ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ФОЛЬКЛОРНО-ЯЗЫКОВЫЕ АТРИБУЦИИ МОРДОВСКОГО НАРОДА: ЛЕКСЕМА КШИ

Авторы

  • Елена Николаевна Ваганова Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва https://orcid.org/0000-0001-8941-846X
  • Владимир Ильич Рогачёв Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева https://orcid.org/0000-0003-2830-8667

DOI:

https://doi.org/10.25587/2782-4861-2025-1-45-58

Ключевые слова:

мордовский язык; паремия; пословица; поговорка; загадка; гастрононим; устно-поэтический язык; фольклор; национальная картина мира; менталитет; пищевая картина мира

Аннотация

Статья посвящена одной из актуальных и перспективных тем современной лингвофольклористики и этнографии – хлебу, феномену традиционной этнической культуры. Хлеб является значимой частью пищевых традиций мордовского народа и наиболее консервативным элементом материальной культуры. Хлеб сохраняет свое непреходящее значение в обрядовой сфере мордвы, выступает неотъемлемой частью ритуала и наделяется сакральным смыслом. В традиционной пищевой картине мира мордвы хлеб – это духовное средоточие силы, которое присутствует на каждом семейном столе, обеспечивает существование родного дома и является выражением этнического самосознания. В работе реконструируется этимологическое значение и историческое развитие лексемы кши ‘хлеб’. В статье предпринимается попытка показать роль и место хлеба в традиционных молениях, в некоторых семейных и календарных обрядах, связанных с хлебом как важным сакральным символом и одним из самых древних архетипов в мордовской культуре. На основе семантического анализа фольклорных произведений, этнографических, архивных, полевых, лексикографических источников раскрывается самобытная традиция хлебопечения, особенности и способы выпекания обрядового хлеба, подчеркивается его связь со всеми этапами жизненного цикла – от рождения до смерти. Хлеб является важным атрибутом в самых ответственных моментах свадьбы. Актуальность исследования продиктована необходимостью установления функциональных, ценностных и мифологических признаков хлеба. Научная новизна работы заключается в попытке комплексного исследования культурного феномена кши ‘хлеб’ в мордовской языковой картине мира в рамках этнолингвистического и этнографического подходов. Исследование фрагмента языковой картины мира позволяет изучить слово не только как знак языка, но и как феномен национальной ментальности. Методология исследования основана на лингвокультурологическом анализе произведений народного фольклора и интерпретации этнографических, архивных, полевых данных.

Литература

1. Балашова В.А. (ред.) Мордва: историко-культурные очерки. Саранск: Мордовское книжное изд-во; 1995:624.

2. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. Москва: Наука; 1973:215.

3. Heikel A.O. Mordvalaisten Pukuja ja Kuoseja: Trachten und Muster der Mordvinen. Helsingfors: Suomalaisen Kirjallisuuden Seuran Kirjapainon Osakeyhtiö; 1899:611. (На немецком яз.)

4. Рогачев В.И. Семантика знаков декоративно-прикладного искусства. Саранск: Изд-во МГПИ; 2005:147.

5. Евсевьев М.Е. Избранные труды: в 5 т. Саранск: Мордовское книжное изд-во; Т. 1.; 1961: 384; Т. 2.; 1963:528; Т. 5.; 1966:552.

6. Забровский А.П. Хлеб как культурный феномен. В кн.: Павловская А.В., Руцинская И.И. (ред.) Еда и культура: Материалы I Международного научно-практического симпозиума «Традиционная культура в современном мире. История еды и традиции питания народов мира». Москва: Центр по изучению взаимодействия культур; 2015:149‒162.

7. Егорова О.А. Гастрономические традиции в русских народных сказках: из прошлого в настоящее. Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2021;1(33):43‒52.

8. Устинова Н.А. Пищевой код как символизация пищевой традиции (на материале говоров Среднего Приобья). Вестник Томского государственного университета. 2010;(333):28‒31.

9. Цыганкин Д.В., Мосин М.В. Этимологиянь валкс. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та; 2015:228. (На мокша, эрзя и русс. яз.)

10. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. Москва: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей; 1956:683.

11. Аасмяэ Н. Кортатано эрзякс=Поговорим по-эрзянски. Tartu: Tartu Ülikooli; 2015:136.

12. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. Москва: Школа «Языки русской культуры»; 1997:824.

13. Волгапова А.Н., Кулакова Н.А., Рогожина В.Ф. Специфика отражения культурных ценностей в пословицах и поговорках, фразеологизмах в речи мордвы-мокши. Огарёв-Online. 2014;15(29):1‒5.

14. Ширманкина Р.С. Фразеологический словарь мордовских (мокша и эрзя) языков / под общей редакцией Д. В. Цыганкина. Саранск: Мордовское книжное изд-во; 1973:222.

15. Кавтаськин Л.С. (ред.) Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. I. Эпические и лиро-эпические песни. Саранск: Мордовское книжное изд-во; 1963:398. (На эрзя и русс. яз.)

16. Самородов К.Т. Мордовские загадки. 2-е изд. Саранск: Мордовское книжное изд-во; 1987:288. (На мокша, эрзя и русс. яз.)

17. Ваганова Е.Н. Культ луны в религиозных верованиях мордовского народа. Финно-угорский мир. 2013;1(14):94‒99.

18. Беллон М.А. Культура питания: особенности ценностных смыслов. Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018;2(35):59‒64.

19. Мокшин Н.Ф., Сушкова Ю.Н. Хлеб в обрядовой жизни мордвы. В кн.: Арутюнов С.А., Воронина Т.А. (ред.) Хлеб в народной культуре. Этнографические очерки. Москва: Наука; 2004:312‒322.

20. Померанцева Э.В., Кавтаськин Л.С. (ред.) Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 4. Кн. 1. Пословицы, присловья и поговорки. Саранск: Мордовское книжное изд-во; 1963:375. (На мокша, эрзя и русс. яз.)

21. Евсевьев В.Я, Кавтаськин Д.С. (ред.) Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 3, Ч. 2. Эрзянские сказки. Саранск: Мордовское книжное изд-во; 1967:381. (На эрзя и русс. яз.)

22. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Москва: Наука; 1984:607.

23. Зорин Н.В. Русская свадьба в Среднем Поволжье. Казань: Изд-во Казанского ун-та; 1981:200.

24. Ваганова Е.Н. Фольклор мордвы-мокши: к проблеме бытования народных примет. Финно-угорский мир. 2013;3(16):58‒66.

25. Маркелов М.Т. Саратовская мордва (этнографические материалы). В кн.: Саратовский этнографический сборник. Вып. 1. Саратов: Мордовское подотд. Губ. отд. по делам национальностей при Саратовском Губисполкоме; 1922:53–238.

Биографии авторов

Елена Николаевна Ваганова, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии

Владимир Ильич Рогачёв, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева

доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и методики обучения литературе

Загрузки

Опубликован

02-04-2025

Как цитировать

Ваганова, Е. Н., & Рогачёв, В. И. (2025). ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ФОЛЬКЛОРНО-ЯЗЫКОВЫЕ АТРИБУЦИИ МОРДОВСКОГО НАРОДА: ЛЕКСЕМА КШИ . ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 45–58. https://doi.org/10.25587/2782-4861-2025-1-45-58

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)