НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТНИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА
DOI:
https://doi.org/10.25587/e4294-4960-9721-zКлючевые слова:
эпос; героический эпос; диахронный; синхронный; историзм; ономастика; поэтика; этнос; этнический характер; этническая номенклатура.Аннотация
На протяжении всего ХХ века в фольклористике доминировал так называемый поэтический метод, который занимался определением художественной системы героического эпоса. Вместе с тем все чаще ставился вопрос об отношении эпоса к историческим событиям прошлого. Многие фольклористы и историки, в лице С. Н. Азбелева, Л. И. Емельянова, Н. И. Кравцова, А. А. Петросяна, М. М. Плисецкого, Б. А. Рыбакова начали разрабатывать проблемы историзма в русских былинах. На этой почве в середине 1960-х гг. вспыхнули научные дебаты вокруг этой проблемы – историзма героического эпоса. Несмотря на полемический характер, суждения многих фольклористов оказались на стороне исторического изучения былин. Такая постановка вопроса, с учетом посмертно изданного труда «Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса» (1999), оказалась не чуждой самому Б. Н. Путилову, который усердно разрабатывал типологическую теорию. В своих поздних изысканиях автор несколько отошёл от изначальной позиции. На широком фоне исторического изучения былин фольклористы пошли ещё дальше, вычленяя сведения этнического порядка в героическом эпосе. Цель настоящего исследования – определение этнического характера героического эпоса с учетом методологических достижений фольклористики конца ХХ и начала ХХI веков. Актуальность данного направления заключается в том, что несмотря на многочисленные этнонимы, топонимы, гидронимы, антропонимы и т. д., отражённые в героическом эпосе, они долгое время оставались в тени. Историки, опиравшиеся только на достоверные факты, игнорировали подобные сведения, а фольклористы, в свою очередь, считали их объектом историков. Поэтому научно-познавательный процесс подменялся суждением о личном вкладе эпических сказителей, якобы вносивших этническую номенклатуру в героический эпос. С распадом СССР были сняты многие идеологические запреты, связанные с этнической природой казахского эпоса. Это позволило отдельным учёным постсоветского пространства приступить к разработке этнических истоков героического эпоса. Были опубликованы соответствующие материалы, в том числе на страницах настоящего журнала, направленные на изучение этнических сведений в казахском эпосе. Отныне этнический характер эпоса не вызывает больших разногласий. В казахском эпосоведении эта проблема стала разрабатываться более глубже, с использованием методов исследования фольклористики, этнографии и этнологии. В статье приводятся новые сведения и суждения отдельных исследователей методологического порядка. Наряду с общеизвестными трудами вышеуказанных фольклористов в научный обиход вовлекаются герменевтические суждения А. М. Эткинда. Обращено внимание на информативную сущность героического эпоса, определены познавательные возможности синхронного и диахронного методов исследования. Подытоживая материал, автор приходит к заключению, что без этноса нет героического эпоса, а без этнического процесса – эпической традиции.
Литература
- Коныратбай Т. А. К методологии изучения этнического характера героического эпоса // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2020. – № 1. – С. 5–22.
- Эткинд А. М. Новый историзм, русская версия // Новое литературное обозрение. – 2001. – № 1. – С. 7–12.
- Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность. – Ленинград : Наука, 1988. – 224 с.
- Фольклор. Проблемы историзма / ответственный редактор В. М. Гацак. – Москва : Наука, 1988. – 295 с.
- [A. Definition of folklore] // NIF Newsletter, № 1 / editor Lauri Honko. – Turku : Nordic institute of folklore, 1987. – P. 8. (На англ. яз.)
- Алем. Литературно-художественный и общественно-политический альманах Главной редакционной коллегии по переводу и литературным взаимосвязям при СП Казахстана / главный редактор А. Сейдимбеков. – Алматы : Санат, 1991. – 494 с.
- Кравцов Н. И. Сербский эпос и история // Советская этнография. – 1948. – № 3. – С. 17–22.
- Этническая история и фольклор / ответственный редактор Р. С. Липец. – Москва : Наука, 1977. – 258 с.
- Толстова Л. С. Использование фольклора при изучении этногенеза и этнокультурных связей народов (на среднеазиатском материале) // Фольклор и историческая этнография / ответственный редактор Р. С. Липец. – Москва : Наука, 1983. – С. 6–22.
- Коныратбай Т. А. Эпос и этнос. – Алматы : Наука, 2000. – 268 с.
- Емельянов Л. И. Методологические вопросы фольклористики. – Ленинград : Наука, 1978. – 206 с.
- Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. – Москва : Высшая школа, 1991. – 383 с.
- Путилов Б. Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. – Санкт-Петербург : Петербургское востоковедение, 1999. – 288 с.
- Методология истории : учебное пособие для студентов вузов / под редакцией А. Н. Алпеева. – Минск : ТетраСистемс, 1996. – 240 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная