ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ И МЕТОДЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИСКУССТВЕ БАХШИ-ДЕСТАНЧИ

Авторы

  • Мурад Какаджанович КУРБАНОВ, j_kourbanova@mail.ru Туркменская национальная консерватория имени М. Кулиевой, Ашхабад, Туркменистан.
  • Джамиля Азимовна КУРБАНОВА, j_kourbanova@mail.ru Туркменская национальная консерватория имени М. Кулиевой, Ашхабад, Туркменистан.

DOI:

https://doi.org/10.25587/u9444-6196-4538-a

Ключевые слова:

эпическое наследие; дестан; эпические циклы; легенды с музыкой; музыкально-поэтические сказания; мелодии-темы; искусство бахши-дестанчи; дестанное исполнительство; устная традиция; классификация жанров эпического сказительства.

Аннотация

Искусство туркменских бахши-дестанчи имеет древние истоки и отличается жанровым богатством и стилевым разнообразием. Эпическое наследие туркмен в достаточной степени изучено филологами, этнографами, однако специальных исследований, раскрывающих природу сохранения изустной традиции и описывающих методы передачи эпических жанров из поколения в поколение в Туркменистане, до сих пор нет. Цель статьи – описать бытующие школы эпического сказительства, выявить их жанровые, исполнительские особенности, сохранившиеся в искусстве бахши-дестанчи традиции наставничества, а также охарактеризовать методы, позволяющие сказителям хранить в памяти огромное количество эпических песен и текстов. Для решения намеченных целей были осуществлены следующие задачи: проанализированы эпические жанры различных локальных школ; проведен сравнительный анализ исполнения эпоса одним и тем же сказителем в различные периоды времени, а также наставника и его учеников; определены факторы, влияющие на изменение дестанов. В качестве методологической базы использованы труды А. Лорда, В. В. Бартольда, В. М. Жирмунского, В. Я. Проппа, Е. Э. Бертельса, Б. Н. Путилова, К. Райхла. Источниками для анализа послужили образцы эпического наследия из аудио фонда Туркменской национальной консерватории, а также полевые аудио/видео материалы из личного архива авторов. Впервые в статье в качестве жанров эпических сказителей рассматриваются не только традиционные эпосы и дестаны, но и жанр легенды с музыкой, а также излюбленные в народе музыкально-поэтические транскрипции произведений поэтов-классиков. Проведенные исследования позволили выявить формообразующую роль песен и их функции, осуществляющие развитие музыкальной драматургии в дестанах. Впервые в работе выявлены «песни-маяки», составляющие каркас эпического сказания и способствующие запоминанию повествования в памяти народных сказителей. Незакреплённость песенных мотивов к текстам, а также использование в песнях мелодий-тем (музыкальных напевов, характерных для конкретных локальных школ) определяет особенности туркменского дестанного исполнительства. Учитывая тенденцию к ослабеванию интереса молодого поколения к древней традиции, изучение методов преемственности, используемых в процессе сохранения традиции устного наследия, представляется своевременным и актуальным.

