МОТИВ СУДЬБЫ В ФОЛЬКЛОРЕ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-4-38-45

Ключевые слова:

бурятский фольклор; мифологические божества; понятие ‘судьба’; буддизм в эпосе; народное представление о судьбе; функции божеств; образ божества судьбы; божество огня; духи-хозяева местности; книга судьбы в фольклоре

Аннотация

В статье обсуждаются актуальные вопросы отражения и развития мотива судьбы в фольклоре монгольских народов в свете их традиционных представлений. Воззрения о судьбе являются самой существенной частью в народном видении картины мира и понимании предназначенности человека. Несмотря на то, что тема судьбы издавна волновала людей и всецело занимала их умы, все еще мало работ, посвященных этому вопросу. С этим связана актуальность и новизна нашего исследования. Цель данной работы – дать анализ отражения в фольклоре мифологических представлений о судьбе человека и мироустройства, определить связь этих взглядов с буддийской традицией, являющейся неотъемлемой частью духовной жизни монгольских народов. Для достижения этой цели используются методы сравнительного, интерпретационного и контекстуального анализа мифов, обрядовых текстов, эпоса и устных нарративов. Основные положения статьи имеют перспективное продолжение в исследовании обрядового фольклора бурятского народа с последующей публикацией образцов культовой поэзии, в которых получила отражение тема судьбы и предопределенности жизни человека. В результате изучения фольклорного материала монгольских народов впервые систематизированы по изданным и архивным материалам образы божеств и духов судьбы в сравнительном аспекте, выявлены их функции как дарителей жизни и богатства, защитников и покровителей людей и эпических героев. В ходе исследования прослежено, что понятие заяан ‘судьба’ различается в дошаманской, шаманской и буддийской традициях, получая разные интерпретации. В буддизме слово заяан ‘судьба’ имеет много значений, но более важно понимание того, что судьба человека зависит от его благих или плохих деяний в предыдущих перерождениях. В широком народном понимании, что отразилось и в фольклоре, некая судьба человеку дана свыше, но человек может сам управлять ею. В обрядовых текстах, эпосе и устных нарративах монгольских народов из пантеона высших небожителей выделяется многофункциональное божество судьбы, играющее главенствующую роль в жизненном цикле человека. Судьба человека предопределена верховными божествами, а также божеством огня и духами-хозяевами местности. В эпических текстах бурят с понятием «судьба» неразрывно связан образ книги судьбы, в которой расписаны особо значимые события в жизни героев, дается предписание, как поступить в конкретной ситуации.

Благодарности: Исследование выполнено в рамках проекта Института филологии СО РАН «Культурные универсалии вербальных традиций народов Сибири и Дальнего Востока: фольклор, литература, язык» по гранту Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых (соглашение № 075-15-2019-1884).

Литература

1. Банзаров, Д. Собрание сочинений. Изд. 2-е, доп. – Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. – 239 с. (На бурятском и рус. яз.)

2. Поппе, Н. Н. Бурят-монгольский фольклорный и диалектологический сборник. – Москва ; Ленинград : Изд-во Академии наук СССР, 1936. – 166 с.

3. Жуковская, Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. – Москва : Наука, 1988. – 198 с.

4. Скрынникова, Т. Д. Изучение традиционной культуры бурят: (новый подход) // Монголоведные исследования. Вып. 2. – Улан-Удэ : Изд-во БНЦ, 1997. – С. 3–19.

5. Скрынникова, Т. Д. Харизма и власть в представлении средневековых монголов. – Москва : Восточная литература, 1997. – 216 с.

6. Скрынникова, Т. Д. Божества и исполнители обрядов у монголоязычных народов // Сибирь: этносы и культуры. Вып. 3. – Улан-Удэ : ИПК Восточно-Сибирской гос. академии культуры и искусств, 1998. – С. 106–161.

7. Галданова, Г. Р. Доламаистские верования бурят. – Новосибирск : Наука, 1987. – 116 с.

8. Галданова, Г. Р. Эволюция представлений о тэнгри // Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. – Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. – С. 94–107.

9. Обряды в традиционной культуре бурят / ответственный редактор Т. Д. Скрынникова. – Москва : Восточная литература, 2002. – 222 с.

10. Тюнтешева, Е. В., Шагдурова, О. Ю., Байыр-оол, А. В. Концепт СУДЬБА в языковой картине мира тюрков Южной Сибири // Тенденции развития когнитивной лингвистики и лингвокультурологии в XXI в. / главный редактор М. В. Пименова. Вып. 24. – Витебск : Витебский гос. ун-т, 2024. – С. 168–180. – (Серия «Концептуальный и лингвальный миры»)

11. Ринчен, Б. Монгол бѳѳгийн дуудалга. – Улаанбаатар : Удам соёл ХХK, 2013. – 300 х. (На монгольском яз.)

12. Неклюдов, С. Ю. Монгольских народов мифология // Мифы народов мира. – Москва : Советская энциклопедия, 1988. – С. 170–174.

13. Неклюдов, С. Ю. Полистадиальный образ духа-хозяина, хранителя и создателя огня в монгольской мифологической традиции // Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. – 1992/1993. – T. XLVI (2–3). – С. 311–321.

14. Неклюдов, С. Ю. Монгольская мифология: религиозные и повествовательные традиции // Мифология и литературы Востока. – Москва : Наследие, 1995. – С. 67–77.

15. Неклюдов, С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный. – Москва : Индрик, 2019. – 592 с.

16. Нацов, Г.-Д. Материалы по истории и культуре бурят / перевод со ст.-монг. и примечания Г. Р. Галдановой. Ч. I. – Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. – 156 с.

17. Дугаров, Б. С. Мифология бурятской Гэсэриады: восточные тэнгри. – Улан-Удэ : Республиканская типография, 2007. – 268 с.

18. Бурятский героический эпос ‘Хүйлэн хүхэ морьтой Хүхэлдэй Мэргэн хүбүүн’. ‘Хүхэрдэй мэргэн’ / научный перевод, предисловие, комментарии, примечания, словарь непереведенных слов Н. Н. Николаевой. – Улан-Удэ : Республиканская типография, 2022. – 360 с.

19. Манжигеев, И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. – Москва : Наука, 1978. – 125 с.

20. Новик, Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: (опыт сопоставления структур). 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Восточная литература, 2004. – 304 с.

21. Хангалов, М. Н. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1. – Улан-Удэ : Республиканская типография, 2004. – 508 с.

22. Абай Гэсэр Богдо хаан / запись и составление С. П. Балдаева ; подготовка текста и предисловие М. И. Тулохонова, Д. Д. Гомбоин. – Улан-Удэ : Бурятское книжное изд-во, 1995. – 521 с. (На бурятском яз.).

23. Гэсэр / сказитель П. П. Дмитриев, записано Д. Хилтухин ; подготовили к печати А. И. Уланов, К. М. Черемисов ; под общей редакцией П. И. Хадалова, А. И. Уланова. – Улан-Удэ : Типография отдела изд-в и полиграф. промышл. Минкультуры БМ АССР, 1953. – 163 с. (На бурятском яз.).

24. Абай Гэсэр / сказитель П. М. Тушемилов, научная запись Т. М. Болдоновой ; перевод, вступительная статья и послесловие С. Ш. Чагдурова. – Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2000. – 256 с.

25. Шаракшинова, Н. О. Мифы бурят. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1980. – 168 с.

Биографии авторов

Людмила Санжибоевна ДАМПИЛОВА , Институт филологии СО РАН

доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель лаборатории «Культурные универсалии вербальных традиций народов Сибири и Дальнего Востока: фольклор, литература, язык»

Евгения Николаевна КУЗЬМИНА , Институт филологии СО РАН

доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории «Культурные универсалии вербальных традиций народов Сибири и Дальнего Востока: фольклор, литература, язык»

Загрузки

Опубликован

29-12-2024

Как цитировать

ДАМПИЛОВА , Л. С., & КУЗЬМИНА , Е. Н. (2024). МОТИВ СУДЬБЫ В ФОЛЬКЛОРЕ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 38–45. https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-4-38-45

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)