-98-107.
13. Конунов, А. А. Стилевое варьирование в героических сказаниях Н. Улагашева и в героическом эпосе коренных народов Горной Шории и Хакасии // Древности Сибири и Центральной Азии : сборник научных трудов. Выпуск 1–2 (13–14). Ответственный редактор В. И. Соёнов. – Горно-Алтайск : Изд-во «Горно-Алтайский государственный университет», 2009. – С. 157–165.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 ЭПОСОВЕДЕНИЕ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная