КУЛЬТУРНЫЙ КОД В ФОЛЬКЛОРЕ ТУВИНЦЕВ (на материале героических сказаний)

Авторы

  • ОНДАР Менги Васильевна, mengi89@yandex.ru кандидат филологических наук, заместитель директора Центра развития тувинской традиционной культуры и ремёсел, Кызыл, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.66.33.006

Ключевые слова:

фольклор; тувинская фольклористика; тувинские героические сказания; культурный код; мотив; сюжет; национальная культура; мифология; мировоззрение; эпические формулы.

Аннотация

В последнее время понятия «код», «культурный код» стали все чаще использоваться в гуманитарной науке. Это обусловлено, прежде всего, тем, что код как система знаков и набор правил, употребляющихся в качестве, согласно В. А. Масловой и М. В. Пименовой, используется для шифровки, дешифровки, хранения, объяснения и передачи информации о культурных явлениях или о культуре каких-либо народов. Однако в тувиноведении, в частности в тувинской фольклористике, указанные понятия недостаточно изучены, чем и объясняется актуальность настоящего исследования. В представленной работе автором рассматривается культурный код в тувинских героических сказаниях на основе классификации, приведенной В. А. Масловой и М. В. Пименовой. Сама классификация культурных кодов проведена в соответствии с сюжетным порядком героических сказаний. Целью данной работы является выявление культурных кодов, встречающихся в текстах тувинских героических сказаний. Задачи исследования – описание и анализ всех культурных кодов, встречающихся в эпических текстах тувинского народа. Для решения поставленных задач были использованы метод сплошной выборки примеров, описательный метод, а также семиотический подход. Исследование проведено на материале тувинских героических сказаний «Хунан-Кара» и «Боктуг-Кириш, Бора-Шээлей», которые вошли в академическую серию «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Указанные издания являются классическими в художественном отношении текстами, которые не подвержены каким-либо искажениям и литературной обработке. Новизна исследования заключается в том, что в тувиноведении впервые рассматриваются культурные коды в текстах героических сказаний тувинцев. В результате исследования было выявлено, что в текстах тувинских героических сказаний используются следующие коды: поведенческий, пространственный, зооморфный, соматический, пищевой, колоративный, вербальный, темпоральный, предметный. Набор рассматриваемых кодов, главным образом, связан с национальной культурой, выражающейся определёнными языковыми компонентами. Автор считает, что именно эти компоненты являются ключевыми словами, передающими значения культурных кодов, благодаря которым объясняется суть того или иного явления в эпических текстах. На материале статьи показано, что социальная функция культурных кодов состоит в описании и передаче внутреннего и внешнего мира главного героя тувинских героических сказаний.

Литература

  1. Юша Ж. М. Культурные коды в ритуальной традиции тувинцев Китая // Сибирский филологический журнал. – 2018. – № 3. – С. 9–16.
  2. Тувинские героические сказания / составитель С. М. Орус-оол. – Новосибирск : Наука, 1997. – 584 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока ; Т. 12). (На тувинском и рус. яз.)
  3. Лотман М. Ю. Семиосфера. – Санкт-Петербург : Искусство-СПб, 2001. – 703 с.
  4. Толстой Н. И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. – Москва : Индрик, 1995. – 509 с.
  5. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. – Москва : Гнозис, 2003. – 238 с.
  6. Коды лингвокультуры : учебное пособие / В. А. Маслова, М. В. Пименова. – Москва : Флинта: Наука, 2018. – 180 с.
  7. Рапай К. Культурный код: как мы живем, что покупаем и почему / перевод с английского. – Москва : Альпина Паблишер, 2019. – 236 с.
  8. Винокурова А. А., Нестерова Е. В. Культурный код эвенского эпоса // Сохранение и популяризация нематериального этнокультурного наследия: традиции и современность : сборник материалов Международного научного симпозиума (Якутск, 20–22 июля 2022 г.) / ответственный редактор Р. Н. Анисимов. – Якутск : Дани-Алмас, 2022. – С. 57–62.
  9. Алишова М. К. Сопоставительное семасиологии коды культуры (на примерах в эпосе «Манас» и их переводах на английский язык) // Мир современной науки. – 2019. – № 5 (57). – С. 33–37.
  10. Даржа В. К. Тайны мировоззрения тувинцев-номадов. – Кызыл : Тувинское кн. изд-во, 2016. – 256 с.
  11. Хертек Л. К. Символика белого зайца и медведицы в традиционной культуре тувинцев // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. – 2008. – № 6. – С. 97–100.
  12. Бурыкин А. А. Лебеди и журавли в фольклоре калмыков, других монголоязычных народов и народов Азии // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Серия Эпосоведение. – 2020. – № 3 (19). – С. 5–13.
  13. Войтенко Е. П. Образные языковые средства в хакасском и русском эпосе (на материале хакасского героического эпоса «Ай-Хуучин» и русских былинных текстов Сибири и Дальнего Востока) : автореферат диссертации кандидата филологических наук. – Новосибирск, 2010. – 27 с.
  14. Аннай Э. К. Лексемы кара ʻчерныйʼ, көк ʻсинийʼ, кызыл ʻкрасныйʼ как экспрессивные средства в тувинском языке // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : История, филология. – 2016. – Т. 15. – № 9. – С. 93–111.
  15. Кужугет А. К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. – Красноярск : Офсет, 2016. – 320 с.

Загрузки

Опубликован

28-12-2022

Как цитировать

Менги Васильевна, О. (2022). КУЛЬТУРНЫЙ КОД В ФОЛЬКЛОРЕ ТУВИНЦЕВ (на материале героических сказаний). ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 56–65. https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.66.33.006

Выпуск

Раздел

Статьи