ОТРАЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ИГР В ТУВИНСКИХ СКАЗКАХ И ЭПИЧЕСКИХ СКАЗАНИЯХ
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.18.61.010Ключевые слова:
игровая культура, традиционные тувинские игры, историография изучения, «три игрища мужей» (борьба, скачки, стрельба из лука), шахматы, игральные кости, ойтулааш, происхождение, отражение в фольклоре, тувинские эпические сказания, сказкиАннотация
Игровая культура тувинцев будучи частью традиционной культуры, формируется под влиянием окружающей среды – историко-культурной, социально-экономической и природно-климатических условий, в которых народ проживал и проживает по настоящее время и имеет свои неповторимые этнокультурные черты. В то же время многие тувинские игры обладают и общетипологическими чертами, схожими с играми соседних народов – монгольских (особенно западно-монгольских) и саяно-алтайских народов, с которыми тувинцы контактировали и генетически, и культурно в течение длительного исторического времени. Наряду с другими распространенными в игровой культуре тувинцев играми, такими как шахматы (шыдыраа), игральные кости (даалы), разные интеллектуальные-считалки и скороговорки и т. д., тувинская игра «три игрища мужей» представляет собой непреходящее культурное наследие для кочевых народов. Поэтому актуальность изучения, сохранения и дальнейшая популяризация национальных игр, равно и других этнокультурных ценностей как родной язык, обычаи и обряды, фольклор, музыкальная культура, очевидна и продиктована глобальными вызовами современного мира (технико-технологическая революция, нивелирование и утрата духовной и материальной культуры и т. п.). Авторы в данной статье ставили своей целью установить древний генезис не только «трех игрищ мужей», но и других тувинских игр (шахматы, игральные кости и т. п.), опираясь на фольклорные источники. Материалом исследования выбраны тексты наиболее популярных эпических сказаний тувинцев – «Боктуг-Кириш, Бора-Шэлей» и «Боралдай с конем Бора-Шокар». Использованы общенаучные, описательные, сравнительно-типологические методы исследования, а также метод сплошной выборки. В результате проведенного исследования установлено, что шахматы (шыдыраа), игральные кости (даалы), наряду со стрельбой из лука, борцовскими поединками и конными скачками были известны тувинцам с древнейших времен, о чем ярко свидетельствуют тексты эпических сказаний. Выявлено также, что в древности проводились и соревнования по бегу. В перспективе фольклорные источники могут послужить источником изучения и других ценных явлений национальной культуры.
1. Самбу И. У. Тувинские народные игры. – Кызыл : Тувинское кн. изд-во, 1978. – 136 с.
2. Самбу И. У. Тыва оюннар. – Кызыл : Тувинское кн. изд-во, 1968. – 130 с. (На тувинском яз.)
3. Каррутерс Д. Неведомая Монголия. Т. I. – Петроград : Переселен. упр. ГУЗ и З., 1914. – 26 с.
4. Курбатский Г. Н. Тувинские праздники. – Кызыл : Тувинское кн. изд-во, 1973. – 75 с.
5. Дьяконова В. П. Цам у тувинцев // Сборник МАЭ, т. XXVII. – Ленинград : Наука, 1971. – С. 113–129.
6. Вайнштейн С. И. Этнографическая экспедиция Тувинского музея в Юго-Восточную Туву // Советская этнография. – 1954. – № 2. – С. 123–125.
7. Хомушку А. В., Монгуш А. М. Образы соперников богатырей в борцовских поединках «хүреш» (на примере тувинских героических сказаний) // Народы Алтая в социокультурном пространстве России на рубеже эпох : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию со дня образования Республики Алтай и 265-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства (Горно-Алтайск, 15–16 июля 2021 г.) / редколлегия : Н. В. Екеев и др. – Горно-Алтайск : Научно-исследовательский институт алтаистики им. С. С. Суразакова, 2021. – С. 535–541. 112
8. Нямдорж Р. Совершенствование системы организации соревнований по монгольской борьбе на основе инновационных подходов : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Улан-Удэ : Бурятский госуниверситет, 2015. – 166 с.
9. Аранчын Ю. Л. Тыва улустун маадырлыг оруу (Героический путь тувинского народа). – Кызыл : Журналист, 2011. – 208 с. (На тувинском яз.)
10. Даржа В. К. Тайны мировоззрения тувинцев-номадов. – Кызыл : Правник, 2016. – 255 с.
11. Неклюдов С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный. – Москва : Индрик, 2019. – 590 с.
12. Тувинские героические сказания / составитель С. М. Орус-оол. – Новосибирск : Наука, 1997. – 584 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока ; Т. 12). (На тувинском и рус. яз.)
13. Бокту-Кириш, Бора-Шээлэй // Алдай-Буучу / составитель С. М. Орус-оол. – Кызыл : Тувинское кн. изд-во, 1993. – С. 127–217. (На тувинском яз.)
14. Донгак У. А. Жанровые разновидности песен цэнгэльских тувинцев // Цэнгэльские тувинцы. Фольклор и литература / ответственный редактор У. А. Донгак. – Новосибирск : Наука, 2020. – 152 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная