ОЛОНХО КАК СОВОКУПНЫЙ ОБРАЗ МИРА

Авторы

  • Андрей Саввич САВВИНОВ, philosofiausy@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.
  • Галина Григорьевна СЛЕПЦОВА, alya.sleptsova.1957@mail.ru Методист Центра Духовности «Камелек».

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.5.10808

Ключевые слова:

эпос, олонхо, мифоэпическое сознание, нравственность, законы природы, семья, страх, самосовершенствование личности, три мира, древо жизни.

Аннотация

Основная идея фильма Джузеппе Торнаторе «Легенда о Тысяча девятисотом» состоит в том, что человек может извлечь бесконечную музыку, играя на пианино с 88 клавишами. Когда же ему предлагают играть на пианино с бесконечным количеством клавиш, он не сможет играть. Он растворится в дурной бесконечности мира. Как человеку утвердить себя в этом мире? Для человека «саха» роль пианино с 88 клавишами играет якутский героический эпос Олонхо.

Предметом данной статьи является эпос народа саха – Олонхо, Шедевр Устного и Нематериального Наследия Человечества. Олонхо возник в глубокой древности и относится к наиболее ранним типам тюркомонгольского эпоса, раскрывает внутреннюю сущность народа, его гуманизм. Искусством, живописанием слова отражает мировоззренческие и нравственные принципы саха, мысли о судьбе своего племени, чаяния о мирной, счастливой и богатой жизни. Методом истолкования, интерпретации силы слова и идеально-смысловых образов в олонхо затронуты основные философские рассуждения о сущности мира, природной действительности, человеческом бытие. Цель данной работы – выявление через символическое пространство олонхо содержательной стороны мифоэпического сознания, как зачаточного воплощения и организации всей нравственности. Опираясь на идею Людвига Витгенштейна о роли детской картины мира, раскрыта значимость конструктивного потенциала олонхо в процессе становления человеческой личности. Образы героев даны как основы высшего предназначения человека. В контексте этих образов знания человека обретают смысл и собственное бытие, что является новизной работы. Статья раскрывает самобытную духовную культуру олонхо как средство формирования системы нравственных и эстетических ценностей жителей Севера, как программу саморазвития совершенного человека – идеала народа. Разработанная в данной статье концепция развития ценностных ориентаций олонхо, теоретическая модель, механизмы составляют научно-психологическую основу для принятия оптимальных решений по острым общественным проблемам и внутрисемейным конфликтам. Олонхо выводится на первый план, как духовно-познавательный конструкт, организующий поведение людей в различных сферах жизни.

Литература

  1. Абишев К. Мышление и бытие // Вопросы философии. – 2014. – № 3. – С. 62-72.
  2. Касумов Т. К., Гасанова Л. К. Страхи в жизни и жизнь в страхе // Вопросы философии. – 2014. – № 1. – С. 34-45.
  3. Цораев З. У. Миф и эпос как феномены сознания и социокультурной деятельности: дис. … д-ра филос. н. – СПб, 2010. – 287 с.
  4. Саввинов А. С. Системные исследования объектов различной природы / АН РС (Я); Ин-т приклад. экологии Севера. – М.: Наука, 1997. – 199 с.
  5. Мординов А. Е. Якутский народный эпос олонхо // Ил. – 2013. – № 1-2. – С. 18-21.
  6. Башарин Г. П. К вопросу о якутском олонхо // Ил. – 2013. – № 1-2. – С. 14-17.
  7. Окладников А. П. Якутский эпос (олонхо) и его связь с югом. – Якутск: Сайдам, 2013. – 62 с.
  8. Попов Б. Н. Содержание духовности // Проблемы формирования культурного пространства Якутии на рубеже третьего тысячелетия. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 2003. – 336 с.
  9. Ойунский П. А. Якутская сказка (олонхо) ее сюжет и содержание. – Якутск: Сайдам, 2013. – 96 с. (на английском и русском яз.).
  10. Гацак В. М. Суразаков С. С. и его труд об алтайском героическом эпосе // Суразаков С. С. Алтай- ский героический эпос. – М.: Наука, 1985. – С. 3-9.
  11. Емельянов Н. В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. – Новосибирск: Наука. Сибирская изда- тельская фирма РАН, 2000. – 192 с.
  12. Винокуров В. В. Об особенностях якутской философии // Северо-Восточный гуманитарный вест- ник. – Якутск, 2014. – № 1, Т. 8. – С. 66-72. 

Загрузки

Опубликован

30-03-2017

Как цитировать

САВВИНОВ, А. С. ., & СЛЕПЦОВА, Г. Г. (2017). ОЛОНХО КАК СОВОКУПНЫЙ ОБРАЗ МИРА. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 64–70. https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.5.10808

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