МОТИВ СУДЬБЫ В ФОЛЬКЛОРЕ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ
DOI:
https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-4-38-45Ключевые слова:
бурятский фольклор; мифологические божества; понятие ‘судьба’; буддизм в эпосе; народное представление о судьбе; функции божеств; образ божества судьбы; божество огня; духи-хозяева местности; книга судьбы в фольклореАннотация
В статье обсуждаются актуальные вопросы отражения и развития мотива судьбы в фольклоре монгольских народов в свете их традиционных представлений. Воззрения о судьбе являются самой существенной частью в народном видении картины мира и понимании предназначенности человека. Несмотря на то, что тема судьбы издавна волновала людей и всецело занимала их умы, все еще мало работ, посвященных этому вопросу. С этим связана актуальность и новизна нашего исследования. Цель данной работы – дать анализ отражения в фольклоре мифологических представлений о судьбе человека и мироустройства, определить связь этих взглядов с буддийской традицией, являющейся неотъемлемой частью духовной жизни монгольских народов. Для достижения этой цели используются методы сравнительного, интерпретационного и контекстуального анализа мифов, обрядовых текстов, эпоса и устных нарративов. Основные положения статьи имеют перспективное продолжение в исследовании обрядового фольклора бурятского народа с последующей публикацией образцов культовой поэзии, в которых получила отражение тема судьбы и предопределенности жизни человека. В результате изучения фольклорного материала монгольских народов впервые систематизированы по изданным и архивным материалам образы божеств и духов судьбы в сравнительном аспекте, выявлены их функции как дарителей жизни и богатства, защитников и покровителей людей и эпических героев. В ходе исследования прослежено, что понятие заяан ‘судьба’ различается в дошаманской, шаманской и буддийской традициях, получая разные интерпретации. В буддизме слово заяан ‘судьба’ имеет много значений, но более важно понимание того, что судьба человека зависит от его благих или плохих деяний в предыдущих перерождениях. В широком народном понимании, что отразилось и в фольклоре, некая судьба человеку дана свыше, но человек может сам управлять ею. В обрядовых текстах, эпосе и устных нарративах монгольских народов из пантеона высших небожителей выделяется многофункциональное божество судьбы, играющее главенствующую роль в жизненном цикле человека. Судьба человека предопределена верховными божествами, а также божеством огня и духами-хозяевами местности. В эпических текстах бурят с понятием «судьба» неразрывно связан образ книги судьбы, в которой расписаны особо значимые события в жизни героев, дается предписание, как поступить в конкретной ситуации.
Благодарности: Исследование выполнено в рамках проекта Института филологии СО РАН «Культурные универсалии вербальных традиций народов Сибири и Дальнего Востока: фольклор, литература, язык» по гранту Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых (соглашение № 075-15-2019-1884).
Литература
1. Банзаров, Д. Собрание сочинений. Изд. 2-е, доп. – Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. – 239 с. (На бурятском и рус. яз.)
2. Поппе, Н. Н. Бурят-монгольский фольклорный и диалектологический сборник. – Москва ; Ленинград : Изд-во Академии наук СССР, 1936. – 166 с.
3. Жуковская, Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. – Москва : Наука, 1988. – 198 с.
4. Скрынникова, Т. Д. Изучение традиционной культуры бурят: (новый подход) // Монголоведные исследования. Вып. 2. – Улан-Удэ : Изд-во БНЦ, 1997. – С. 3–19.
5. Скрынникова, Т. Д. Харизма и власть в представлении средневековых монголов. – Москва : Восточная литература, 1997. – 216 с.
6. Скрынникова, Т. Д. Божества и исполнители обрядов у монголоязычных народов // Сибирь: этносы и культуры. Вып. 3. – Улан-Удэ : ИПК Восточно-Сибирской гос. академии культуры и искусств, 1998. – С. 106–161.
7. Галданова, Г. Р. Доламаистские верования бурят. – Новосибирск : Наука, 1987. – 116 с.
8. Галданова, Г. Р. Эволюция представлений о тэнгри // Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. – Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. – С. 94–107.
9. Обряды в традиционной культуре бурят / ответственный редактор Т. Д. Скрынникова. – Москва : Восточная литература, 2002. – 222 с.
10. Тюнтешева, Е. В., Шагдурова, О. Ю., Байыр-оол, А. В. Концепт СУДЬБА в языковой картине мира тюрков Южной Сибири // Тенденции развития когнитивной лингвистики и лингвокультурологии в XXI в. / главный редактор М. В. Пименова. Вып. 24. – Витебск : Витебский гос. ун-т, 2024. – С. 168–180. – (Серия «Концептуальный и лингвальный миры»)
11. Ринчен, Б. Монгол бѳѳгийн дуудалга. – Улаанбаатар : Удам соёл ХХK, 2013. – 300 х. (На монгольском яз.)
12. Неклюдов, С. Ю. Монгольских народов мифология // Мифы народов мира. – Москва : Советская энциклопедия, 1988. – С. 170–174.
13. Неклюдов, С. Ю. Полистадиальный образ духа-хозяина, хранителя и создателя огня в монгольской мифологической традиции // Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. – 1992/1993. – T. XLVI (2–3). – С. 311–321.
14. Неклюдов, С. Ю. Монгольская мифология: религиозные и повествовательные традиции // Мифология и литературы Востока. – Москва : Наследие, 1995. – С. 67–77.
15. Неклюдов, С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный. – Москва : Индрик, 2019. – 592 с.
16. Нацов, Г.-Д. Материалы по истории и культуре бурят / перевод со ст.-монг. и примечания Г. Р. Галдановой. Ч. I. – Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. – 156 с.
17. Дугаров, Б. С. Мифология бурятской Гэсэриады: восточные тэнгри. – Улан-Удэ : Республиканская типография, 2007. – 268 с.
18. Бурятский героический эпос ‘Хүйлэн хүхэ морьтой Хүхэлдэй Мэргэн хүбүүн’. ‘Хүхэрдэй мэргэн’ / научный перевод, предисловие, комментарии, примечания, словарь непереведенных слов Н. Н. Николаевой. – Улан-Удэ : Республиканская типография, 2022. – 360 с.
19. Манжигеев, И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. – Москва : Наука, 1978. – 125 с.
20. Новик, Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: (опыт сопоставления структур). 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Восточная литература, 2004. – 304 с.
21. Хангалов, М. Н. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1. – Улан-Удэ : Республиканская типография, 2004. – 508 с.
22. Абай Гэсэр Богдо хаан / запись и составление С. П. Балдаева ; подготовка текста и предисловие М. И. Тулохонова, Д. Д. Гомбоин. – Улан-Удэ : Бурятское книжное изд-во, 1995. – 521 с. (На бурятском яз.).
23. Гэсэр / сказитель П. П. Дмитриев, записано Д. Хилтухин ; подготовили к печати А. И. Уланов, К. М. Черемисов ; под общей редакцией П. И. Хадалова, А. И. Уланова. – Улан-Удэ : Типография отдела изд-в и полиграф. промышл. Минкультуры БМ АССР, 1953. – 163 с. (На бурятском яз.).
24. Абай Гэсэр / сказитель П. М. Тушемилов, научная запись Т. М. Болдоновой ; перевод, вступительная статья и послесловие С. Ш. Чагдурова. – Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2000. – 256 с.
25. Шаракшинова, Н. О. Мифы бурят. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1980. – 168 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная