ОБРАЗЫ НЕБЕСНЫХ ПОКРОВИТЕЛЕЙ ГЕРОЯ В ЯКУТСКИХ ОЛОНХО О БОГАТЫРЯХ НЮРГУНАХ

Авторы

  • Надежда Анатольевна ОРОСИНА Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН https://orcid.org/0000-0003-0712-3049

DOI:

https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-4-95-104

Ключевые слова:

якутский эпос олонхо; образная система; богатыри Нюргуны; защита племени; небесное происхождение; божественное начало; мифологические персонажи; небесные покровители героя; вестники; удаганки; покровитель мужчин

Аннотация

Актуальность темы обусловлена необходимостью системного изучения персонажного ряда якутского эпоса олонхо, в т. ч. ранее неизученных мифологических образов. В статье впервые рассматриваются образы небесных покровителей героя в пяти текстах олонхо о богатырях Нюргунах, представляющих различные эпические традиции Центральной Якутии. Целью статьи является исследование образов небесных покровителей героя в контексте образной системы олонхо о Нюргунах, выяснение их роли и функций в сюжетной структуре. Для достижения цели поставлены следующие задачи как составление систематизации небесных покровителей и выявление их функциональных особенностей. Исследование проводилось с использованием сравнительно-типологического и сравнительно-сопоставительного методов. С помощью системного подхода предпринята попытка классифицировать образы небесных покровителей по характеристикам и функционированиям в сюжетной структуре. В результате исследования приходим к выводу, что небесные покровители выступают в качестве посредников между божествами и главными героями – богатырями Нюргунами. Их можно классифицировать на небесных вестников, небесных богатырей, небесных удаганок и небесного покровителя мужчин. Они имеют важное значение в сюжетной линии, их функции и действия развиваются наряду с событиями и эпизодами, происходящими с главным героем. Основная функция заключается в передаче поручений божеств, извещении о бедствиях, предостережении опасных ситуаций, оказании помощи в бою, указании суженых. Исходя из-за того, что у Нюргуна изначально сложился тип богатыря – защитника племени, небожители всячески оберегают и направляют его в правильное русло. Присутствие небесных покровителей в сюжетной структуре является одним из особенностей текстов олонхо о Нюргунах, т. к. эти богатыри имеют небесно-божественное происхождение и поселены в Средний мир с миссией защитить племя, из-за которого участие и покровительство мифологических персонажей неизбежны. Необходимо констатировать, что со временем их появление и функциональные особенности были подвержены трансформационным процессам, в поздних текстах отмечается даже полное исчезновение из сюжетной структуры. Перспектива данного исследования предполагается в комплексном исследовании мифологических персонажей в эпических текстах.

Благодарности: Выражаю благодарность Центру коллективного пользования ФИЦ «Якутский научный центр СО РАН» за возможность проведения исследований на научном оборудовании Центра по гранту № 13.ЦКП.21.0016.

Литература

1. Емельянов, Н. В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. – Новосибирск : Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000. – 192 с.

2. Мелетинский, Е. М. От мифа к литературе. 2-е изд., испр. – Москва : Изд-во РГГУ, 2019. – 170 с.

3. Неклюдов, С. Ю. Поэтика эпического повествования: пространство и время. – Москва : Форум, 2015. – 216 с.

4. Эргис, Г. У. Очерки по якутскому фольклору. – Якутск : Бичик, 2008. – 400 с.

5. Пухов, И. В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. – Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1962. – 256 с.

6. Семенова, Л. Н. Эпический мир олонхо: пространственная организация и сюжетика. – Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2006. – 232 с.

7. Дампилова, Л. С. Мифологические персонажи в эпических и обрядовых материалах тюрко-монгольских народов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия : Эпосоведение. – 2016. – № 2 (2). – С. 13–18. – DOI : 10.25587/SVFU.2016.2.10873.

8. Дампилова, Л. С. Мифологическая семантика змей (могой), хозяев вод (лус) и дракона (луу) в фольклоре монгольских народов // Традиционная культура. – 2017. – № 4 (68). – С. 182–189.

9. Макаров, С. С. Змеи и серпентоморфные образы в якутских олонхо // Эпосоведение. – 2023. – № 1 (29). – С. 72–83. – DOI : 10.25587/SVFU.2023.38.53.007.

10. Макаров, С. С., Хаджиева, Т. М. Система мифологических персонажей в тюркском эпосе: карачаево-балкарская «Нартиада» и якутские олонхо // Studiа Litterarum. – 2024. – Т. 9. – № 2. – С. 278–299. – DOI : 10.22455/2500-4247-2024-9-2-278-299.

11. Аюшеева, Э. Б., Дампилова, Л. С., Хандарова, О. В. Функции небожителя Сэсэн Сэбдэг тэнгри в бурятских версиях Гэсэриады // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2021. – № 2 (35). – С. 97–104. – DOI : 10.25693/SVGV.2021.35.2.009.

12. Нюргун Боотур Стремительный. Якутское олонхо / текст К. Г. Оросина ; редакция, перевод, комментарии и вступительная статья Г. У. Эргиса. – Якутск : Якутское книжное издательство, 1947. – 410 с. (На якутском и рус. яз)

13. Тойон Ньургун бухатыыр: олонхо / текст Н. Ф. Попова ; составители А. А. Кузьмина, А. Н. Данилова ; ответственный редактор В. В. Илларионов. – Якутск : Алаас, 2015. – 192 с. (На якутском яз.)

14. Тойон Ньургун: олонхо / сказитель И. М. Давыдов, текст записан Р. А. Кулаковским, составитель Н. А. Дьяконова ; ответственный редактор П. Н. Дмитриев. – Якутск : Бичик, 2003. – 240 с. – (Саха боотурдара : в 21 т. ; Т. 2). (На якутском яз.)

15. Пекарский, Э. К. Словарь якутского языка. – Петроград : Типография Императорской Академии наук, 1958. – Т. I. – Вып. 1–4. (На якутском и рус. яз.)

16. Пекарский, Э. К. Словарь якутского языка. – Петроград : Типография Императорской Академии наук, 1959. – Т. II. – Вып. 5–9. (На якутском и рус. яз.)

17. Аюшеева, Э. Б. Мотив мировой горы в вариантах бурятской Гэсэриады // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. – 2021. – Т. 80. – № 3. – С. 93–100. – DOI : 10.31857/S241377150009723-8.

18. Оросина, Н. А. Образы удаганок в якутском героическом эпосе (по материалам олонхо таттинской локальной традиции) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – 2014. – № 4. – С. 160–164.

Биография автора

Надежда Анатольевна ОРОСИНА , Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела фольклористики и литературоведения

Загрузки

Опубликован

29-12-2024

Как цитировать

ОРОСИНА , Н. А. (2024). ОБРАЗЫ НЕБЕСНЫХ ПОКРОВИТЕЛЕЙ ГЕРОЯ В ЯКУТСКИХ ОЛОНХО О БОГАТЫРЯХ НЮРГУНАХ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 95–104. https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-4-95-104

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)