Литература

  1. Марко Поло. Книга о разнообразии мира / перевод И. П. Минаева. – Москва : Наука, 1997. – 187 с.
  2. Борнс А. Путешествие в Бухару в 1831, 1832, 1833 годах. Ч. 1. – Москва : Университетская типография, 1948. – 502 с.
  3. Кёр-Оглу. Восточный поэт-наездник. Полное собрание его импровизаций с присовокуплением его биографии / перевод с английского С. С. Пенн. – Тифлис, 1856. – 179 с.
  4. Genri de Gulibef de Blokwil. Türkmenleriňkide ýesirlikde. – Aşgabat : Altyn guşak, 1992. – 88 s. (На туркменском яз.)
  5. Вамбери A. Путешествие по Средней Азии в 1863 году. – Москва : Вост. лит-ра, 2003. – 318 с.
  6. Гартвельд В. Н. Среди сыпучих песков и отрубленных голов. Путевые очерки Туркестана (1913). – Москва : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1914. – 160 с.
  7. Бартольд В. В. Туркмены // Сочинения. Т. 5. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов / В. В. Бартольд. – Москва : Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1968. – С. 272–276.
  8. Бертельс Е. Э. Литературное прошлое туркменского народа (от древнейших времен до XVIII века) // Совет эдебияты. – 1944. – № 9-10. – С. 9–10.
  9. Жирмунский В. М. Огузский героический эпос и «Книга Коркута» // Книга моего деда Коркута. – Москва : АН СССР, 1962. – С. 11–44.
  10. Скосырев П. Г. Тyркменская литература. – Москва : Советский писатель, 1965. – 336 с.
  11. Kösäýew M. Edebiýat barada söhbet. – Aşgabat : Türkmenistan, 1972. – 238 s. (На туркменском яз.)
  12. Мамедязов Б. Туркменский героический эпос. – Aшхабад : Ылым, 1992. – 101 с.
  13. Бекмурадов А. По следам Гёроглы. – Ашхабад : Туркменистан, 1988. – 144 с.
  14. Каррыев Б. А. Туркменский героический эпос «Гёроглы» // Гёроглы. Туркменский героический эпос. – Москва : Гл. ред. вост. лит-ры, 1983. – С. 5–32.
  15. Каррыев Б. А. Эпические сказания о Кёр-оглы у тюркоязычных народов. – Москва : Гл. ред. вост. лит-ры, 1968. – 260 с.
  16. Басилов В. О пережитках тотемизма у туркмен // Известия АН ТССР. Серия Этнография. – 1963. – Т. 7. – С. 135–151.
  17. Демидов С. Суфизм в Туркмении. – Ашхабад : Ылым, 1978. – 176 с.
  18. Успенский В., Беляев В. Туркменская музыка. Т. 1. – Ашхабад : Туркменистан, 1979. – 384 с.
  19. Гуллыев Ш. Искусство туркменских бахши. – Ашхабад : Туркменистан, 1983. – 260 с.
  20. Kurbanov M. K. Epic tradition of Turkmen people // Scientific research of the SCO countries: synergy and integration. – Beijing : PRC, 2019. – Pp. 158–165. (На англ. яз.)
  21. Guzuçyýewa G. «Gorkut ata» kitaby we türkmen dessanlary // Türkmenistanda ylym we tehnika. – 1999. – № 4. – S. 5–9. (На туркменском яз.)
  22. Короглы Х. Туркменская литература. – Москва : Высшая школа, 1972. – 285 с.
  23. Раимбергенов А., Аманова С. Голоса народных муз. – Алма-Ата : Онер, 1990. – 288 с.
  24. Gorkut ata. Gadymy türkmen eposy. – Aşgabat : Türkmenistan, 1990. – 192 s. (На туркменском яз.)
  25. Каррыев Б. А. Сказания, прошедшие сквозь века. – Ашхабад : Ылым, 1973. – 51 с.
  26. Короглы Х. Шасенем и Гарып, Касым оглан и другие туркменские народные повести. – Москва : Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1991. – 363 с.
  27. Райхл К. Тюркский эпос (традиции, формы, поэтическая структура). – Москва : Вост. лит-ра, 2008. – 383 с.
  28. Garryýew S. Türkmen eposy, dessanlary we gündogar halklarynyň epiki döredijiligi. – Aşgabat : Ylym, 1982. – 201 s. (На туркменском яз.)
  29. Kurbanova D. A. The singing tradition of the Turkmen epic poetry // The oral epic: performance and music. – Bonn : VWB-Verlag fur Wissenschaft und Bildung, 2000. – Pp. 115–128. (На англ. яз.)
  30. Курбанова Д. A. Музыкальное наследие туркмен. Жанры и форма. – Латвия : Lambert Academic Publishing, 2018. – 200 с.
  31. Курбанова Д. A. Происхождение и современное бытование эпических жанров в Туркменистане // Исполнительские направления туркменского эпического искусства. – Ашхабад : ТDNG, 2017. – С. 7–44.
  32. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. – Москва : Музыка, 1972. – 319 с.
  33. Halmuhammedow Ş. Tejen raýonynda folkloryň häzirki zaman ýagdaýy // Türkmen folklorynyň häzirki zaman ýagdaýy. – Aşgabat : Ylym, 1975. – S. 93–154.

Загрузки

Опубликован

30-12-2021

Как цитировать

КУРБАНОВ, М. К. ., & КУРБАНОВА, Д. А. . (2021). ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ И МЕТОДЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИСКУССТВЕ БАХШИ-ДЕСТАНЧИ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 71–83. https://doi.org/10.25587/u9444-6196-4538-a

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)