«СЕСТРЫ-ЛИХОРАДКИ» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОСМЫСЛЕНИИ К. Д. БАЛЬМОНТА (на материале стихотворений «Заговор от двенадесяти девиц» (1906) и «Тринадцать сестер» (1906))
DOI:
https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-4-115-126Ключевые слова:
лихорадки; Сисиниева Молитва; Сисиний; Бальмонт; болезнь; заговор; легенда; сюжет; поверье; трансформация; поэтическое осмыслениеАннотация
Актуальность темы обусловлена растущим интересом к изучению взаимодействия литературы и фольклора, а также значимостью анализа трансформаций традиционных народных мотивов в творчестве русских поэтов XX в. Образ лихорадок в славянской мифологии представляет собой одно из самых загадочных явлений народной культуры, что делает его привлекательным объектом для исследований. Творчество Константина Дмитриевича Бальмонта, известного своими уникальными интерпретациями фольклорных мотивов, позволяет раскрыть новые грани этой темы. Новизна исследования заключается в анализе малоизученного аспекта творчества К. Д. Бальмонта – его обращения к образу лихорадок в стихотворениях «Заговор от двенадесяти девиц» и «Тринадцать сестер». Работа направлена на выявление специфики адаптации народных мотивов в произведениях поэта, а также на определение роли этих образов в формировании его художественного мира. Цель исследования – проанализировать особенности трансформации традиционного образа лихорадок в творчестве К. Д. Бальмонта и выявить механизмы взаимодействия поэта с народными верованиями. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить исторические и культурные контексты, в которых формировались представления о лихорадках; рассмотреть роль фольклорных записей И. П. Сахарова и А. Н. Афанасьева в творчестве К. Д. Бальмонта; провести сравнительный анализ двух указанных стихотворений с точки зрения использования ими фольклорных мотивов; определить степень влияния народных заговоров на творчество поэта. Исследование проводилось методом комплексного анализа текстов, включающего историко-культурный, компаративный и структурно-семантический подходы. Были использованы материалы из работ известных ученых-фольклористов, таких как И. П. Сахаров, А. Н. Афанасьев, Т. А. Агапкина, А. Л. Топорков, М. И. Маслова и др. Особое внимание уделено анализу структуры и содержания стихотворений К. Д. Бальмонта, а также выявлению характерных черт его индивидуального стиля. Основные выводы заключаются в следующем: К. Д. Бальмонт глубоко погружался в сущность народных верований и умел адаптировать традиционные мотивы к своему художественному миру, сохраняя при этом их изначальную суть. Он создавал оригинальные интерпретации фольклорных образов, придавая им новую жизнь и актуализируя их в контексте современной ему эпохи. Образ лихорадок в его поэзии приобретает символическое значение, отражающее глубинные процессы взаимодействия человека с высшими силами и своей культурой. Перспективы дальнейшего исследования связаны с углубленным анализом взаимосвязей между литературой и фольклором в русской культуре XX века на примере творчества К. Д. Бальмонта. Необходимо также продолжить работу над выявлением механизмов трансформации народных мотивов в творчестве других представителей русской литературы, что позволит создать более полную картину взаимодействия литературы и фольклора в истории отечественной культуры.
Литература
1. Сахаров, И. П. Сказания русского народа. Том I. – Москва : Институт русской цивилизации, 2013. – 799 с.
2. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. – Москва : Тип. Грачева и Комп., 1869. – 840 с.
3. Агапкина, Т. А. Вербальные формулы на мотивы Сисиниевой молитвы в восточнославянской заговорной традиции // Славянский мир в третьем тысячелетии. – 2013. – № 8–2. – С. 232–239.
4. Сисиниева легенда в фольклорных и рукописных традициях Ближнего Востока, Балкан и Восточной Европы / отв. ред. А. Л. Топорков. – 2-е изд. – Москва : Индрик, 2017. – 856 с.
5. Маслова, М. И. Ещё раз о «лихоманках» у Григорьева и Фета // Учёные записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 2. – С. 205–211.
6. Майков, Л. Н. Великорусские заклинания. – Санкт-Петербург : Типография Майкова, 1869. – 164 с.
7. Кузнецова, В. С. О царе Ироде и о лихорадках-трясавицах: фольклорные версии библейского сюжета в заговоре и легенде (русские сибирские записи) // Сибирский филологический журнал. – 2003. – № 2. – С. 7–11.
8. Топорков, А. Л. Опыт прочтения одного «парафольклорного» текста из «Сказаний русского народа» И. П. Сахарова // Studia Litterarum. – 2022. – Т. 7. – № 3. – С. 298–321.
9. Жуковский, В. А. Письмо Жуковского в стихах и прозе, писанное у Плещеевых к Протасовым // Полное собрание сочинений : в 12 томах. Т. 6. ; под ред. А. С. Архангельского. – Санкт-Петербург : Изд-во Академии наук, 1902. – С. 15–20.
10. Григорьев, А. А. Поэзия. Проза. Воспоминания / под ред. М. Л. Гаспарова. – Москва : Слово, 2000. – 654 с.
11. Маслова, М. И. Баллада, А. А. Фета «Лихорадка» и средневековые апокрифы // Курский текст в поле национальной культуры. Материалы спецкурса для студентов бакалавриата и магистратуры филологического факультета Курского государственного университета. Вып. 5. – Курск: КГУ, 2013. – С. 114–124. [Электронный ресурс]. URL: https://denliteraturi.ru/article/4184 (дата обращения : 29.11.2024).
12. Маслова, М. И. Аполлон Григорьев и Афанасий Фет: поэзия в иконографическом аспекте // Вестник Псковского государственного университета. Серия : Социально-гуманитарные науки. – 2014. – № 5. – С. 138–148.
13. Татаренкова, Л. В. «Сёстры-лихорадки» в стихотворениях А. Григорьева и А. Фета // Учёные записки ОГУ. Серия : Гуманитарные и социальные науки. – 2010. – № 1. – С. 189–192.
14. Маньковский, А. В. «Доброй ночи» (1843) Ап. Григорьева и «Лихорадка» (1847) А. А. Фета: неучтённые ракурсы сопоставления // Вестник Московского университета. Серия 9 : Филология. – 2022. – № 6. – С. 185–196.
15. Молчанова, Н. А. Поэзия К. Д. Бальмонта: проблемы творческой эволюции : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. – Иваново, 2002. – 347 с.
16. Максимов, С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – Санкт-Петербург : Издат. товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1903. – 530 с.
17. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. 3-е изд. по 2-му, полн. изд. – Москва : Типография А. А. Торлецкого и К°, 1878. – XXVI, 10. – 296 с.
18. Бальмонт, К. Д. Полное собрание сочинений поэзии и прозы в одном томе. – Москва : Изд-во АЛЬФА-КНИГА, 2018. – 1399 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная