СТРУКТУРА И КОМПОЗИЦИЯ АРХАИЧЕСКОГО ЭПОСА «ЛУЧШИЙ ИЗ МУЖЕЙ ТРЕХЛЕТНИЙ МЕКЕЛЕ»
DOI:
https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-4-5-17Ключевые слова:
архаический эпос; фольклор; эпический текст; композиция; древние верования; ритуал жертвоприношения; небеснорожденный герой; демонические персонажи; буддизм; хождение в буддийский адАннотация
Статья посвящена анализу структуры и композиции эпического сказания «Лучший из мужей трехлетний Мекеле», записанного в Западной Монголии. Цель статьи – выявить элементы древних верований и буддизма, а также связанные с ними ритуальные действия в структуре и содержании эпического текста. Основным материалом исследования послужил текст эпического сказания «Лучший из мужей трехлетний Мекеле», записанный в 1879 г. Г. Н. Потаниным в Западной Монголии у сказителя Сарисына. При анализе данного эпического текста, исходя из поставленной цели, использовался междисциплинарный подход, включавший методы философского, религиоведческого и текстологического анализа. Эпический текст «Лучший из мужей трехлетка Мекеле» представляет собой уникальный образец архаического эпоса, как по своему объему, так и по своей сложной структуре. В пространстве эпического текста органично сочетаются разновременные напластования древних верований и буддийского учения. Древняя религиозная система кочевников Центральной Азии представляла сложный комплекс традиционных ритуалов и религиозной системы тенгрианства, основанной на ритуале жертвоприношения. Эпический герой в честь своей первой победы совершает ритуальное жертвоприношение божествам. Он предает огню коня соперника и делает подношение, возложив на высокое место часть тела антагониста. Буддийские вкрапления разбросаны по всему тексту сказания. В структуру данного эпического повествования вставлен сюжет посещения героем буддийского ада и освобождение живых существ, страдающих в аду. Герой получает наставление от владыки ада Эрлик Номун-хана. Подобные элементы в тексте сказания свидетельствуют о разных стадиях эволюции древних эпических текстов. Они также дают возможность выявить древние религиозные традиции, без знания которых трудно объяснить глубину идейно-художественной трансформации архаического эпоса, обусловленной закономерностями и своеобразием кочевого культурного кода.
Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-48-03026 «Эпический ландшафт ойратов России, Монголии и Китая (от архаического эпоса до книжного текста)».
Литература
1. Лотман, Ю. М. Семиосфера. – Санкт-Петербург : Издательский дом «Искусство-СПБ», 2000. – 704 с.
2. Кичиков, А. Ш. О тууль-улигерном эпосе (к постановке вопроса) // Типологические и художественные особенности «Джангара». – Элиста : КалмНИИЯЛИ, 1978. – С. 3–6.
3. Неклюдов, С. Ю. Жанрово-типологическое сопоставление бурятского героического эпоса и русской былины // Фольклор. Поэтическая система / под редакцией А. И. Баландина, В. М. Гацака. – Москва : Наука, 1977. – С. 126–134.
4. Владимирцов, Б. Я. Монголо-ойратский героический эпос. – Петербург ; Москва : Гос. изд-во, 1923. – 256 с.
5. Владимирцов, Б. Я. Образцы монгольской народной словесности. – Ленинград : Институт живых вост. языков, 1926. – 202 с.
6. Кичиков, А. Ш. Джангар. Малодербетская версия. Сводный текст, перевод, вступительная статья, комментарии, словарь А. Ш. Кичикова. – Элиста : КалмГУ, 1999. – 271 с.
7. Неклюдов, С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный. – Москва : Индрик, 2019. – 592 с.
8. Потанин, Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1879 г. по поручению Императорского Русского географического общества. Вып. 4. – Санкт-Петербург : Тип. В. Киршбаума, 1883. – 1025 с.
9. Монгол туургатаны туульчид (Монгольские сказители). Ханян тохиолдуулсан академич Д. Цэрэнсодном. – Улаанбаатар : «Мөнхийн Үсэг», 2013. – 237 х. (На монгольском яз.)
10. Неклюдов, С. Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. – Москва : Глав. ред. вост. литературы, 1984. – 309 с.
11. Жирмунский, В. М. Тюркский героический эпос. – Ленинград : Наука, 1974. – 726 с.
12. Акатай, С. Древние культы и традиционная культура казахского народа. – Алматы : КазНИИКИ, 2001. – 416 с.
13. Бичеев, Б. А. Обряд «сажания на коня» ойратов Синьцзяна // Этнография. – 2023. – № 2 (20). – С. 93–110.
14. Поппе, Н. Н. Халха-монгольский героический эпос. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1937. – 128 с.
15. «Сутра Белого старца» на «ясном письме»: исследование, перевод, транслитерация, комментарии, факсимиле / под редакцией Н. В. Ямпольской, Н. С. Яхонтовой. – Москва : Наука, 2023. – 335 с.
16. Королькова, Е. Ф. Звериный стиль Евразии. Искусство племён Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху (VII–IV вв. до н. э.). Проблемы стиля и этнокультурной принадлежности. – Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2006. – 272 с.
17. Юнг, К. Г. Человек и его символы. – Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2020. – 403 с.
18. Федорова, Л. В. Тенгризм : монография. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2023. – 594 с.
19. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / под редакцией М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. – Москва : Республика, 1996. – 576 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная