КОДЫ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПОЗИЦИЙ ЯКУТСКОГО ЭПОСА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗНОВРЕМЕННЫХ ЗАПИСЕЙ ОЛОНХО
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.50.90.010Ключевые слова:
мифология; зачин; коды; мотив; время; пространство; герой; структура; классификационная сетка; семиосфера.Аннотация
В обществе происходят процессы трансформации во многих сферах жизни и деятельности людей. В таких условиях усиливается важность глубинных изучений мифологического сознания человека. Архаические тексты якутского эпоса олонхо имеют богатую знаковую природу, которая предстает благодатной почвой для изучения глубинных смыслов и структур. В фокусе настоящего исследования – коды зачинов разновременных фиксаций центральной эпической традиции сказительского искусства якутов. Цель исследования – выявление кодовых конфигураций зачинов олонхо раннего и позднего периодов записей, фиксация изменений в категориях кодирования содержаний зачинов. В работе применяются сравнительно-типологический подход, структурно-семиотический и квантитативный анализы (метод сплошной выборки, статистического анализа), метод герменевтики и индукции. Анализ позволил выявить из зачина ранней записи олонхо 264 единицы кодов, из поздней записи – 112 единиц. В обоих зачинах наблюдается иерархическое выстраивание кодов по трем уровням. Установлено, что частота употребления кодов в зачине поздней записи выше, чем в ранней. Устойчивыми во времени выявлены числовой, семический, соматический, цветовой коды. Также отмечается использование скрытого кода бессознательного и геономического кода в зачине поздней записи, отсутствующих в ранней записи. В последнем отмечаются парные сочетания двух кодов – природно-климатического, зооморфно-цветового, что не встречается в зачине поздней записи. В целом, наблюдается значительное сокращение объема зачина поздней записи в сравнении с ранней. Однако, верифицируется тождественность в реализации главной функции зачинов – манифестации «представлений» хронотопов последующих событий эпосов, где коды предстают важным структурообразующим компонентом мифов. При этом, «выпадение» ряда сюжетных мотивов из зачина поздней записи частично восполняется за счет повышения применений кодовых конфигураций. Отсутствие же в зачине поздней записи олонхо главного компонента мифа – героя, служит индикатором функционирования «микромифа», а не реального мифа, построенного в соответствии с мифологической моделью.
Благодарности: Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Эпический памятник нематериальной культуры якутов: текстологический, типологический, когнитивный и историко-сравнительный аспекты».
Литература
- Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. – Москва : Восточная литература, 2000. – 407 с.
- Дмитриева А. А. Указатель сюжетов и мотивов Вилюйского региона // Наука и образование. – – № 2. – С. 197–200.
- Неклюдов С. Ю. Морфология и семантика эпического зачина в фольклоре монгольских народов // Китай и окрестности: мифология, фольклор, литература : к 75-летию академика Б. Л. Рифтина. – Москва : РГГУ, 2010. – С. 185–198.
- Строптивый Кулун Куллустуур : олонхо / сказитель И. Г. Тимофеев-Теплоухов ; ответственный редактор А. С. Мирбадалева. – Москва : Главная редакция восточной литературы, 1985. – 608 с. (На якутском и рус. яз.)
- Сатанар М. Т. Экспликация некоторых кодов мифологической системы якутского эпоса олонхо (к постановке вопроса о фольклорном времени и пространстве) // Научный диалог. – – № 6. – С. 302–319. – DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-6-302-319.
- Филиппова Н. И. Собственные имена персонажей в якутском эпосе олонхо: структура и семантика. – Якутск : Институт национальных школ РС(Я), 2016. – 104 с.
- Кыыс Дэбилийэ : Якутский героический эпос. – Новосибирск : Наука. Сибирская издательская фирма, 1993. – 330 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). (На якутском и рус. яз.)
- Куприянова Е. С. Символика образа кукушки в якутском и башкирском эпосах (на материале олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур» и кубаира «Урал-батыр») // Молодой ученый. – – № 8 (31). – С. 24–27.
- Сатанар М. Т. К семиотической интерпретации мифологического образа Аал Луук мас в эпосе олонхо // Oriental Studies. – – Т. 13. – № 4. – С. 1135–1154. – DOI: https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-50-4-1135-1154.
- Сатанар М. Т., Илларионов В. В. Модель мира саха: семантика в ракурсе геометрии форм (на материале якутского эпоса) // Российский гуманитарный журнал. – – Т. 7. – № 6. – С. 471–481.
- Сатанар М. Т., Илларионов В. В. Миропонимание эпической формулы аҕыс иилээх-саҕалаах аан ийэ дойду в свете физической теории единого поля // Общественные науки. – – № 3. – С. 247–256.
- Семенова Л. Н. Эпический мир олонхо: пространственная организация и сюжетика. – Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2006. – 232 с.
- Габышева Л. Л. Цвето- и зоосимволика в якутском эпосе олонхо // Советская тюркология. – – № 3. – С. 18–23.
- Романова Е. Н. Якутский праздник ысыах: истоки и представления. – Новосибирск : Наука, 1994. – 98 с.
- Габышева Л. Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной памяти. – Новосибирск : Наука, 2009. – 143 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 ЭПОСОВЕДЕНИЕ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная