ТЭЛЭНГ «ГЯВАН АСИ» В ТВОРЧЕСТВЕ В. Д. ЛЕБЕДЕВА
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.5.10805Ключевые слова:
тэлэнг, эвенская поэзия, эвенское предание, запевные слова, Гяван аси, Гарпани, Чуруня, метафоризм, гипербола, ритмическая структура.Аннотация
Становление эвенской литературы, особенно поэтического творчества, основывается на песенном народном творчестве – икэ, на фольклорных традициях –хиргэчин, томал, сюжетах сказок – нимкар, легенд и преданий –тэлэнг, их композиции и стиля. Как отмечает эвеновед В. А. Роббек, «лучшие произведения эвенских писателей и поэтов – Н. С. Тарабукина, П. А. Ламутского, В. Д. Лебедева, В. С. Кейметинова-Баргачана, А. В. Кривошапкина и др. – берут истоки из устного народного творчества». Эвенский поэт В. Д. Лебедев является одним из талантливых поэтов, которые в своем творчестве при создании эпических произведений опирались на легендах и преданиях, на шаманизме, на фольклоре эвенов.
Эвенские поэты на основе фольклорных сюжетов и характеров создают произведения, веющие современностью. В поэмах присутствует мотив противопоставления добра и зла, который является одним из распространенных в эвенском фольклоре. Из произведений Василия Лебедева на принципах такого контраста построены поэмы «Гяван аси», «Ханьан хуен». В эпических поэмах, рассматриваемых автором, сберегается элемент песенного фольклорного творчества – запевы, воспевание мужества, отваги и воспевание силы героя. Так, проблема генезиса эпического фольклора эвенов рассматривается В. Д. Лебедевым в плане взаимоотношения эпоса с мифом и архаической формой волшебной сказки. Такова поэма поэта В. Д. Лебедева «Гяван аси», её сюжет повествует о девушке Геван, которая спасает своего суженого.
Автором статьи представлены результаты анализа эвенской поэмы «Гяван аси», основанной на фольклорном жанре эвенов тэлэнг. Основным методом исследования поэмы «Гяван аси» послужил метод анализа эпического произведения. Исследователь определяет новаторство в эвенской поэзии поэм В. Д. Лебедева. В статье рассматривается композиционный строй поэмы «Гяван аси» и его своеобразие, где стержнем служит диалог героев. По результатам анализа поэмы автор выявляет ритмическую структуру, которая присуща для эвенского сказания.
Литература
- Лебедев В. Д. Өмчэни: Дёнтур. – Якутск: Некатөрэңэн книга издательстван, 1963. – 68 с. (на эвен- ском яз.)
- Лебедев В. Д. Миргилан. – Якутск: Некатөрэңэн книга изд-ван, 1977. – 72 с. (на эвенском яз.)
- Шилин К. И. Сотворение человека будущего: экософские основания. – М.: Изд-во «Нефть и газ», 2003. – 328 с
- Захарова Н. А. Картины северной природы в творчестве А. Немтушкина / Литература народов Севе- ра: Сб. научн. ст. – СПб.: Издательство «Шатон», 2006. – Вып. 3. – С. 84-88.
- Тобуроков Н. Н. Проблемы сравнительного стиховедения (на материале советской поэзии тюркоя- зычных народов Сибири). – М.: Наука, 1991. – 179 с.
- Тюпа В. И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведе- ний. – 3-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2009. – 336 с.
- Дуткин Х. И. Эвенский фольклор: спецкурс для студентов эвенов ЯГУ. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. – 66 с.
- Лосев А. Ф. Проблемы художественного стиля. – Киев: Collegium: Киевская Академия Евробизнеса, 1994. – 285 с.
- Лебедев В. Д. Кэрэ Геван (Красавица Геван): Үһүйээн // Хотугу сулус. – 1976. – № 7. – С. 53-56. (на якутском яз.)
- Лебедев В. Д. Күнүм, сирим дьарҕаалара: хоhооннор. – Якутск: Кинигэ изд-та, 1980. – 80 с. (на якутском яз.)
- Окорокова В. Б. Белый олень поэта / Сияние полярных огней. – Якутск: Бичик, 2013. – 176 с.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира. – М.: Советский писатель, 1988. – 447 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная