МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ЭПОСЕ «КНИГА МОЕГО ДЕДА КОРКУТА»
DOI:
https://doi.org/10.25587/l1413-4712-1269-oКлючевые слова:
«Книга моего деда Коркута»; тюркская культура; эпос; легенда; народное мышление; мифологические мотивы; культ; пещера; сон; хтонический мир; пространство.Аннотация
В исследовании рассматривается место и роль культа пещеры в эпическом тексте, которая с первобытных времен до наших дней носит в себе качества убежища, защиты для человечества, привлекая внимание также как мифическое пространство. Следует отметить, что мифотворчество, которое превратилось в богатое наследство для всего мира, являясь важным событием культурной истории человечества и на протяжении тысячелетий сыграла доминирующую роль в духовным мире человека. Миф – это система представлений о мире, предшествующая исторической мысли; он может быть восстановлен на основе фактов этнографии, археологии, лингвистики, психологии и др. наук. Мифологическая мировая интуиция характеризуется космологичностью, которая проходит через все.
Мотив пещеры имеет субъективное место в истории тюркской культуры с системой ценностей, на которые он указывает. Пещера также является культурным носителем со своей священной направленностью вне физического размера, которая защищает людей, дает им убежище, открывает двери в новую жизнь со своими скрытыми моментами. Определение важности всех этих характеристик является одним из факторов, обусловливающих актуальность исследования.
Основной целью исследования является изучение культа пещеры, с целью раскрытия мифологической мысли, которая занимает особое место в тексте эпоса. Теоретико-методологическую основу данного исследования составляют научно-теоретические представления известных фольклористов и литературоведов об устной народной литературе, в т. ч. о мифологическом мышлении народа. Объектом исследования являются сказание «Песнь о том, как Басат убил Тепегеза (Циклопа)» эпоса «Книга моего деда Коркута», сказки и образцы письменной литературы, являющиеся одним из основных жанров народной литературы. Предметом же исследования является мотив пещеры, встречающийся в этих произведениях. Научная новизна исследования заключается в том, что мотив пещеры, встречающийся в тексте эпоса, привлекается к исследованию сравнительно с аналогичными мотивами в других фольклорных жанрах и образцах письменной литературы. В исследовании был использован метод сравнительно-типологического подхода, выявлены сходные мифологические мотивы, сюжетные соответствия на основе историко-сравнительного и теоретико-типологического анализа.
Литература
- Борисовский П. И. Древнейшее прошлое человечества. – Ленинград : Наука, 1978. – 240 с.
- Бартольд В. В. Книга моего деда Коркута. – Баку : ЙНЕ ХХI, 1999. – 320 с.
- Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. – Ленинград : Наука, 1974. – 727 с.
- Kitabi-Dədə Qorqud Ensiklopediyası. 2 cilddə. II cild / redaktoru K. V. Nərimanoğlu. – Bakı : Yeni Nəşrlər Evi, 2000. – 567 s. (На азербайджанском яз.)
- Мифы народов мира : Энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / под ред. С. А. Токарева. – Москва : Дрофа, 2008. – 720 c.
- Bayat F. Türk mitolojik sistemi (Kutsal dişi – Mitolojik Ana, Umay Paradigmasında İlkel Mitolojik Kategoriler – İyeler ve Demonoloji). Cilt 2. – İstanbul : Ötüken Neşriyat, 2007. – 368 s. (На турецком яз.)
- Xəlil A. Oğuz eposunun ritual əsasları. – Bakı : Elm və təhsil, 2016. – 288 s. (На азербайджанском яз.)
- Мирча Элиаде. Аспекты мифа [Электронный ресурс]. URL : http://yanko.lib.ru/books/sacra/eliade-aspektu_mifa.pdf (дата посещения : 15.05.2021).
- Əliyev R. Türk mifoloji düşüncəsi və onun epik transformasiyaları. – Bakı : Elm, 2014. – 332 s. (На азербайджанском яз.)
- Əliyev O. Azərbaycan nağıllarının poetikası. – Bakı : Səda, 2001. – 191 s. (На азербайджанском яз.)
- Bəydili C. (Məmmədov). Türk mifoloji sözlüyü. – Bakı : Elm, 2003. – 418 s. (На азербайджанском яз.)
- Ender Usluoğlu. Mağaracılık, mağara fotografları ve mağara ile ilgili yazılar ve anılar [Электронный ресурс]. URL : http://enderusuloglu.blogspot.com/2009/01/dnya-kltrlerinde-yeralti-ve-maara.html (дата посещения : 15.05.2021). (На турецком яз.)
- Azərbaycan nağılları. 5 cilddə. III cild. – Bakı : Şərq-Qərb, 2005. – 296 s. (На азербайджанском яз.)
- Гринцер П. А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. – Москва : Наука, 1974. – 418 с.
- Bilqamıs / redaktoru H. Sadıqova. – Bakı : Azərbaycan ensiklopediyası, 1999. – 92 с. (На азербайджанском яз.)
- Xəlil A. Şumer və oğuz eposunun struktur bənzərliyi : ritual və janr əlaqələri kontükstində // Azərbaycan şifahi xalq ədəbiyyatına dair tədqiqlər. – 2017. – № 1. – С. 23–33. (На азербайджанском яз.)
- Xəlil A. Xaosdan keçidin epikləşməsi və qəhrəmanın səfər motivi motivinin // Filologiya məsələləri. – 2017. – № 12. – S. 283–290. (На азербайджанском яз.)
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Ленинград : Наука, 1986. – 365 с.
- Платон. Государство / пер. с др.-греч. В. Н. Карпова. – Санкт-Петербург : Азбука-аттикус, 2015. – 352 с.
- Səmədoğlu Y. Seçilmiş əsərləri. – Bakı : Şərq-Qərb, 2005. – 320 s. (На азербайджанском яз.)
- Əliyev K. Açıq kitab – «Dədə Qorqud». – Bakı : Elm və təhsil, 2015. – 116 s. (На азербайджанском яз.)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная