ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПЕРСОНАЖ БАБУШКИН ВНУК: СПАСИТЕЛЬ ПО-ХАНТЫЙСКИ

Авторы

  • ГРИНЕВИЧ Анна Александровна, annazor@mail.ru кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института филологии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.63.34.005

Ключевые слова:

трикстер; Бабушкин Внук; сюжетный тип; хантыйский фольклор; сказочный мотив; волшебная сказка; миф; структурный анализ; этническая история; ханты.

Аннотация

В статье описывается персонаж хантыйского фольклора, фигурирующий в традиции в определенном сюжетном фонде и имеющий узнаваемый характер, но действующий под разными именами. Наиболее распространенным именем персонажа этого типа является Бабушкин Внук (Ими Хиԓы). Цель данной статьи – очертить круг сходных сказочных и мифологических персонажей в хантыйском фольклоре, выявить их особенности, а также описать круг общих сюжетов, в которых данный персонаж действует. Благодаря использованию метода структурного анализа В. Я. Проппа, на основе 22 текстов на казымском, сынском, шеркальском, сургутском, ваховском, среднеобском, шурышкарском, приуральском, низямском диалектах хантыйского языка выявлены 6 сюжетных типов, в которых участвует данный персонаж: о взаимодействии с великаном (самый распространенный тип, который представлен несколькими разновидностями: о борьбе с антагонистом, о спасении антагониста, волшебные дары, о добыче невесты); об охоте на лося; о противостоянии с отцом; о неродном сыне; о мести за отца; о Небесном всаднике в загробном мире; анекдотические сюжеты. Очерчивается круг наиболее значимых мотивов, встречающихся в этих сюжетных типах: чудесное рождение, нарушение запрета, устранение недостачи. Особенностью хантыйского фольклора является отождествление сказочного и мифологического персонажей. Все упомянутые персонажи хантыйского фольклора распределены по разным функциональным сферам или жанрам: сказкам и мифам, которые в данном случае представляют собой две взаимосвязанные параллельные жанровые системы, отличающиеся степенью метафоризации излагаемых идей, а также, вероятно, ориентированные на разные категории слушателей, детей и посвященных взрослых. В заключении реконструируется обобщенный портрет и мифологическая история героя Бабушкин Внук, чья главная функция – быть защитником страждущих и силой, способной восстанавливать справедливость. Актуальность данного исследования заключается в использовании данных фольклора для реконструкции истории бесписьменных народов, к которым относятся ханты, для которых фольклор является одним из важнейших способов передачи культурной и исторической информации.

Литература

  1. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. – Москва : Лабиринт, 1998. – 512 с.
  2. Березкин Ю.Е. Сибирский фольклор и его соседи // Вестник Томского государственного университета. История. – 2020. – № 68. – С. 89–97.
  3. Урманчиева А.Ю. Параллельное развитие хантыйского и селькупского в «остяцком» ареале // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. – 2019. – № 2 (24). – С. 85–101.
  4. ХелимскийЕ. А. Очерк истории самодийских народов // Компаративистика, уралистика. Лекции и статьи / Е. А. Хелимский. – Москва : Языки русской культуры, 2000. – С. 26–40.
  5. Перевалова Е. В. Северные ханты: этническая история. – Екатеринбург : УрО РАН, 2004. – 414 с.
  6. Чернецов В. Н. Наскальные изображения Урала. – Москва : Наука, 1971. – 120 с. – (Свод археологических источников ; вып. В4-12(2)).
  7. Богораз В. Г. Чукчи. Т. 2. Религия. – Ленинград : Главсевморпути, 1939. – 194 c.
  8. Крашенинников С. Описание земли Камчатки. Т. 2. – Санкт.-Петербург : Императорская Академия наук, 1755. – 319 с.
  9. Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки / составление, предисловие и примечания Г. А. Меновщикова. – Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1974. – 646 с.
  10. Мифы, предания, сказки хантов (рукопись тома из серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»), подг. Лапиной М. А. // Архив сектора фольклора народов Сибири ИФЛ СО РАН.
  11. Мифы, предания, сказки хантов и манси / составление, предисловие и примечания Н. В. Лукиной. – Москва : Наука, 1990. – 568 с.
  12. Напольских В. В. Древнейшие финно-угорские мифы о возникновении земли // Мировоззрение финно-угорских народов / ответственный редактор И. Н. Гемуев. – Новосибирск : Наука, 1990. – С. 5–21.
  13. Березкин Ю. Е. Миф о ныряльщике за землей в евразийских степях? // Древние и средневековые культуры Центральной Азии (становление, развитие и взаимодействие урбанизированных и скотоводческих обществ) : материалы Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения д. и. н. А. М. Мандельштама и 90-летию со дня рождения д. и. н. И. Н. Хлопина. – Санкт-Петербург : Институт истории материальной культуры РАН, 2020. – С. 49–52.
  14. Тучкова Н. А. Этническая история и фольклор селькупов: проблема корреляции данных // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. – 2020. – Т. 40. – № 1–2. – С. 5–414.
  15. Steinitz W. Ostjakologische Arbeiten. Ostjakische Volksdichtung und Erzählungen aus zwei Dialekten. Texte. № 5b. B. I. Berlin, 1975. – 468 c.
  16. Медвежий праздник хантов (рукопись тома из серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»), подг. Молдановым Т. А. // Архив сектора фольклора народов Сибири ИФЛ СО РАН. – 908 с.
  17. Тучкова Н. А. «Эпос об Итте» у южных селькупов // Mikola-konferencia / редактор Б. Вагнер-Надь. – Сегед, Венгрия : Кафедра финноугроведения, – С. 95–113.
  18. Тучкова Н. А. «Мальчик, победивший людоеда»: базовые сюжеты с героем Итя в селькупском фольклоре // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. – 2016. – № 4 (14). – С. 135–158.
  19. Тучкова Н. А. Герой селькупского фольклора Итя женится: тексты с активной ролью невесты-волшебницы // Вестник ТГПУ. – 2015. – № 9 (162). – С. 255–261.
  20. Тучкова Н. А. Указатель сюжетов с героем Итя: опыт классификации // Сибирский филологический журнал. – 2018. – № 1. – С. 57–76.
  21. Тучкова Н. А. Фольклорные тексты с героем Итя в собрании А. И. Кузьминой // Вестник ТГПУ. – 2013. – № 2 (130). – С. 205–208.
  22. Tutschkova Natalia, Wagner-Nagy Beáta. Texte über Itte, der über die sieben Götter der Weisheit verfügt. – Tomsk : Staatliche Universität Tomsk, 2015. – Teil 1. – 336 s. (На немецком и селькупском яз.)
  23. Байдак А. В., Тучкова Н. А. Эпизоды «эпоса об Итте» в чумылькупском диалектном ареале // Коренные народы Сибири: проблемы историографии, истории, этнографии, лингвистики : материалы региональной научно-практической конференции (15 ноября 2022 г.) / под редакцией Л. Л. Селивановой. – Томск : Изд-во ТГАСУ, 2004. – С. 51–64.
  24. Прокофьева Е. Д. К вопросу о социальной организации селькупов (род и фратрия) // Сибирский этнографический сборник. – Москва, Ленинград : АН СССР, 1952. – Т. 1. – С. 88–107.

Загрузки

Опубликован

28-12-2022

Как цитировать

Анна Александровна, Г. (2022). ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПЕРСОНАЖ БАБУШКИН ВНУК: СПАСИТЕЛЬ ПО-ХАНТЫЙСКИ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 46–55. https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.63.34.005

Выпуск

Раздел

Статьи