РЕЦ. НА МОНОГРАФИЮ: Илларионов В. В. Якутская полевая фольклористика 70–90-х годов ХХ века: опыт научной саморефлексии. Якутск: Алаас, 2021. 144 с.

Авторы

  • Тамара Горяевна БАСАНГОВА, basangova49@yandex.ru доктор филологических наук, заведующий сектором Международ- ного научно-исследовательского центра «Ойраты и калмыки на Евразийском пространстве» Калмыцкого государственного университета имени Б. Б. Городовикова, Элиста, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.74.11.009

Аннотация

В последние годы в отечественной науке стала стремительно развиваться полевая фольклористика, которая основывается на более глубоком и комплексном исследовании региональных традиций. Вместе с образцами фольклора исследователи фиксируют этнографические данные, также биографию исполнителя, уточняют методы полевой фольклористики. Появление монографии В. В. Илларионова является и актуальным, и своевременным, хотя автор изучает про- блемы фиксации якутского фольклора в 70–80-е годы прошлого столетия. Название исследования по якутской полевой фольклористике имеет подзаголовок «Опыт научной саморефлексии». Как известно, саморефлексия – это способность разбираться в себе. Смотреть на свои поступки, чувства и эмоции со стороны и на основании этого делать выводы, чтобы идти дальше, конструктивно проживая разные жизненные события. Саморефлексия В. В. Илларионова давала ему возможность работать в различных ипостасях научного творчества. Монография состоит из трех глав, введения, заключения и приложения. Во введении В. В. Илларионов справедливо считает, что в фольклористике, как и в любой науке, важна связь поколений. Исследователь отдает дань уважения своим учителям Г. М. Васильеву и Г. У. Эргису (с. 6). Первая глава монографии «Искры, зажженные в детстве» состоит из параграфов: 1.1. Настав- ления бабушки, 1.2. Эпическая среда моего детства, 1.3. Собиратель фольклора Г. Е. Федоров. Автор тепло пишет о своей бабушке Илларионовой Ксении Яковлевне, которая знала народные обычаи и обряды, приметы о животных, сказки и охотно передавала это всё своему внуку (с. 12). Подглава «Эпическая среда моего детства» представляет большой интерес, ибо повествует о том, что В. В. Илларионов вырос среди знатоков якутской культуры, сакральных лиц – это олонхосуты, шаманы, сказочники, кузнецы, обладавшие народными знаниями, знатоки преданий и легенд, родословных известных в старину выходцев из народа, которые определили его жизненный путь – путь фольклориста. По мнению автора, в мир якутского героического эпоса его ввел знаток и собиратель фольклора Г. Е. Федоров (с. 18). В 2019 г. В. В. Илларионов в дань памяти учителю издал книгу Г. Е. Федорова «Сунтарский фольклор», в предисловии которой дана научная биография собирателя фольклора. Вторая часть книги «Начиная со студенческой скамьи» состоит из пяти содержательных частей, в ней описано начало пути полевого фольклориста В. В. Илларионова. Прежде всего, это участие в студенческом научном кружке олонхо под руководством кандидата филологических наук, доцента Д. С. Макарова, который справед- ливо полагал, что героический эпос олонхо – вершина якутского устного народного творче- ства. Большая роль в сохранении олонхо принадлежит олонхосутам. В этой части монографии упомянуты встречи с известными сказителями Г. Г. Колесовым и Д. А. Томской. Третья часть монографии под названием «Работа с олонхосутами» посвящена сотрудничеству с известным олонхосутом В. О. Каратаевым. Первое знакомство автора со сказителем произошло на I Республиканском фольклорном фестивале в г. Вилюйске. Примечательно, что автор монографии дает подробное портретное описание сказителя, его манеры исполнения: «Когда конферансье объявил “Песнь коня” в исполнении Каратаева, тут же легкой походкой вышел человек сред- них лет. Он сперва исполнил скороговоркой сказ по олонхо, затем “Песнь коня”, что, казалось, она влилась в меня через макушку и, вибрируя, дошла до стоп» (с. 60). Встреча со сказителем В. О. Каратаевым произвела на молодого тогда исследователя неизгладимое впечатление, и он решил стать профессиональным фольклористом-эпосоведом. Далее автор описывает несколь- ко встреч с В. О. Каратаевым, во время которых им сказывается олонхо. В. В. Илларионов подробно описывает творческую лабораторию сказителя Каратаева во время подготовки тома якутского героического эпоса олонхо «Модун Эр Соготох». Исполнение олонхо с записью на магнитофон длилось около двух дней. В. В. Илларионов и его коллеги создали среду для исполнения – были приглашены несколько слушателей, которые подбадривали сказителя. Автор монографии при описании исполнения олонхо описывает ряд табу, которых должны придерживаться – Каратаев мог без предупреждения бросить петь исполняемый текст и начать другой, так как боялся гнева мифологических существ абаасы. Далее следует подробное описание экс- педиции под руководством А. Б. Соктоева. С вдохновением автор повествует о своей первой фольклорной экспедиции в Момский улус (параграф 3.2), в ходе которой были записаны топонимические предания, загадки, песни. Автор ставил перед собой задачу – записать сказителей, знатоков фольклора, которых открыл С. И. Боло во время экспедиции 1940 года в Момский улус. Но, как пишет исследователь, ему удалось записать только их родственников. В параграфе 3.3 речь идет об экспедиции в Верхоянский улус, где удалось записать О. Н. Слепцову, которая переняла певческий дар от своего отца Николая Цыпандина, а от Х. И. Эверстова зафиксированы «Дорожные песни». Несколько страниц параграфа 3.3 посвящены сказительнице Дарье Томской, от которой записано три текста олонхо и несколько текстов сказок. Автор считает, что Дарья Томская оказала большое влияние на формирование и увековечивание верхоянской фольклорной традиции (с. 54).

Загрузки

Опубликован

30-09-2022

Как цитировать

БАСАНГОВА, Т. Г. (2022). РЕЦ. НА МОНОГРАФИЮ: Илларионов В. В. Якутская полевая фольклористика 70–90-х годов ХХ века: опыт научной саморефлексии. Якутск: Алаас, 2021. 144 с. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 113–115. https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.74.11.009

Выпуск

Раздел

Рецензия

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>