ОБРАЗЫ НЕБЕСНЫХ ПОКРОВИТЕЛЕЙ ГЕРОЯ В ЯКУТСКИХ ОЛОНХО О БОГАТЫРЯХ НЮРГУНАХ
DOI:
https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-4-95-104Ключевые слова:
якутский эпос олонхо; образная система; богатыри Нюргуны; защита племени; небесное происхождение; божественное начало; мифологические персонажи; небесные покровители героя; вестники; удаганки; покровитель мужчинАннотация
Актуальность темы обусловлена необходимостью системного изучения персонажного ряда якутского эпоса олонхо, в т. ч. ранее неизученных мифологических образов. В статье впервые рассматриваются образы небесных покровителей героя в пяти текстах олонхо о богатырях Нюргунах, представляющих различные эпические традиции Центральной Якутии. Целью статьи является исследование образов небесных покровителей героя в контексте образной системы олонхо о Нюргунах, выяснение их роли и функций в сюжетной структуре. Для достижения цели поставлены следующие задачи как составление систематизации небесных покровителей и выявление их функциональных особенностей. Исследование проводилось с использованием сравнительно-типологического и сравнительно-сопоставительного методов. С помощью системного подхода предпринята попытка классифицировать образы небесных покровителей по характеристикам и функционированиям в сюжетной структуре. В результате исследования приходим к выводу, что небесные покровители выступают в качестве посредников между божествами и главными героями – богатырями Нюргунами. Их можно классифицировать на небесных вестников, небесных богатырей, небесных удаганок и небесного покровителя мужчин. Они имеют важное значение в сюжетной линии, их функции и действия развиваются наряду с событиями и эпизодами, происходящими с главным героем. Основная функция заключается в передаче поручений божеств, извещении о бедствиях, предостережении опасных ситуаций, оказании помощи в бою, указании суженых. Исходя из-за того, что у Нюргуна изначально сложился тип богатыря – защитника племени, небожители всячески оберегают и направляют его в правильное русло. Присутствие небесных покровителей в сюжетной структуре является одним из особенностей текстов олонхо о Нюргунах, т. к. эти богатыри имеют небесно-божественное происхождение и поселены в Средний мир с миссией защитить племя, из-за которого участие и покровительство мифологических персонажей неизбежны. Необходимо констатировать, что со временем их появление и функциональные особенности были подвержены трансформационным процессам, в поздних текстах отмечается даже полное исчезновение из сюжетной структуры. Перспектива данного исследования предполагается в комплексном исследовании мифологических персонажей в эпических текстах.
Благодарности: Выражаю благодарность Центру коллективного пользования ФИЦ «Якутский научный центр СО РАН» за возможность проведения исследований на научном оборудовании Центра по гранту № 13.ЦКП.21.0016.
Литература
1. Емельянов, Н. В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. – Новосибирск : Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000. – 192 с.
2. Мелетинский, Е. М. От мифа к литературе. 2-е изд., испр. – Москва : Изд-во РГГУ, 2019. – 170 с.
3. Неклюдов, С. Ю. Поэтика эпического повествования: пространство и время. – Москва : Форум, 2015. – 216 с.
4. Эргис, Г. У. Очерки по якутскому фольклору. – Якутск : Бичик, 2008. – 400 с.
5. Пухов, И. В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. – Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. – 256 с.
6. Семенова, Л. Н. Эпический мир олонхо: пространственная организация и сюжетика. – Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2006. – 232 с.
7. Дампилова, Л. С. Мифологические персонажи в эпических и обрядовых материалах тюрко-монгольских народов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия : Эпосоведение. – 2016. – № 2 (2). – С. 13–18. – DOI : 10.25587/SVFU.2016.2.10873.
8. Дампилова, Л. С. Мифологическая семантика змей (могой), хозяев вод (лус) и дракона (луу) в фольклоре монгольских народов // Традиционная культура. – 2017. – № 4 (68). – С. 182–189.
9. Макаров, С. С. Змеи и серпентоморфные образы в якутских олонхо // Эпосоведение. – 2023. – № 1 (29). – С. 72–83. – DOI : 10.25587/SVFU.2023.38.53.007.
10. Макаров, С. С., Хаджиева, Т. М. Система мифологических персонажей в тюркском эпосе: карачаево-балкарская «Нартиада» и якутские олонхо // Studiа Litterarum. – 2024. – Т. 9. – № 2. – С. 278–299. – DOI : 10.22455/2500-4247-2024-9-2-278-299.
11. Аюшеева, Э. Б., Дампилова, Л. С., Хандарова, О. В. Функции небожителя Сэсэн Сэбдэг тэнгри в бурятских версиях Гэсэриады // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2021. – № 2 (35). – С. 97–104. – DOI : 10.25693/SVGV.2021.35.2.009.
12. Нюргун Боотур Стремительный. Якутское олонхо / текст К. Г. Оросина ; редакция, перевод, комментарии и вступительная статья Г. У. Эргиса. – Якутск : Якутское книжное издательство, 1947. – 410 с. (На якутском и рус. яз)
13. Тойон Ньургун бухатыыр: олонхо / текст Н. Ф. Попова ; составители А. А. Кузьмина, А. Н. Данилова ; ответственный редактор В. В. Илларионов. – Якутск : Алаас, 2015. – 192 с. (На якутском яз.)
14. Тойон Ньургун: олонхо / сказитель И. М. Давыдов, текст записан Р. А. Кулаковским, составитель Н. А. Дьяконова ; ответственный редактор П. Н. Дмитриев. – Якутск : Бичик, 2003. – 240 с. – (Саха боотурдара : в 21 т. ; Т. 2). (На якутском яз.)
15. Пекарский, Э. К. Словарь якутского языка. – Петроград : Типография Императорской Академии наук, 1958. – Т. I. – Вып. 1–4. (На якутском и рус. яз.)
16. Пекарский, Э. К. Словарь якутского языка. – Петроград : Типография Императорской Академии наук, 1959. – Т. II. – Вып. 5–9. (На якутском и рус. яз.)
17. Аюшеева, Э. Б. Мотив мировой горы в вариантах бурятской Гэсэриады // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. – 2021. – Т. 80. – № 3. – С. 93–100. – DOI : 10.31857/S241377150009723-8.
18. Оросина, Н. А. Образы удаганок в якутском героическом эпосе (по материалам олонхо таттинской локальной традиции) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – 2014. – № 4. – С. 160–164.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная