КУЛЬТУРНЫЙ КОД В ФОЛЬКЛОРЕ ТУВИНЦЕВ (на материале героических сказаний)
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.66.33.006Ключевые слова:
фольклор; тувинская фольклористика; тувинские героические сказания; культурный код; мотив; сюжет; национальная культура; мифология; мировоззрение; эпические формулы.Аннотация
В последнее время понятия «код», «культурный код» стали все чаще использоваться в гуманитарной науке. Это обусловлено, прежде всего, тем, что код как система знаков и набор правил, употребляющихся в качестве, согласно В. А. Масловой и М. В. Пименовой, используется для шифровки, дешифровки, хранения, объяснения и передачи информации о культурных явлениях или о культуре каких-либо народов. Однако в тувиноведении, в частности в тувинской фольклористике, указанные понятия недостаточно изучены, чем и объясняется актуальность настоящего исследования. В представленной работе автором рассматривается культурный код в тувинских героических сказаниях на основе классификации, приведенной В. А. Масловой и М. В. Пименовой. Сама классификация культурных кодов проведена в соответствии с сюжетным порядком героических сказаний. Целью данной работы является выявление культурных кодов, встречающихся в текстах тувинских героических сказаний. Задачи исследования – описание и анализ всех культурных кодов, встречающихся в эпических текстах тувинского народа. Для решения поставленных задач были использованы метод сплошной выборки примеров, описательный метод, а также семиотический подход. Исследование проведено на материале тувинских героических сказаний «Хунан-Кара» и «Боктуг-Кириш, Бора-Шээлей», которые вошли в академическую серию «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Указанные издания являются классическими в художественном отношении текстами, которые не подвержены каким-либо искажениям и литературной обработке. Новизна исследования заключается в том, что в тувиноведении впервые рассматриваются культурные коды в текстах героических сказаний тувинцев. В результате исследования было выявлено, что в текстах тувинских героических сказаний используются следующие коды: поведенческий, пространственный, зооморфный, соматический, пищевой, колоративный, вербальный, темпоральный, предметный. Набор рассматриваемых кодов, главным образом, связан с национальной культурой, выражающейся определёнными языковыми компонентами. Автор считает, что именно эти компоненты являются ключевыми словами, передающими значения культурных кодов, благодаря которым объясняется суть того или иного явления в эпических текстах. На материале статьи показано, что социальная функция культурных кодов состоит в описании и передаче внутреннего и внешнего мира главного героя тувинских героических сказаний.
Литература
- Юша Ж. М. Культурные коды в ритуальной традиции тувинцев Китая // Сибирский филологический журнал. – 2018. – № 3. – С. 9–16.
- Тувинские героические сказания / составитель С. М. Орус-оол. – Новосибирск : Наука, 1997. – 584 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока ; Т. 12). (На тувинском и рус. яз.)
- Лотман М. Ю. Семиосфера. – Санкт-Петербург : Искусство-СПб, 2001. – 703 с.
- Толстой Н. И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. – Москва : Индрик, 1995. – 509 с.
- Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. – Москва : Гнозис, 2003. – 238 с.
- Коды лингвокультуры : учебное пособие / В. А. Маслова, М. В. Пименова. – Москва : Флинта: Наука, 2018. – 180 с.
- Рапай К. Культурный код: как мы живем, что покупаем и почему / перевод с английского. – Москва : Альпина Паблишер, 2019. – 236 с.
- Винокурова А. А., Нестерова Е. В. Культурный код эвенского эпоса // Сохранение и популяризация нематериального этнокультурного наследия: традиции и современность : сборник материалов Международного научного симпозиума (Якутск, 20–22 июля 2022 г.) / ответственный редактор Р. Н. Анисимов. – Якутск : Дани-Алмас, 2022. – С. 57–62.
- Алишова М. К. Сопоставительное семасиологии коды культуры (на примерах в эпосе «Манас» и их переводах на английский язык) // Мир современной науки. – 2019. – № 5 (57). – С. 33–37.
- Даржа В. К. Тайны мировоззрения тувинцев-номадов. – Кызыл : Тувинское кн. изд-во, 2016. – 256 с.
- Хертек Л. К. Символика белого зайца и медведицы в традиционной культуре тувинцев // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. – 2008. – № 6. – С. 97–100.
- Бурыкин А. А. Лебеди и журавли в фольклоре калмыков, других монголоязычных народов и народов Азии // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Серия Эпосоведение. – 2020. – № 3 (19). – С. 5–13.
- Войтенко Е. П. Образные языковые средства в хакасском и русском эпосе (на материале хакасского героического эпоса «Ай-Хуучин» и русских былинных текстов Сибири и Дальнего Востока) : автореферат диссертации кандидата филологических наук. – Новосибирск, 2010. – 27 с.
- Аннай Э. К. Лексемы кара ʻчерныйʼ, көк ʻсинийʼ, кызыл ʻкрасныйʼ как экспрессивные средства в тувинском языке // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : История, филология. – 2016. – Т. 15. – № 9. – С. 93–111.
- Кужугет А. К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. – Красноярск : Офсет, 2016. – 320 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 ЭПОСОВЕДЕНИЕ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная