К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ СЮЖЕТООБРАЗУЮЩИХ МОТИВОВ В ЭПОСЕ «ДЖАНГАР»
(на материале сарт-калмыцкой, синьцзян-ойратской и калмыцкой версий)
DOI:
https://doi.org/10.25587/s3817-7814-4380-xКлючевые слова:
сарт-калмыки; олёты; Киргизия; эпос «Джангар»; А. В. Бурдуков; архивные материалы; калмыцкая версия эпоса; синьцзян-ойратская версия эпоса; мотивы; сравнительный анализАннотация
Впервые представлен сравнительный анализ ряда сюжетообразующих эпических мотивов, характерных для сарт-калмыцкой, синьцзян-ойратской и калмыцкой версий эпоса «Джангар». Изучение сюжетообразующих мотивов, повествующих о героических коллизиях в эпосе, весьма актуально. Целью исследования является рассмотрение сюжетообразующих мотивов сарт-калмыцкой версии «Джангара» в сравнении с синьцзян-ойратской и калмыцкой версиями эпоса. Методологической основой исследования послужили принципы сравнительно-исторического изучения фольклора, теоретические положения о понятии «мотив», изложенные в работах отечественных фольклористов. Материалом для исследования послужил неопубликованный машинописный текст сарт-калмыцкой версии героического эпоса «Джангар» на языке оригинала, записанный А. В. Бурдуковым в 1929 г. от сказителя Бакхи Сарпекова. Для сравнения были привлечены опубликованные тексты песен калмыцкой и синьцзян-ойратской версий эпоса, а также личные полевые записи авторов олётской версии эпоса. Сюжеты сравниваемых песен посвящены описанию борьбы богатырей с врагами-мангасами. Прослежен ряд сходных по содержанию сюжетообразующих эпических мотивов: мотив нападения мангаса на нутук героя, мотив ломки копья богатыря (в сарт-калмыцкой версии эпоса, как и в синьцзян-ойратской, упоминаются гидронимы Или и Текес), мотив ультиматума (в сарт-калмыцкой версии, как и в синьцзян-ойратской, враг требует три ценных объекта, при этом дается право выбора), мотив богатырского поединка (в сарт-калмыцкой версии выделен мотив богатырского поединка, который, по сравнению с другими версиями эпоса, изложен очень кратко), мотив прибытия героя в родную державу (в сарт-калмыцкой версии, как и в синьцзян-ойратской, юного героя встречает ханша Авай Герел), мотив наречения именем (в сарт-калмыцкой версии героя-мальчика нарекает именем сам Джангар в присутствии всего нутука и дарит ему своего скакуна Бурхан Зерде), мотив исцеления (в сарт-калмыцкой версии исцеляет богатыря целомудренная ханша Авай Герел) и др. В результате проведенного анализа мы пришли к выводу, что мотивный фонд сарт-калмыцкой версии «Джангара» во многом схож с синьцзян-ойратской и калмыцкой версиями эпоса. Сюжетообразующие мотивы в рассматриваемых версиях эпоса не расторжимы, заключают в себе зачаток дальнейшего развития и часто конфликтное начало.
Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-012-00537 А.
Литература
- Овалов Э. Б. Сюжетно-стилевые традиции в эпосе «Джангар» и его версиях. – Элиста : ЗАОр «НПП “Джангар”», 2008. – 304 с.
- Дампилова Л. С., Хабунова Е. Э., Николаева Н. Н., Заяасурен Чулуун. Традиционные мотивы в сюжете о сватовстве в эпосе монгольских народов // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. – – Т. 78. – № 4. – С. 72–78. – DOI : 10.31857/S241377150006113-7.
- Путилов Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору : сб. ст. в память В. Я. Проппа. – Москва : Наука, 1975. – С. 144–
- Ершова И. В. К толкованию эпического мотива (постановка проблемы) // Новый филологический вестник. – – № 2 (41). – С. 14–20.
- Бурдуков А. В. Каракольские калмыки (сарт-калмаки) // Советская этнография. – – № 6. – С. 47–79.
- Сарт-калмыцкая и баитская версия «Джангара» // Научный архив КИГИ РАН (ныне НА КалмНЦ РАН). – Ф. 5. – Оп. 2. – Ед. хр. 6. – 24 л. (На калмыцком яз.)
- Басангова Т. Г. Сарт-калмыцкая версия Джангара (текст, основные мотивы) // Новые исследования Тувы. – 2011. – № 4. – С. 131–1
- Меняев Б. В., Борлыкова Б. Х. Из истории записи сарт-калмыцкой версии эпоса «Джангар» // Mongolica. – – № 1. – Т. XXIV. – С. 85–93. – DOI : 10.25882/zj60-1188.
- Биткеев Н. Ц. Эпос «Джангар». – Элиста : ЗАОр «НПП “Джангар”» ; КалмГУ, 2006. – 352 с.
- Поппе Н. Н. Халха-монгольский героический эпос. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1937. – 125 с.
- Неклюдов С. Ю. Духи и нелюди в недружелюбном мире (о некоторых стратегиях конструирования мифологического образа) [Электронный ресурс]. URL : https://ruthenia.ru/folklore/neckludov52.htm (дата обращения : 20.08.2020).
- Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. 3-е изд., репринт. – Москва : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. – 320 с.
- Манджиева Б. Б. Сюжетообразующие мотивы в эпическом репертуаре джангарчи Телтя Лиджиева // Новый филологический вестник. – – № 3 (54). – С. 322–334.
- Козин С. А. Джангариада. Героическая поэма калмыков : Введение в изучение памятника и перевод торгутской его версии. – Москва-Ленинград : Изд-во АН СССР, 1940. – 252 с.
- Остроумов Н. П. Китайские эмигранты в Семиреченской области Туркестанского края и распространение среди них православного христианства. – Казань : Тип. Имп. ун-та, 1879. – 117 с.
- Bumba-in oroni γaqca bātur Bulǰin ulān Xongγor Kürül Zambal xāni köbüünlei bayiri barildaqsan bölöq // Jangγar / T. Jamca erkelen nayiruulbai. – Ürümči xoto : Šinǰiyang-giyin yeke surγuuli-in kebleliyin xorō. 2010. X. 251-264. (На ойратском яз.)
- Джангар. Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов. В 3 т. Т. 2 / пер. на соврем. калм. язык Б. Х. Тодаевой. – Элиста : ЗАОp «НПП “Джангар”», 2006. – 831 с. (На калмыцком яз.)
- Селеева Ц. Б. Мотив ультиматума и его формальная реализация в синьцзян-ойратской и калмыцкой версиях «Джангара» // Россия и Центральная Азия : историко-культурное наследие и перспективы развития : материалы Международной научной конференции (Элиста, 13–14 сентября 2006 г.). – Элиста : КИГИ РАН, 2007. – С. 80–
- Джангар. Калмыцкий героический эпос. Т. 1 / сост. А. Ш. Кичиков. – Москва : Наука, 1978. – 442 с. (На калмыцком яз.)
- Джангар. Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов. В 3 т. Т. 1 / пер. на соврем. калм. язык Б. Х. Тодаевой. – Элиста : ЗАОp «НПП “Джангар”», 2005. – 855 с. (На калмыцком яз.)
- Джангар. Калмыцкий героический эпос / Сост. А. Ш. Кичиков. – Т. II. – Москва : Наука, 1978. – 417 с. (На калмыцком яз.)
- Жирмунский В. М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. – Москва : Изд-во АН СССР, 1958. – 145 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная