ЗОЛОТО В ПОЭТИКЕ АЛТАЙСКОГО ФОЛЬКЛОРА
(на материале мифов, легенд, сказаний, сказок и загадок)
DOI:
https://doi.org/10.25587/t7874-3744-3510-sКлючевые слова:
эпос; мифопоэтика; мифологема; алтайцы; мифы и легенды; сказания; сказки алтайцев; металлы; символика золота; металлический кодАннотация
В статье впервые на материале алтайского фольклора рассматривается мифопоэтическая символика золота как важного элемента металлического кода языка и культуры алтайцев. Актуальность исследования обусловлена неизученностью мифопоэтической символики наименований металлов в алтайской лингвокультуре. Целью статьи является выявление символики золота в фольклоре алтайцев. Материалом исследования послужили разножанровые тексты алтайского фольклора: сказания, сказки, мифы, легенды, загадки, пословицы. Анализ показал, что лексема алтын ‘золотой’ используется для обозначения признаков строений, различных предметов быта, утвари, конского и воинского снаряжения, одежды и украшений, необычных, духовных животных, птиц, человека, географических объектов, а также употребляется в составе личных имен. Автор приходит к выводу, что благодаря своей материальной и эстетической ценности, образ золота получает широкое символическое значение в алтайской мифологии. С применением структурно-семантического метода на основе контекстуального анализа выявлены 3 основные мифологемы, вокруг которых группируется символические употребления лексемы алтын ‘золотой’: «золото как символ Верхнего мира», «золото как признак сверхъестественных предметов и сущностей» и «золото как символ богатства». Признак ‘золотой’ выступает атрибутом небесных светил, мира светлых божеств. Золото соответствует дневному светилу, т. е. солнцу, серебро – ночному, т. е. луне. Золото в большей степени мужской металл, а серебро – женский. Составляя бинарную оппозицию с железом, золото соотносится с символами Верхнего мира, а железо – с символами Нижнего мира. Золото выступает и признаком предметов волшебства и мифических сущностей Нижнего мира. Волшебные предметы, сделанные из золота, обладают магической и целительской силой. Золото является эквивалентом денег, мерилом силы, власти, богатства, и с ним связаны представления о достоинстве, превосходстве, величии, совершенстве. Исследование символики других наименований металлов представляется перспективным для понимания металлического кода алтайской лингвокультуры.
Благодарности: Исследование проведено в рамках проекта РФФИ «Мифологическая лексика алтайцев: лексикографическое описание и исследование», № 20-012-00265 А.
Литература
- Топоров В. Н. Металлы // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 2 / Гл. ред. С. А. Токарев. – Москва : Советская энциклопедия, 1988. – С. 146–147.
- Большой толковый словарь по культурологии / ред. Б. И. Кононенко. – Москва : Вече, АСТ, 2003. – 511 с.
- Толстой Н. И. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин // Толстые Н. И. и С. М. Славянская этнолингвистика : вопросы теории (Материалы ко Второму Всероссийскому совещанию славистов 5–6 ноября 2013 г.). – Москва : Институт славяноведения РАН, 2013. – С. 19–31.
- Агапкина Т. А., Виноградова Л. Н. Золото // Славянские древности. Т. 2. – Москва : Международные отношения, 1999. – С. 352–
- Петров А. М. Персонажи русских духовных стихов в свете народно-христианских представлений о золоте // Традиционная культура. –2011. – № 3 (43). – С. 27–38.
- Пятова Е. А. Анализ мифологемы золото как компонента языковой картины мира // Lingustica Juvenis. – 2011. – № 13. – С. 126–
- Шеянова И. И. «Золото» и «серебро» как элементы мифопоэтической системы мордвы // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. – 2020. – № 2 (54). – С. 200–
- Равшанов М. Золото – образ языковой картины мира // Электронный инновационный вестник. – 2020. – № 6 (17). – С. 17–
- Алтай баатырлар. Т. 3 / сост. С. С. Суразаков. – Горно-Алтайск : Горно-Алтайское отд-е Алтайского кн. изд-ва, 1960. – 381 с. (На алтайском яз.)
- Алтай баатырлар (Алтайские богатыри). Т. 7 / сост. С. С. Суразаков. – Горно-Алтайск : Горно-Алтайское отд-е Алтайского кн. изд-ва, 1972. – 240 с. (На алтайском яз.)
- Алтай баатырлар (Алтайские богатыри). Т. 8 / сост. С. С. Суразаков. – Горно-Алтайск : Горно-Алтайское отд-е Алтайского кн. изд-ва, 1974. – 231 с. (На алтайском яз.)
- Алтай баатырлар (Алтайские богатыри). Т. 9 / сост. С. С. Суразаков. – Горно-Алтайск : Горно-Алтайское отд-е Алтайского кн. изд-ва, 1977. – 222 с. (На алтайском яз.)
- Алтайские героические сказания. Очи-Бала. Кан-Алтын / сост. : З. С. Казагачева, С. М. Каташев. – Новосибирск : Наука. Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997. – 668 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 15). (На алтайском и русс. яз.)
- Алтайские загадки (Алтай табышкактар) / сост. К. Е. Укачина. – Горно-Алтайск : Горно-Алтайское отд-е Алтайского кн. изд-ва, 1981. – 176 с. (На алтайском и русс. яз.)
- Алтайские народные сказки / сост. Т. М. Садалова. – Новосибирск : Наука, Сибирское предприятие РАН, 2002. – 455 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 21). (На алтайском и русс. яз.)
- Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. Собранные во время путешествий по Алтаю в 1910–1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии / предисл. С. Е. Малова. Репринтное издание (1924). – Горно-Алтайск : Ак Чечек, 1994. – 152 с. (На алтайском и русс. яз.)
- Вербицкий В. В. Алтайские инородцы. Репринтное издание (1893). – Горно-Алтайск : Горно-Алтайская типография, 1992. – 386 с. (На алтайском и русс. яз.)
- Маадай-Кара: Алтайский героический эпос / Зап. текста, пер. и прил. С. С. Суразакова; подгот. тома и вступ. ст. И. В. Пухова. – Москва : Наука, 1973. – 474 с. (На алтайском и русс. яз.)
- Несказочная проза алтайцев / сост. Н. Р. Ойноткинова, И. Б. Шинжин, К. В. Яданова, Е. Е. Ямаева. – Новосибирск : Наука, 2011. – 576 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 30). (На алтайском и русс. яз.)
- Никифоров Н. Я. Аносский сборник: Собрание сказок алтайцев с Примечаниями Г. Н. Потанина. – Омск : Тип. штаба Омск. воен. округа, 1915. – 293 с.
- Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи, собранные В. В. Радловым. Ч. 1 : Поднаречия Алтая. – Санкт-Петербург : Тип. Имп. Академии наук, 1866. – 410 с. (На алтайском яз.)
- Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. – Горно-Алтайск : Ак Чечек, 2005. – 1026 c.
- Толстая С. М. Категория признака в символическом языке культуры // Славянская этнолингвистика : вопросы теории. – Москва : Институт славяноведения РАН, 2013. – С. 123–134.
- Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Пратюркский язык-основа. Картина мира пратюркского этноса по данным языка / отв. ред. Э. Р. Тенишев, А. В. Дыбо. – Москва : Наука, 2006. – 908 с.
- Тюхтенева С. П. Деньги – бумага, человек – золото // Этнографическое обозрение. – – № 2. – С. 16–22.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная