СТРУКТУРА И КОМПОЗИЦИЯ АРХАИЧЕСКОГО ЭПОСА «ЛУЧШИЙ ИЗ МУЖЕЙ ТРЕХЛЕТНИЙ МЕКЕЛЕ»

Авторы

  • Баазр Александрович БИЧЕЕВ Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова https://orcid.org/0000-0002-9352-7367

DOI:

https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-4-5-17

Ключевые слова:

архаический эпос; фольклор; эпический текст; композиция; древние верования; ритуал жертвоприношения; небеснорожденный герой; демонические персонажи; буддизм; хождение в буддийский ад

Аннотация

Статья посвящена анализу структуры и композиции эпического сказания «Лучший из мужей трехлетний Мекеле», записанного в Западной Монголии. Цель статьи – выявить элементы древних верований и буддизма, а также связанные с ними ритуальные действия в структуре и содержании эпического текста. Основным материалом исследования послужил текст эпического сказания «Лучший из мужей трехлетний Мекеле», записанный в 1879 г. Г. Н. Потаниным в Западной Монголии у сказителя Сарисына. При анализе данного эпического текста, исходя из поставленной цели, использовался междисциплинарный подход, включавший методы философского, религиоведческого и текстологического анализа. Эпический текст «Лучший из мужей трехлетка Мекеле» представляет собой уникальный образец архаического эпоса, как по своему объему, так и по своей сложной структуре. В пространстве эпического текста органично сочетаются разновременные напластования древних верований и буддийского учения. Древняя религиозная система кочевников Центральной Азии представляла сложный комплекс традиционных ритуалов и религиозной системы тенгрианства, основанной на ритуале жертвоприношения. Эпический герой в честь своей первой победы совершает ритуальное жертвоприношение божествам. Он предает огню коня соперника и делает подношение, возложив на высокое место часть тела антагониста. Буддийские вкрапления разбросаны по всему тексту сказания. В структуру данного эпического повествования вставлен сюжет посещения героем буддийского ада и освобождение живых существ, страдающих в аду. Герой получает наставление от владыки ада Эрлик Номун-хана. Подобные элементы в тексте сказания свидетельствуют о разных стадиях эволюции древних эпических текстов. Они также дают возможность выявить древние религиозные традиции, без знания которых трудно объяснить глубину идейно-художественной трансформации архаического эпоса, обусловленной закономерностями и своеобразием кочевого культурного кода.

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-48-03026 «Эпический ландшафт ойратов России, Монголии и Китая (от архаического эпоса до книжного текста)».

Литература

1. Лотман, Ю. М. Семиосфера. – Санкт-Петербург : Издательский дом «Искусство-СПБ», 2000. – 704 с.

2. Кичиков, А. Ш. О тууль-улигерном эпосе (к постановке вопроса) // Типологические и художественные особенности «Джангара». – Элиста : КалмНИИЯЛИ, 1978. – С. 3–6.

3. Неклюдов, С. Ю. Жанрово-типологическое сопоставление бурятского героического эпоса и русской былины // Фольклор. Поэтическая система / под редакцией А. И. Баландина, В. М. Гацака. – Москва : Наука, 1977. – С. 126–134.

4. Владимирцов, Б. Я. Монголо-ойратский героический эпос. – Петербург ; Москва : Гос. изд-во, 1923. – 256 с.

5. Владимирцов, Б. Я. Образцы монгольской народной словесности. – Ленинград : Институт живых вост. языков, 1926. – 202 с.

6. Кичиков, А. Ш. Джангар. Малодербетская версия. Сводный текст, перевод, вступительная статья, комментарии, словарь А. Ш. Кичикова. – Элиста : КалмГУ, 1999. – 271 с.

7. Неклюдов, С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный. – Москва : Индрик, 2019. – 592 с.

8. Потанин, Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1879 г. по поручению Императорского Русского географического общества. Вып. 4. – Санкт-Петербург : Тип. В. Киршбаума, 1883. – 1025 с.

9. Монгол туургатаны туульчид (Монгольские сказители). Ханян тохиолдуулсан академич Д. Цэрэнсодном. – Улаанбаатар : «Мөнхийн Үсэг», 2013. – 237 х. (На монгольском яз.)

10. Неклюдов, С. Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. – Москва : Глав. ред. вост. литературы, 1984. – 309 с.

11. Жирмунский, В. М. Тюркский героический эпос. – Ленинград : Наука, 1974. – 726 с.

12. Акатай, С. Древние культы и традиционная культура казахского народа. – Алматы : КазНИИКИ, 2001. – 416 с.

13. Бичеев, Б. А. Обряд «сажания на коня» ойратов Синьцзяна // Этнография. – 2023. – № 2 (20). – С. 93–110.

14. Поппе, Н. Н. Халха-монгольский героический эпос. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1937. – 128 с.

15. «Сутра Белого старца» на «ясном письме»: исследование, перевод, транслитерация, комментарии, факсимиле / под редакцией Н. В. Ямпольской, Н. С. Яхонтовой. – Москва : Наука, 2023. – 335 с.

16. Королькова, Е. Ф. Звериный стиль Евразии. Искусство племён Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху (VII–IV вв. до н. э.). Проблемы стиля и этнокультурной принадлежности. – Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2006. – 272 с.

17. Юнг, К. Г. Человек и его символы. – Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2020. – 403 с.

18. Федорова, Л. В. Тенгризм : монография. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2023. – 594 с.

19. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / под редакцией М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. – Москва : Республика, 1996. – 576 с.

Биография автора

Баазр Александрович БИЧЕЕВ, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова

доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории комплексных буддологических исследований

Загрузки

Опубликован

29-12-2024

Как цитировать

БИЧЕЕВ, Б. А. (2024). СТРУКТУРА И КОМПОЗИЦИЯ АРХАИЧЕСКОГО ЭПОСА «ЛУЧШИЙ ИЗ МУЖЕЙ ТРЕХЛЕТНИЙ МЕКЕЛЕ». ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 5–17. https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-4-5-17

Выпуск

Раздел

Статьи