К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТНО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ РАЗНИЦЕ АВТОРСКИХ ПОДХОДОВ ПРИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ОБРАБОТКЕ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ЧАСТЕЙ ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ «ДИГЕНИС АКРИТ»

Авторы

  • Арсений Станиславович МИРОНОВ Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского https://orcid.org/0000-0002-4344-6489

DOI:

https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-2-5-18

Ключевые слова:

византийская литература; эпос; «Дигенис Акрит»; аксиологический анализ; мотивация; аксиомотив; литературная обработка; христианские ценности; личная честь; личная слава

Аннотация

Вопрос о соотношении между первой и второй частями византийской эпической поэмы «Дигенис Акрит» все еще не получил исчерпывающего освещения в научной литературе. В частности, исследователи отмечают и семантико-ценностное единство этого памятника, и разновременный характер, легших в его основу народных песен. Сказанное определяет актуальность системного аксиологического анализа поэмы, ставящего своей целью сопоставление ее частей и уточнение вопроса о том, в какой именно степени художественная организация «Дигениса Акрита» предполагает внутреннюю связность и цельность. Как показано в настоящей статье, знаменитый византийский эпос, будучи подвергнут такому исследованию, обнаруживает принципиальное различие между своими сюжетно-композиционными составляющими. Рассматривая поэму с точки зрения тех ценностей, которые мотивируют ее героев – и, как следствие, определяют ее сюжет, – мы выделили восемь аксиомотивов (один для вступления, три для первой части и четыре для второй) и последовательно проанализировали их. Полученные результаты отличаются выраженной закономерностью. Так, для первой части, повествующей о родителях главного героя, характерна христианская ценностная перспектива (т. е. сюжетный акцент на категориях ближнего, сострадающей любви и славы Божьей), тогда как рассказ о жизни и подвигах самого протагониста предполагает главенство таких индивидуалистических «внехристианских» концептов, как личная слава и личная честь: Дигенис, хотя и изображается в поэме верующим человеком, в действительности мотивирован исключительно личными интересами и никогда не действует бескорыстно во имя других людей, религиозных святынь или же славы Божьей. В результате становится возможным говорить не только о том, что рассматриваемый эпос был создан на основе различных фольклорных памятников, но и о том, что эти памятники были литературно обработаны как минимум двумя разными людьми – практикующим православным и человеком, очевидно далеким от ценностей христианства – и затем механически сведены в единое целое. Как следствие, аксиологический анализ «Дигениса Акрита» позволяет полнее оценить генезис поэмы и ее семантико-композиционную структуру, а также создает предпосылки для аналогичного исследования других византийских эпических памятников – в частности, песенных сказаний о Велисарии, «Армуриса» или более поздних акритских песен.

 

Литература

1. Vassiliou, A. Aspects of Medieval secular imagery // En Sofía Mathitéfsantes : essays in Byzantine material culture and society in honour of Sophia Kalopissi-Verti / Text editing : Vassiliou A., Diamanti Ch. – Oxford : Archaeopress Publishing Limited, 2019. – pp. 227–248. (На англ. яз.)

2. Huxley, G. Antecedents and context of “Digenes Akrites” // Greek, Roman and Byzantine Studies. – 1974, No. 3. – pp. 317–338. (На англ. яз.)

3. Kazhdan, A. P., Epstein, A. W. Change in Byzantine culture in the Eleventh and Twelfth Centuries. – Berkley, Los Angeles, London : University of California Press, 1990. – 312 p. (На англ. яз.)

4. Oikonomides, N. L’“epopee” de Digénis et la frontière orientale de Byzance aux Xe et XIe siècles // Travaux et mémoires du Centre de recherche d'histoire et civilisation de Byzance. – 1979, No. 7. – pp. 375–397. (На французском яз.)

5. Левинтон, Г. А. Сюжет поэмы о Дигенисе Акрите // Балканские чтения 1 : Симпозиум по структуре текста. Тезисы и материалы / Редакционная коллегия : Н. П. Гринцер, Н. В. Злыднева, В. Н. Топоров, Т. В. Цивьян. – Москва : Институт славяноведения и балканистики АН СССР, 1990. – С. 138–140.

6. Lord, A. B. Epic singers and oral tradition. – Ithaca and London : Cornell University Press, 1991. – 263 p. (На англ. яз.)

7. Elizbarashvili, E. The formation of a hero in “Digenes Akrites” // Greek, Roman, and Byzantine Studies. – 2010, No. 50. – pp. 437–460. (На англ. яз.)

8. Аверинцев, С. С. Византийская литература IX–XII вв. // История всемирной литературы : В 8 т. Т. 2. / Главный редактор : Г. П. Бердников. – Москва : Наука, 1984. – С. 351–359.

9. Lord, A. B. The heroic tradition of Greek epic and ballad : continuity and change // Hellenism and the First Greek War of Liberation (1821–30) : continuity and change / Edited by Nikiforos Diamandouros. – Thessaloniki : Institute for Balkan Studies, 1976. – pp. 79–94. (На англ. яз.)

10. Lord, A. B. Tradition and innovation in Balkan epic : from Heracles and Theseus to Digenis Akritas and Marko // Revue des études sud-est européennes. – 1980, No. 17. – pp. 195–212. (На англ. яз.)

11. Mitevski, V. The Akritic hero in Byzantine and Macedonian epic poetry // Colloquia Humanistica. – 2018, No. 7. – pp. 10–31. (На англ. яз.)

12. Миронов, А. С. Византийский героический эпос: аксиологический анализ [Электронный ресурс]. URL: https://heritage-institute.ru/?books=vizantijskij-geroicheskij-epos-aksiologicheskij-analiz-elektronnoe-setevoe-izdanie-mironov-arsenij-stanislavovich-moskva-institut-naslediya-2024. DOI : 10.34685/f6897-9314-0483-y. (Дата обращения : 06.05.2024)

13. Дигенис Акрит / Председатель редакционной коллегии В. П. Волгин ; переводчик А. Я. Сыркин. – Москва : Издательство Академии наук СССР, 1960. – 218 с.

14. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 6. – Москва : Русские словари ; Языки славянской культуры, 2002. – С. 6–300.

15. [Смерть жены Дигена] // Дестунис Г. С. Разыскания о греческих богатырских былинах средневекового периода: Опыт перевода и объяснения // Сборник Отдела русского языка и словесности Императорской Академии наук. Т. 34 / Непременный секретарь К. С. Веселовский. – Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии наук, 1884. – С. 53.

Биография автора

Арсений Станиславович МИРОНОВ , Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского

кандидат филологических наук, доктор философских наук, доцент, ректор

Загрузки

Опубликован

03-07-2024

Как цитировать

МИРОНОВ , А. С. (2024). К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТНО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ РАЗНИЦЕ АВТОРСКИХ ПОДХОДОВ ПРИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ОБРАБОТКЕ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ЧАСТЕЙ ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ «ДИГЕНИС АКРИТ». ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 5–18. https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-2-5-18

Выпуск

Раздел

Статьи