НАРОДНАЯ ПЕСНЯ - ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ЭПИЧЕСКОГО СКАЗИТЕЛЬСТВА ТУРКМЕН
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.11.16942Ключевые слова:
эпос, эпическое искусство, легенда, дестан, сказитель, озан, бахши, дестанчи, народная песня, музыкальная драматургия, шелковый путь.Аннотация
Складывавшийся на протяжении тысячелетий духовный и культурный потенциал туркменского народа воплотился в творениях народного творчества, произведениях музыкального и художественного искусства. Яркую страницу в богатом наследии туркмен представляет живая эпическая традиция, носителями которой являются бахши-дестанчи. До сегодняшнего во всех уголках Туркменистана слушатели с большим воодушевлением воспринимают выступления эпических сказителей, в репертуаре которых сохранились многочисленные народные дестаны, а также главы монументальной героической эпопеи «Гёроглы».
Цель статьи – проследить исторические предпосылки зарождения и пути формирования эпических жанров туркмен. Представленный в работе историко-хронологический метод исследования позволяет воссоздать общую панораму развития туркменского эпического сказительства, дать характеристику сказительского искусства в его современном бытовании, а также выявить значение народной песни, являющейся движущей силой туркменских эпосов и дестанов. Эпическая песня концентрирует в себе весь контекст жанра. Суть эпического интонирования проступает в мелодике народной песни и исполнительских особенностях бахши-дестанчи. Отличительная для каждой локальной школы манера исполнения эпоса придает искусству туркменских сказителей стилистическое разнообразие и обогащает его самобытными красками. Стиль каждого дестанчи глубоко индивидуален, вместе с тем, он прочно связан с незыблемыми исполнительскими традициями. При всем стилевом многообразии, структурная основа песен, их месторасположение в сказании и драматургическое развитие, а также традиционные прозаические формулы и поэтические повторы-клише, специфические гортанные украшения исполнителей свидетельствуют о близости устной традиции различных эпических школ. Преемственность основных компонентов музыки и стиля влияет на наследование музыкального напева от наставника, что также говорит о прочной опоре сказителя на складывавшуюся столетиями традицию. Она не препятствует проявлению индивидуального начала, но удерживает исполнителя в четко ограниченном русле. Поэтому, исполнение эпоса считают его воссозданием в пределах музыкально-стилевой традиции. Как видим, развитие эпической песни, а также живое бытование туркменского эпоса движет и поддерживает традиция. Пока есть традиция, существует и эпическое наследие туркмен.
Литература
- Жирмунский В. М. Огузский героический эпос и «Книга Коркута» // Книга моего деда Коркута. – М.: АН СССР, 19 – С. 11-44.
- Жирмунский В. М., Кононов А. Н. От составителей // Китаби Дедем Коркут. – М.-Л.: АН СССР, 1962. – 299 с.
- Kösäýew M. Edebiýat barada söhbet. – Aşgabat: Türkmenistan, 1972. – 238 s. (на туркменском яз.)
- Каррыев Б. А. Туркменский героический эпос «Гёроглы» // Гёроглы. Туркменский героический эпос. – М.: Гл. ред. вост. лит-ры, 1983. – С. 5-32.
- Каррыев Б. А. Эпические сказания о Кер-оглы у тюркоязычных народов. – М.: Гл. ред. вост. лит-ры, 1968. – 280 с.
- Каррыев Б. А. Эпос и дестан (к вопросу об их взаимосвязи) // Известия АН ТССР. Серия Общественных наук. – 1973, № 6. – С. 19-24.
- Мамедязов Б. Туркменский героический эпос. – Aшхабад: Ылым, 1992. – 101 с.
- Мамедязов Б. О генезисе эпоса «Гёроглы». – Aшхабад: Ылым, 1982. – 118 с.
- Короглы Х. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. – М.: Наука, 1983. – 346 с.
- Короглы Х. Огузский героический эпос. – М.: Наука, 1976. – 240 с.
- Короглы Х. Туркменская литература. – М.: Высшая школа, 1972. – 285 с.
- Райхл К. Тюркский эпос (традиции, формы, поэтическая структура). – М.: Восточная литература РАН, 2008. – 380 с.
- Мустаков Р. Европейские источники о роли бахши // Известия АН ТССР. Серия Общественных наук. – 1977, № 2. – С. 17-19.
- Gullaýew N. Gadymdan galan nusgalar. – Aşgabat: Türkmenistan, 1986. – 170 s. (на туркменском яз.)
- Ylýasowa G. Türkmen halk döredijiliginde maşgala däp-dessur poeziýasy: filol. ylym. kand... diss. – Aşgabat, 1973. – 188 s. (на туркменском яз.)
- Pirjanow R. Magrupynyň «Ýusup-Ahmet» dessanynda oguznamaçylyk däpleri. // Filol. ylym. kand... diss. – Aşgabat, 1995. – 141 s. (на туркменском яз.)
- Mämmetgulyýew D. «Şasenem-Garyp» dessanynyň dil aýratynlyklary: filol. ylym. kand… diss. – Aşgabat, 1965. – 202 s. (на туркменском яз.)
- Джикиев А. Очерки происхождения и формирования туркменского народа в эпоху средневековья. – Ашхабад: Туркменистан, 1991. – 336 с.
- Агаджанов С. Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII веков. – Ашхабад: Ылым, 1969. – 376 с.
- Агаджанов С. Г. Сельджукиды и Туркмения в XI-XII вв. – Ашхабад: Туркменистан, 1973. – 105 с.
- Агаджанов С. Г., Каррыев А. Б., Росляков А. А. Проблемы этногенеза туркмен в исторической науке // Ученые записки Туркменского Госуниверситета. Вып. 57. – Ашхабад: Госуниверситет, 1970. – С. 67-98.
- Массон В. М. Мерв – столица Маргианы. – Мары: Метбугат, 1991. – 75 с.
- Массон В. М. Средняя Азия и древний Восток. – М.-Л.: Наука, 1964. – 175 с.
- Пугаченкова Г. А. Искусство Туркмении. – М.: Искусство, 1967. – 688 с.
- Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. Очерки искусства Средней Азии. – М.: Искусство, 1982. – 219 с.
- Ýusupow H., Orazow A. Türkmen halkynyň gelip çykyşy we kemala gelşi. // Türkmen halkynyň gelip çykyşynyň, dünýä ýaýraýşynyň we onuň döwletiniň taryhynyň problemalary. – Aşgabat: TYA Ş. Batyrow ad. Taryh instituty, 1997. – 8-12. (на туркменском яз.)
- Джумалиев С. Музыкальное наследие туркменского народа в устных и письменных источниках // Памятники Туркменистана. – 1973, № 2. – С. 12-18.
- Сарианиди В. И. Маргуш. Древневосточное царство в старой дельте реки Мургаб. – Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба, 2002. – 355 с.
- Басилов В. Н. Культ святых в исламе. – М.: Мысль, 19 – 150 с.
- Басилов В. О пережитках тотемизма у туркмен // ТИИАЭ АН ТССР. Серия Этнография. Т. 7. – Ашхабад, 1963. – С. 135-151.
- Турсунов Е. Истоки тюркского фольклора. Коркут. – Алматы: Дайк-Пресс, 2001. – 168 с.
- Abubakirowa N. Türkmen halk aýdymlarynyň gözbaşlary. – Aşgabat: Metbugat, 1980. – 24 s. (на туркменском яз.)
- Гуллыев Ш. Искусство туркменских бахши. – Ашхабад: Ылым, 1986. – 260 с.
- Гуллыев Ш. Туркменская музыка (наследие). – Алматы: Фонд Сорос-Казахстан, 2003. – 208 с.
- Ahmedow A. Dutaryň owazy – halkymyň sazy. – Aşgabat: Türkmenistan, 1983. – 127 s. (на туркменском яз.)
- Kurbanova D. The singing tradition of Turkmen epic poetry // The oral epic: performance and music. – VWB-Verlag fur Wissenschaft und Bildung, 2000. – pp. 115-128. (на англ. яз.)
- Kurbanova Turkmenistan // Continuum Encyclopedia of Popular music of the world. Vol. 5. “Asia and Oceania”. – Continuum, 2005. – pp. 61-64. (на англ. яз.)
- Kurbanova D. Genesis of Turkmen culture in context of developing of musical instruments // Традиционная музыка казахов и народов Центральной Азии: современное состояние, изучение и перспективы развития. – Алматы: КНК им. Курмангазы, – С. 152-162. (на англ. яз.)
- Конрад Н. Средневековое Возрождение и Алишер Навои. – М.: Восточная литература, 1978. – 469 с.
- Дурдыев М. Туркмены. – Ашхабад: Харп, 1991. – 56 с.
- Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. – М.: Мысль, 1985. – 263 с.
- Первобытный Туркменистан: сб. статей / Под ред. В.М. Массона, Е. Атагаррыева. – Ашхабад: Ылым, 1976. – 155 с.
- Авеста. Избранные гимны / Пер. с англ. и комм. проф. И. М. Стеблин-Каменского. – Душанбе: Адиб, 1990. – 190 с.
- Древний Мерв в свидетельствах письменных источников / Сост. Г. Кошеленко, А. Губаев, А. Бадер, В. Гаибов. – Ашхабад: Юрт, 1994. – 160 с.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении // Проблемы этнографии и истории культуры народов Азиатско-Тихоокеанского региона. – Л.: Петербургское Востоковедение, 2004. – С. 126-141.
- Джами А. Трактат о музыке / Пер. с персид. А. Н. Болдырева. – Ташкент: Изд-во АН Узбекской ССР, 1960. – 327 с.
- Вызго Т. С. Музыкальные инструменты Средней Азии. Исторические очерки. – М.: Музыка, 1980. – 190 с.
- Успенский В., Беляев В. Туркменская музыка. T. 1. – Ашхабад: Туркменистан, 1979. – 384 с.
- Скосырев П. Г. Туркменская литература. – М.: Советский писатель, 1965. – 336 с.
- Мец А. Мусульманский Ренессанс. – М.: Восточная литература, 1966. – 183 с.
- Лор Меликова-Сайяр. От легенды к опере. Эволюция темы Кероглу в советском Азербайджане. – Баку: Язычы, 1985. – 136 с.
- Анализ музыкальных произведений. – М.: Музыка, 19 – 352 с.
- Затаевич А. В. 1000 песен казахского народа. – Алматы: Дайк-Пресс, 2004. – 496 с.
- Шахназарова Н. О двух типах музыкального профессионализма в контексте культуры // Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность. – Ташкент: Изд-во литературы и искусства им. Г. Гуляма, 1981. – С. 18-24.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная