РЕЦ. НА МОНОГРАФИЮ: Илларионов В. В. Якутская полевая фольклористика 70–90-х годов ХХ века: опыт научной саморефлексии. Якутск: Алаас, 2021. 144 с.
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.74.11.009Аннотация
В последние годы в отечественной науке стала стремительно развиваться полевая фольклористика, которая основывается на более глубоком и комплексном исследовании региональных традиций. Вместе с образцами фольклора исследователи фиксируют этнографические данные, также биографию исполнителя, уточняют методы полевой фольклористики. Появление монографии В. В. Илларионова является и актуальным, и своевременным, хотя автор изучает про- блемы фиксации якутского фольклора в 70–80-е годы прошлого столетия. Название исследования по якутской полевой фольклористике имеет подзаголовок «Опыт научной саморефлексии». Как известно, саморефлексия – это способность разбираться в себе. Смотреть на свои поступки, чувства и эмоции со стороны и на основании этого делать выводы, чтобы идти дальше, конструктивно проживая разные жизненные события. Саморефлексия В. В. Илларионова давала ему возможность работать в различных ипостасях научного творчества. Монография состоит из трех глав, введения, заключения и приложения. Во введении В. В. Илларионов справедливо считает, что в фольклористике, как и в любой науке, важна связь поколений. Исследователь отдает дань уважения своим учителям Г. М. Васильеву и Г. У. Эргису (с. 6). Первая глава монографии «Искры, зажженные в детстве» состоит из параграфов: 1.1. Настав- ления бабушки, 1.2. Эпическая среда моего детства, 1.3. Собиратель фольклора Г. Е. Федоров. Автор тепло пишет о своей бабушке Илларионовой Ксении Яковлевне, которая знала народные обычаи и обряды, приметы о животных, сказки и охотно передавала это всё своему внуку (с. 12). Подглава «Эпическая среда моего детства» представляет большой интерес, ибо повествует о том, что В. В. Илларионов вырос среди знатоков якутской культуры, сакральных лиц – это олонхосуты, шаманы, сказочники, кузнецы, обладавшие народными знаниями, знатоки преданий и легенд, родословных известных в старину выходцев из народа, которые определили его жизненный путь – путь фольклориста. По мнению автора, в мир якутского героического эпоса его ввел знаток и собиратель фольклора Г. Е. Федоров (с. 18). В 2019 г. В. В. Илларионов в дань памяти учителю издал книгу Г. Е. Федорова «Сунтарский фольклор», в предисловии которой дана научная биография собирателя фольклора. Вторая часть книги «Начиная со студенческой скамьи» состоит из пяти содержательных частей, в ней описано начало пути полевого фольклориста В. В. Илларионова. Прежде всего, это участие в студенческом научном кружке олонхо под руководством кандидата филологических наук, доцента Д. С. Макарова, который справед- ливо полагал, что героический эпос олонхо – вершина якутского устного народного творче- ства. Большая роль в сохранении олонхо принадлежит олонхосутам. В этой части монографии упомянуты встречи с известными сказителями Г. Г. Колесовым и Д. А. Томской. Третья часть монографии под названием «Работа с олонхосутами» посвящена сотрудничеству с известным олонхосутом В. О. Каратаевым. Первое знакомство автора со сказителем произошло на I Республиканском фольклорном фестивале в г. Вилюйске. Примечательно, что автор монографии дает подробное портретное описание сказителя, его манеры исполнения: «Когда конферансье объявил “Песнь коня” в исполнении Каратаева, тут же легкой походкой вышел человек сред- них лет. Он сперва исполнил скороговоркой сказ по олонхо, затем “Песнь коня”, что, казалось, она влилась в меня через макушку и, вибрируя, дошла до стоп» (с. 60). Встреча со сказителем В. О. Каратаевым произвела на молодого тогда исследователя неизгладимое впечатление, и он решил стать профессиональным фольклористом-эпосоведом. Далее автор описывает несколь- ко встреч с В. О. Каратаевым, во время которых им сказывается олонхо. В. В. Илларионов подробно описывает творческую лабораторию сказителя Каратаева во время подготовки тома якутского героического эпоса олонхо «Модун Эр Соготох». Исполнение олонхо с записью на магнитофон длилось около двух дней. В. В. Илларионов и его коллеги создали среду для исполнения – были приглашены несколько слушателей, которые подбадривали сказителя. Автор монографии при описании исполнения олонхо описывает ряд табу, которых должны придерживаться – Каратаев мог без предупреждения бросить петь исполняемый текст и начать другой, так как боялся гнева мифологических существ абаасы. Далее следует подробное описание экс- педиции под руководством А. Б. Соктоева. С вдохновением автор повествует о своей первой фольклорной экспедиции в Момский улус (параграф 3.2), в ходе которой были записаны топонимические предания, загадки, песни. Автор ставил перед собой задачу – записать сказителей, знатоков фольклора, которых открыл С. И. Боло во время экспедиции 1940 года в Момский улус. Но, как пишет исследователь, ему удалось записать только их родственников. В параграфе 3.3 речь идет об экспедиции в Верхоянский улус, где удалось записать О. Н. Слепцову, которая переняла певческий дар от своего отца Николая Цыпандина, а от Х. И. Эверстова зафиксированы «Дорожные песни». Несколько страниц параграфа 3.3 посвящены сказительнице Дарье Томской, от которой записано три текста олонхо и несколько текстов сказок. Автор считает, что Дарья Томская оказала большое влияние на формирование и увековечивание верхоянской фольклорной традиции (с. 54).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 ЭПОСОВЕДЕНИЕ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная