ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР КАЗАХСКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА «АЛПАМЫС»
DOI:
https://doi.org/10.25587/w4013-1717-6780-jКлючевые слова:
героический эпос; конырат; калмак; методология; ономастика; родословная; семантика; типология; эпическая традиция; этнический характерАннотация
Рассматривается этнический характер казахского героического эпоса. Несмотря на научные постулаты корифеев науки – С. Е. Малова, В. М. Жирмунского, В. Я. Проппа, Б. Н. Путилова, И. В. Пухова, Л. И. Емельянова, В. М. Гацака, С. Ю. Неклюдова и др., фольклористика советского периода не обращала достаточно внимания определению этнического характера героического эпоса. Ученые внедряли в научный обиход все новые методологические установки, тем не менее некоторые познавательные возможности эпоса оставались в тени. Эпос «Алпамыс» всесторонне изучался учеными советского и постсоветского периода. В работах таких известных литературоведов и фольклористов, как А. С. Орлов, Х. Т. Зарифов, Л. С. Соболев, М. О. Ауэзов, М. С. Сильченко, Н. С. Смирнова, А. Х. Маргулан, А. С. Мирбадалева, М. М. Сагитова, Ф. И. Урманчеев, К. М. Максетов, И. Г. Закиров, Р. Г. Ягафаров и др., данное героическое сказание было изучено с различных научных позиций. Почти все они, за исключением фольклористов более позднего периода, отмечали, что генезис эпоса «Алпамыс» невозможно связать с единичным историческим событием. И тем не менее в исследованиях А. С. Орлова, В. М. Жирмунского, Х. Т. Зарифова была осуществлена попытка определения эпохи формирования эпоса. Новизна настоящей работы продиктована изучением казахской версии эпоса «Алпамыс» на основе этнических сведений путем генетического метода исследования. Методологические изыскания, разрабатываемые представителями русской советской фольклористики, служили образцом для фольклористов Казахстана. Однако в силу отсутствия этнонимов в русских былинах, о чем твердил еще В. Я. Пропп, советскими фольклористами не была изучена проблема этнической принадлежности различных племен, отраженных в героических сказаниях того или иного народа. Ведущими учеными советского времени не была разработана методология изучения эпического наследия во взаимосвязи с этнической историей. Этим и определяется актуальность настоящей работы.
«Алпамыс» – эпическое наследие многих тюркоязычных народов. Имеются казахские, узбекские, каракалпакские, татарские, башкирские, алтайские и др. версии. Однако настоящее исследование ограничивается изучением этнических сведений лишь в казахском героическом эпосе «Алпамыс». В процессе исследования научной обработке подвергались многочисленные топонимы (Байсин, Жидели Байсын), этнонимы (конырат, калмак) и антропонимы (Алпамыс, Баршын, Гоклан), которые формировались на территории всего центральноазиатского региона. Эпос «Алпамыс» изобилует ономастической номенклатурой, которая проливает свет на этническую историю среднеазиатских народов. На основе топонима Байсын, например, затрагиваются такие познавательные сферы, на которые долгое время не обращали внимания фольклористы различных времен. В процессе решения основных задач исследования использованы текстологические сравнения, типологические, историко-генетические методы исследования, которые позволяют определить полистадиальный характер героического эпоса. В статье предпринимается попытка разработки изучения героического эпоса во взаимосвязи с этнической историей тюркоязычных народов, что представляет собой новое направление для эпосоведения современного периода.
Литература
- Этническая история и фольклор / отв. ред. Р. С. Липец. – Москва : Наука, 1977. – 260 с.
- Налепин А. Л. Изучение проблем историзма в американской фольклористике (Краткий анализ) // Фольклор. Проблемы историзма / отв. ред. В. М. Гацак. – Москва : Наука, 1988. – С. 42–71.
- Абаев В. И. Нартовский эпос // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. – 1945. – Т. 10. – Вып. 1. – С. 58–64.
- Kongyratbay T., Kongyratbay K. Hermeneutical aspects of Kazakh heroic epic study // Middle East Journal of Scientific Research. – 2013. – №18 (9). – Pp. 1330–1334. – DOI : 106 5829/idosi.mejsr. 2013.18.9.12373 (На англ. яз.)
- Валитова А. А. Татарская версия эпического сказания «Алпамыш» // Тюрко-монгольское языкознание и фольклористика / авт.-сост. Г. Д. Санжеев, Р. А. Аганин. – Москва : Изд-во вост. лит-ры, 1960. – С. 173–209.
- Жирмунский В. М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. – Москва : Изд-во вост. лит-ры, 1960. – 334 с.
- Жирмунский В. М., Зарифов Х. Т. Узбекский народный героический эпос. – Москва : ОГИЗ, 1947. – 570 с.
- Айымбетов К. А. Каракалпакские народные сказители : автореф. дис. … к. филол. н. – Ташкент, 1965. – 22 с.
- Сагитов И. Т. Каракалпакские версии «Алпамыса» // Об эпосе «Алпамыш» : Материалы по обсуждению эпоса «Алпамыш» / отв. ред. В. И. Чичерин и Х. Т. Зарифов. – Ташкент : АН УзССР, 1959. – С. 178–186.
- Смирнова Н. С., Сыдыков Т. О. О казахских версиях «Алпамыса» // Алпамыс батыр / отв. ред. М. С. Сильченко. – Алма-Ата : АН КазССР, 1961. – С. 429–487.
- Коныратбаев А. К. История казахского фольклора. – Алматы: Ана тили, 1991. – 288 с. (На казахском яз.)
- Бердибай Р. Б. Эпос мировой известности // Егемен Казахстан. – 1999. – № 136–137. – С. 3. (На казахском яз.)
- Артыкбаев Ж. О. Источники казахской истории // История казахов. – 1997. – № 5. – С. 15–24. (На казахском яз.)
- Толыбеков С. Летопись казахского народа. – Алматы : Казахстан, 1992. – 144 с. (На казахском яз.)
- Таракты Акселеу. Устная история. – Алматы : Билим, 1994. – 264 с. (На казахском яз.)
- Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1952. – 221 с.
- Кадыргали Жалайри. Сборник летописей. – Алматы : Казахстан, 1997. – 128 с. (На казахском яз.)
- Абулгазы. Родословная тюрков. – Алматы : Ана тили, 1992. – 208 с. (На казахском яз.)
- Генеалогия племени конырат и рассказы / сост. М. Еримбетов. – Алматы : Жалын, 1993. – 136 с. (На казахском яз.)
- Бартольд В. В. Сочинения. Т. 1. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. – Москва : Изд-во вост. лит-ры, 1963. – 759 с.
- Абдраманулы А. Народный мудрец Сары би и летопись племени конырат. – Алматы : Рауан-Демеу, 1992. – 92 с. (На казахском яз.)
- Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казахского народа. – Ташкент : Вост. отд. кирг. гос. изд-ва, 1925. – 62 с.
- Валиханов Ч. Ч. Избранные. 2-е изд. – Алматы : Жазушы, 1975. – 560 с.
- Курбангали Халид. Тауарих хамса. – Алматы : Казахстан, 1992. – 304 б. (На казахском яз.)
- Аристов Н. А. Заметки об этническом составе тюрских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. – 1896. – Т. 6. – Вып. III–IV. – С. 277–456.
- Толстова Л. С. Исторические предания южного Приаралья. – Москва : Наука, 1984. – 246 с.
- Зарифов Х. Т. Основные мотивы эпоса «Алпамыш» // Об эпосе «Алпамыш» : Материалы по обсуждению эпоса «Алпамыш» / отв. ред. В. И. Чичерин и Х. Т. Зарифов. – Ташкент : АН УзССР, 1959. – С. 6–25.
- Шейбаниада. История монголо-тюрков на джагатайском диалекте с пер., примеч. и прилож., изд. И. Березиным. – Казань : Унив. тип., 1849. – 80 с.
- Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. – Ленинград : Наука, 1979. – С. 314–335.
- Урманчеев Ф. И. Древнейшие истоки узбекского героического эпоса «Алпамыш» // Эпос «Алпамыш» и эпическое творчество народов мира : материалы Международной конференции. – Термиз : Фан, 1999. – С. 126.
- Урманче Ф. И. Тюркский героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. – Казань : ИЯЛИ, 2015. – 448 с.
- Ягафаров Р. Г. Башкирский народный эпос «Алпамша и Барсынхлу» : генезис, специфика, поэтика : автореф. дис. … к. филол. н. – Казань, 2007. – 27 с.
- Снесарев Г. П. Объяснительная записка к «Карте расселения узбеков на территории Хорезмской области (конец XIX – начало XX вв.)» // Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана. – Москва : Наука, 1975. – С. 75–94.
- Васильева Г. П. Преобразование быта и этнические процессы в Северном Туркменистане. – Москва : Наука, 1969. – 390 с.
- Коныратбаев А. Казахский эпос и тюркология. – Алматы : Наука, 1987. – 387 с. (На казахском яз.)
- Моисеев В. А. Джунгарское ханство и казахи ХVІІ–ХVІІІ вв. – Алматы : Ғылым, 1991. – 238 с.
- Казахи. Историко-этнографические очерки / отв. ред. С. П. Толстов. – Ленинград : АН СССР, 1930. – 334 с.
- Бартольд В. В. История турецко-монгольских народов. Конспект лекции, читанных студентам Казахского Высшего педагогического института в 1926–1927 учебном году. – Ташкент : Изд-во Каз. Выс. пед. института, 1928. – 35 с.
- Тревер К. В., Якубовский А. Ю., Воронец М. Э. История народов Узбекистана. Т. 2. – Ташкент : АН УзССР, 1947. – 517 с.
- Гафуров А. Имя и история. Об именах арабов, персов, таджиков и тюрков. Словарь. – Москва : Наука, 1987. – 221 с.
- Босфорт К. Э. Мусульманские династии. – Москва : Наука. 1971. – 324 с.
- Маргулан А. Х. Древние сказания и легенды. – Алматы : Жазушы, 1985. – 368 с. (На казахском яз.)
- Кононов А. Н. Родословная туркмен, сочинение Абул-гази хана хивинского. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1958. – 190 с.
- Мухамед Хайдар Дулати. Тарих-и Рашиди. – Алматы : Санат, 1999. – 656 с. (На казахском яз.)
- Султанов Т. И. Кочевые племена Приаралья в XV–XVII в. (Вопросы этнической и социальной истории). – Москва : Наука, 1982. – 133 с.
- Карпов Г. И. Племенной и родовой состав туркмен. Территория и население Бухары и Хорезма. Ч. 1. – Ташкент : Изд-во ТуркГУ, 1926. – 304 с.
- Молдобаев И. Б. Эпос «Манас» как историко-этнографический источник // Советская тюркология. – 1989. – № 3. – С. 17–23.
- Коныратбай Т. А. К методологии изучения этнического характера героического эпоса (историографические аспекты) // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2020. – № 1 (17). – С. 5–22. – DOI : 10.25587/SVFU.2020.17.58362
- Грумм-Гржимайло Г. Е. Историческое прошлое Бэйшаня в связи с историей Средней Азии. – Санкт-Петербург : Киршбаум, 1898. – 127 с.
- Малявкин А. Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. – Новосибирск : Наука, 1989. – 431 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная