ЭПИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ ЭВЕНКОВ И ХАМНИГАН: К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНОЙ ОБЩНОСТИ

Авторы

  • ВАРЛАМОВ Александр Николаевич, ataki2006@yandex.ru доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела северной филологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Якутск, Российская Федерация
  • ДЬЯКОНОВА Мария Петровна, dmp76@bk.ru кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела северной филологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Якутск, Российская Федерация.

DOI:

https://doi.org/10.25587/i2607-6286-7959-a

Ключевые слова:

эвенкийский фольклор, эпос эвенков, нимнгакан, улигер, сюжет об одиноком герое, эвенки, ононские хамниганы

Аннотация

В статье рассматривается вопрос типологического сходства фольклорных традиций эвенков и хамниган. Основываясь на имеющемся материале эпоса восточных эвенков и эпических текстах ононских хамниган, проанализирован сюжетно-мотивный состав в эпических традициях эвенков и этнической группы хамниган, т. к. типологическое сходство эпических традиций эвенков и хамниган до настоящего времени не исследовано. Проблема этногенеза этнической группы, называемой хамниганами, в настоящее время поднимает научную дискуссию. Авторами взята за основу принятая в научной среде, наиболее верное изложение этнической истории этнолокальной группы эвенков-скотоводов хамниган, которая под влиянием монгольско-бурятской культуры утратила эвенкийское этническое самосознание. Также исследователи обращают внимание на наименование этнонима хамниган. В бурятском и монгольском языках слово хамниган означает «эвенк, тунгус», хамнигане проживают в Китае и Монголии и сохраняют диалект эвенкийского языка как родного (материнского). Целью настоящей работы является проведение сравнительного анализа эпических традиций эвенков и хамниган. Анализ демонстрирует отчетливое сходство мотивов в сюжетах об одиноком герое и конном охотнике, что свидетельствует об общности генезиса фольклорных традиций эвенков и хамниган. Общность сюжетов проявляется в фольклорных жанрах, сходстве персонажей, например, схожи дух леса, охотник-спаситель людей, одинокий герой-демиург и др. Кроме того, идентичны и некоторые структурные части эпоса: зачин, знаковая система запевов. Основной сюжет об одиноком герое и конном охотнике рассказывает о символе важнейшей культурной традиции конных эвенков – древних обще-эвенкийских охотничьих и приобретенных скотоводческих. Структура и мотивный состав сюжетов об одиноком герое-первопредке в эпических традициях эвенков и хамниган имеют отчетливое сходство, свидетельствующее о едином генезисе сюжета на ранних исторических этапах развития этноса. Полученные результаты, в свою очередь, подтверждают гипотезу о сложном этногенезе хамниган как тунгусской группы, чей этнографический комплекс исторически формировался под сильным влиянием культурных традиций монгольских народов. Статья публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

Литература

  1. Талько-Грынцевичъ Ю. Д. К антропологии тунгусов. Иройские хамнеганы. Антрополого-этнологический очерк. – Санкт-Петербург : Типо-Литография «Герольд», 1905. – 146 с.
  2. Варламова Г. И. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. – Новосибирск : Наука, 2002. 376 с.
  3. Гомбоева С. В. Эвенкийские элементы в фольклоре хамниган // Тальцы. – 2009. – № 1(32). – С. 49–
  4. Сем Т. Ю. Идеи о богатстве в фольклоре восточных эвенков // Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации. Мат-лы науч.-практ. конф. – Санкт-Петербург : Макс-принт, 2015. – С. 102-108.
  5. Улигеры ононских хамниган / сост. Д. Г. Дамдинов. – Новосибирск : Наука, 1982. – 274 с.
  6. Нанзатов Б. З. Шундуинские хамниганы в XIX в.: этнический состав и расселение // Oriental Studies. – – Т. 3. – № 3. – С. 54–60.
  7. Туголуков В. А. Конные тунгусы (этническая история) // Этногенез и этническая история народов Севера. – – С. 78–110.
  8. Афанасьева Е. Ф. Эвенки Китая // Тунгусо-маньчжурские этносы в новом столетии: материалы всерос. конф. с междунар. участием (г. Улан-Удэ, 11 ноября 2009 г.). – Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. – С. 11–
  9. Неклюдов С. Ю., Грунтов И. А., Соловьева А. А. Фольклорно-лингвистическая экспедиция во Внутреннюю Монголию // Вестник РГНФ. – 2014. – № 4. – С. 152–
  10. Ведомости плательщиков и неплательщиков ясака, журналы входящей и исходящей корреспонденции, сведения о пограничных караулах // Государственный архив Забайкальского края. – Ф. 300. – Оп. 1. – Д. 15. – Л. 532.
  11. Журнал входящих бумаг, ведомости на сбор ясака, о родившихся и умерших, инструкция по борьбе с эпидемическими заболеваниями животных, рапорты хлебопахотных смотрителей о посеве и урожае хлеба // Государственный архив Забайкальского края. – Ф. 300. – Оп. 1. – Д. 19. – Л. 381.
  12. Хужертаевский дацан: Усть-Илимское Агинской волости Читинского уезда Забайкальской области // Государственный архив Республики Бурятия. – Ф. 471. – Оп. 1. – Д. 1. – Л. 1–
  13. Гунейский дацан: Усть-Иля Хамниганского хошуна Агинского ведомства (1802-1937) // Государственный архив Республики Бурятия. – Ф. 420. – Оп. 1. – Д. 6. – Л. 3.
  14. Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания / сост. Г. М. Василевич. – Ленинград : Наука, 1966. – 400 с.
  15. Эвенкийско-русский словарь / сост. А. Н. Мыреева. – Новосибирск : Наука, 2004. – 798 с.
  16. Хамниганско-русский словарь / сост. Д. Г. Дамдинов, Е. В. Сундуева. – Иркутск : Изд-во «Оттиск», 2015. – 364 с.
  17. Эвенкийско-русский словарь / сост. Г. М. Василевич. – Москва : Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1958. – 576 с.
  18. Сказания восточных эвенков / сост. Г. И. Варламова, А. Н. Варламов. – Якутск : ЯФ ГУ изд-во СО РАН, 2004. – 234 с.
  19. Фольклор эвенков Якутии / сост. А. В. Романова, А. Н. Мыреева. – Ленинград : Наука, 1971. – 330 с.

Загрузки

Опубликован

30-06-2022

Как цитировать

Александр Николаевич , В. ., & Мария Петровна , Д. . (2022). ЭПИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ ЭВЕНКОВ И ХАМНИГАН: К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНОЙ ОБЩНОСТИ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 40–49. https://doi.org/10.25587/i2607-6286-7959-a

Выпуск

Раздел

Статьи