О РАЗМЕРЕ, РАЗНОВИДНОСТЯХ И ОСОБЕННОСТЯХ ЯКУТСКОГО ОЛОНХО

Авторы

  • Василий Васильевич ВИНОКУРОВ, umu_vvv@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.12.22343

Ключевые слова:

эпос, олонхо, долганское олонгко, эпос «Урал-батыр», Манас, алыптыг нымах, нимнгакан, размер олонхо, многопоколенное олонхо, многожизненное олонхо, пешее олонхо, конное олонхо, ырыалаах олонхо, сакральный текст.

Аннотация

В статье рассматривается ряд вопросов, которые касаются якутского героического эпоса олонхо и требуют дальнейшего их исследования, осмысления и уточнения. В своем исследовании автор опирался на работы ведущих фольклористов, эпосоведов нашей республики, а также на работы исследователей из Бурятии, Башкортостана и Хакасии. Таким образом, был проведен сравнительный анализ решения этих вопросов в работах исследователей якутского олонхо и эпосов других народов. Для сравнения были использованы исследования ученых-эпосоведов таких эпических произведений, как киргизский «Манас», башкирский «Урал батыр», хакасские алыптыг-нымахи, бурятские улигеры, эвенкийский героический эпос нимнгакан «Иркисмондя-богатырь», долганский ырыалаак олонгко «Мёрёдян Мэргэн-богатырь». Отмечены общие и различные стороны якутского героического эпоса олонхо и эпосов других народов. В работе были рассмотрены такие вопросы, которые связаны с определением размеров олонхо, введением нового термина «многожизненное олонхо», правомерностью использования понятий «пешее (сатыы) олонхо» и «конное (аттаах или ырыалаах) олонхо», временем исполнения олонхо. Уточняются понятия «многопоколенное олонхо» и «многожизненное олонхо». Показано, что долганское ырыалаах олонгко «Мёрёдян Мэргэн-богатырь» не является шестипоколенным эпическим произведением, как раньше считалось, а трёхпоколенным и шестижизненным эпосом, т. к. в этом эпическом произведении речь идет о подвигах трёх поколений богатырей и о жизни, героических подвигах шести разных богатырей, в т. ч. четырех богатырей одного поколения, внуков Мёрёдян Мэргэн-богатыря. Вопрос о том, почему якутское олонхо не рассматривается как глубоко сакральный текст, содержащее тайное знание, передаваемое лишь избранным и достойным, остается до сих пор открытым и требует серьезного и глубокого осмысления и исследования. У некоторых народов при исполнении эпических произведений существуют определенные строгие правила и запреты. Так, например, башкирский эпос «Урал-батыр», хакасские алыптыг-нымахи, бурятские улигеры не исполнялись при любой аудитории. Интересно отметить, что эпические произведения многих народов исполнялись только вечернее и ночное время.

Благодарности: Исследование подготовлено в рамках проекта РФФИ № 18-412-140013 р_а «Эпическое наследие арктических (северных) якутов в контексте этнической истории (проблема взаимодействия и взаимовлияния)».

Литература

  1. Нюргун Боотур Стремительный / Текст К. Г. Оросина. – Якутск: Госиздат, 1947. – 410 с. (на рус. и якутском яз.)
  2. Пухов И. В. Якутский героический эпос – олонхо. Избранные статьи. – Якутск: Изд-во СО РАН, 2004. – 208 с.
  3. Муома олоҥхолоро / отв. ред. В. В. Илларионов. – Якутск: Бичик, 2004. – 240 с. – (Саха боотурдара; Т. 4.). (на якутском яз.)
  4. Урал-батыр. Башкирский народный эпос. – Уфа: Китап, 2013. – 288 с. (на рус., башк., англ. и франц. яз.)
  5. Бутанаев В. Я., Бутанаева И. И. Мир хонгорского (хакасского) фольклора. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета, 2008. – 376 с.
  6. Романова А. В., Мыреева А. Н. Фольклор эвенков Якутии. – Л.: Наука, 1971. – 332 с.
  7. Ала-Булкун: якутское олонхо / Т. В. Захаров – Чээбий. – Якутск: Якутский институт языка, литературы и истории СО РАН, 1994. – 104 с. (на якутском яз.)
  8. Алаатыыр Ала Туйгун: үс үйэлээх олоҥхо / олоҥхоһут Р. П. Алексеев. – Якутск: Бичик, 2002. – (Саха боотурдара; Т. 1). (на якутском яз.)
  9. Фольклор долган / сост. П. Е. Ефремов. – Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2000. – 448 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 19).
  10. Дьүлэй нэһилиэгин олоҥхолоро / отв. ред. В. В. Илларионов. – Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2013. – 266 с. (на якутском яз.)
  11. Николаев С. И. – Сомоготто. Происхождение народа саха. – Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 1995. – 112 с.
  12. Ефремов П. Е. Долганское олонхо. – Якутск: Кн. изд-во, 1984. – 132 с.
  13. Аминев З. Г. Эпос «Урал батыр»: семантика образов и мотивов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. – 122 с.
  14. Уланов А. И. Бурятский героический эпос. – Улан-Удэ: Минкультуры БурАССР, 1963. – 220 с.
  15. Кулаковский А. Е. Научные труды. – Якутск: Кн. изд-во, 1979. – 484 с.
  16. Илларионов В. В. Дьааҥы олоҥхоһуттара. – Якутск: Бичик, 2006. – 160 с. (на якутском яз.)

Загрузки

Опубликован

28-12-2018

Как цитировать

ВИНОКУРОВ, В. В. . (2018). О РАЗМЕРЕ, РАЗНОВИДНОСТЯХ И ОСОБЕННОСТЯХ ЯКУТСКОГО ОЛОНХО. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 66–73. https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.12.22343

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)