ОСОБЕННОСТИ ОЛЕКМИНСКОГО ОЛОНХО И ВЛИЯНИЕ НА НЕГО ВИЛЮЙСКОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Авторы

  • Айталина Ахметовна КУЗЬМИНА, aitasakha@mail.ru Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

DOI:

https://doi.org/10.25587/g0898-4613-2159-r

Ключевые слова:

героический эпос, олонхо, локальные эпические традиции, культурный диалект, Олекминский улус, Вилюйский регион, вставная ритуальная песня, мотив сотворения мира, культ шаманизма, образы, сюжет

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей олонхо Олекминского улуса (района), который имеет свою специфику в силу этнического состава, истории, территориального расположения. Актуальность статьи состоит в малоизученности и уникальности олонхо олекминских якутов. Целью работы является выявление особенностей олекминского олонхо и влияния на него вилюйской эпической традиции. Научная новизна исследования заключается в том, что традиция олонхо олекминских сказителей впервые становится объектом изучения и сопоставляется с региональной традицией вилюйских якутов. Дана характеристика Олекминскому улусу, где внимание акцентируется на высокую мобильность сказителей, частое посещение олонхосутов из других районов, разнородный этнический состав. Рассмотрена история собирания и публикации текстов олонхо данного района. Установлено, что из-за отдаленности, сложной инфраструктуры, нехватки финансов почти не было фольклорных экспедиций и организации сети корреспондентов. Выделены особенности, характерные только для олекминского олонхо: в эпическом локусе вместо моря часто представлена река; большое количество топонимов, гидронимов; сказочный мотив выбора пути богатырем; своеобразные поэтико-стилевые средства, в которых отражаются торговые связи с Китаем; усложненная сюжетная коллизия; мифологема сотворения мира; большое количество образов, персонажей олонхо; образ олонхосута, включенный в сюжет эпоса. Выявлено влияние олонхо Вилюйского региона, который находится по соседству и в тесном контакте с Олекмой. Обнаружена сакрализация фольклорного слова вилюйскими и олекминскими олонхосутами, которая заключается в исполнении вставной ритуальной песни «Кутурук салайар ырыа» (букв. «хвост направляющая» песня) до или после сказывания олонхо. В сравниваемых регионах береза выступает в образе священного дерева олонхо (Аар Кудук Хатынг, Аар Дууб Хатынг). При этом «олекминская береза» отличается более подробным ее описанием. Для олонхо Вилюйского региона характерен культ шаманизма, который повлиял и на творчество олекминского сказителя М. Т. Шараборина – Кумаарап. Данным фольклорным ареалам также свойственно появление бытового характера изображения жизни героев и прослойки промежуточных образов олонхо.

 

Литература

  1. Илларионов В. В. Олоҥхо алыптаах эйгэтэ : ыстатыйалар, санаалар, сэhэргэhиилэр. – Якутск : Бичик, 2006. – 334 с. (На якутском яз.).
  2. Илларионов В. В. Эпическое наследие народа саха. – Новосибирск : Наука, 2016. – 344 с.
  3. Никифорова В. С. Локальные традиции в музыке олонхо : автореф. дисс. … канд. иск. – Санкт-Петербург, 1994. – 16 с.
  4. Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона : бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. – Новосибирск : Наука, 2014. – 160 с.
  5. Оросина Н. А. Таттинская локальная традиция якутского эпоса олонхо : формы бытования, основные образы и мотивы : автореф. дисс. … к. филол. н. – Махачкала, 2015. – 23 с.
  6. Павлова О. К. Образы высшего божества айыы в олонхо северо-восточной традиции якутов // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2018. – № 2 (10). – С. 85-91. – DOI : 25587/SVFU.2018.10.14557.
  7. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. – Москва : Наука, 1974. – 402 с.
  8. Шараборин М. Т. – Кумаарап. Улуу Даарын бухатыыр : олоҥхо / бэч. бэл. В. В. Илларионов, Т. В. Илларионова. – Якутск : Бичик, 2008. – 272 с. (На якутском яз.)
  9. Олоҥхо омоон суолунан / сост. А. Н. Данилова, Н. В. Павлова, В. Д. Попова и др. – Дьокуускай : Көмүөл, 2019. – 232 с. (На якутском яз.)
  10. Писатели Якутии : биобиблиографический справочник / авт.-сост. В. Н. Павлова. – Якутск : Бичик, 2019. – 720 с.
  11. Олекминский улус : история, культура, фольклор / ред. кол. Т. Н. Оглезнева и др. – Якутск : Бичик, 2005. – 288 с.
  12. Алгыстаах Айыы аартыгынан : ыйынньыктар, ахтыылар / сост. : А. А. Дмитриева, Р. Н. Николаева. – Якутск : Бичик, 2012. – 160 с. (На якутском яз.)
  13. Овчинников М. П. Сордохай-богатырь (Якутская сказка) // Известия ВСОРГО. – 1904. – Т. 35. – № 2. – С. 1-8.
  14. Прокопьев Н. Д. Күндэли Хатыас. Записано И. П. Аргыловым в 1935 г. // Рукописный фонд Архива ЯНЦ СО РАН. – Ф. 5. Оп. 7. Ед. хр. 113. – 98 л. (На якутском яз.)
  15. Шараборин М. Т. – Кумаарап. Дуо Бухатыыр. Записано И. Н. Васильевым в 1941–1943 гг. // Рукописный фонд Архива ЯНЦ СО РАН. – Ф. 5. Оп. 7. Ед. хр. 40. – 180 л. (На якутском яз.)
  16. Шараборин М. Т. – Кумаарап. Куллуйа Куллустуур. Записано Егоровым, Сыллыровым в 1940 г. // Рукописный фонд Архива ЯНЦ СО РАН. – Ф. 5. Оп. 7. Ед. хр. 48. – 279 л. (На якутском яз.)
  17. Шараборин М. Т. – Кумаарап. Куллуйа Куллустуур. Сюжет составлен А. Л. Новгородовой в 1949 г. // Рукописный фонд Архива ЯНЦ СО РАН. – Ф. 5. Оп. 8. Ед. хр. 70. – 21 л. (На якутском яз.)
  18. Шараборин М. Т. – Кумаарап. Куллуйа Куллустуур. Сюжет составлен Сыллыровой в 1940 г. // Рукописный фонд Архива ЯНЦ СО РАН. – Ф. 5. Оп. 8. Ед. хр. 74. – 43 л. (На якутском яз.)
  19. Шараборин М. Т. – Кумаарап. Улуу Даарын. Записано А. Д. Неустроевой в 1940 г. // Рукописный фонд Архива ЯНЦ СО РАН. – Ф. 5. Оп. 7. Ед. хр. 34. – 342 л. (На якутском яз.)
  20. Шараборин М. Т. – Кумаарап. Улуу Даарын. Сюжет составлен В. Д. Кривошапкиной в 1950 г. // Рукописный фонд Архива ЯНЦ СО РАН. – Ф. 5. Оп. 8. Ед. хр. 85. – 25 л. (На якутском яз.)
  21. Кузьмина А. А. «Кутурук салайар ырыа» («Хвост направляющая песня») в олонхо Вилюйского региона: аспекты прагматики // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2020. – № 1 (30). – С. 106-111.
  22. Каратаев С. Н. Тоҥ Саар бухатыыр / сост. : В. В. Илларионов, Г. С. Васильев, Т. В. Илларионова. – Якутск : Бичик, 2004. – Т. 3. – 240 с. (На якутском яз.)
  23. Кузьмина А. А. Вилюйская фольклорная экспедиция 1938 года : материалы по якутскому героическому эпосу олонхо // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. – № 8 (86). – Ч. 1. – С. 33-36. – DOI : 10.30853/filnauki.2018-8-1.7.

Загрузки

Опубликован

30-06-2020

Как цитировать

КУЗЬМИНА, А. А. . (2020). ОСОБЕННОСТИ ОЛЕКМИНСКОГО ОЛОНХО И ВЛИЯНИЕ НА НЕГО ВИЛЮЙСКОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 116–122. https://doi.org/10.25587/g0898-4613-2159-r

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)