КОНЦЕПТ РОДИНА В ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БУРЯТ

Авторы

  • ГЫМПИЛОВА Сэсэгма Дмитриевна, gymps70@yandex.ru к. филол. н., н. с. отдела литературоведения и фольклористики, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского Отделения РАН, Улан-Удэ, Россия

DOI:

https://doi.org/10.25587/a8206-1785-8755-m

Ключевые слова:

концепт, родина, картина мира, семантика, эпос, буряты, малые жанры, пословицы, благопожелания, призывание

Аннотация

В данной статье исследуется концепт родина в бурятских героических повествованиях, являющийся ключевым понятием для народного сознания и функционирующий в фольклорном тексте как основной компонент универсальной оппозиции «свой/чужой». Бурятский эпос (улигеры), как и героико-эпические произведения других народов, содержит также в своей поэтической структуре разные формульные выражения, в которых ярко проявляется образ родины. Для исследования были привлечены героико-эпические произведения бурят: «Аламжи Мэргэн», «Абай Гэсэр Богдо хаан», «Абай Гэсэр Могучий», «Абай Гэсэр». Цель статьи – определение и выявление концептуальных особенностей одного из базовых концептов национальной картины мира родины в бурятских улигерах. При анализе фольклорных текстов были применены структурно-семантический, структурно-типологический методы. Актуальность исследования заключена в том, что в настоящий период недостаточно изучено семантическое значение концепта родина в эпических текстах монгольских народов. Исследование эпических произведений бурят показало, что в их структурном содержании также зафиксировано немало паремий, благопожеланий, репрезентирующих понятие родина. В результате исследования выявлено, что концепт родина посредством лексических единиц значительно расширил свое смысловое содержание, а также он является бытовым, аксиологическим концептом, который характеризует этнокультурную идентичность народа. Анализ семантических особенностей концепта родина в бурятских улигерах показал, что данное понятие характеризует жизненный взгляд человека на мир, определенный социальный опыт народа, представляет одну из сторон языковой модели мира, которая включает и его периферийную зону.

Литература

  1. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры : опыт исследования / Ю. С. Степанов. – Москва : Языки русской культуры, 1997. – 824 с.
  2. Вержбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вержбицкая. – Москва : Языки славянской культуры, 2001. – 288 с.
  3. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-Минасова. – Москва : Слово, 2000. – 261 с.
  4. Сандомирская И. Книга о родине : опыт анализа дискурсивных практик / И. Сандомирская. – Wien. – 2001. – 281 c.
  5. Телия В. Н. Наименование РОДИНА как часть социального концепта «Patria» в русском языке / В. Н. Телия // Языковая категоризация : материалы круглого стола, посвященного юбилею Е.С. Кубряковой по тематике её исследования. – Москва, 1997. – 96 с.
  6. Воркачёв С. Г. Слово «Родина» : значимостная составляющая лингвоконцепта / С. Г. Воркачёв // Язык, коммуникация и социальная среда : сборник научных трудов. – Воронеж : ВГУ, 2006. Вып. 4. – C. 26-36.
  7. Содномпилова М. М. Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов / М. М. Содномпилова. – Улан-удэ : Издательство БНЦ СО РАН, 2009. – 364 с.
  8. Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон // Запись Ц. Жамцарано от Елбона Шалбыкова / ответственный редактор А. Б. Соктоев. – Новосибирск : Наука, 1991. – 311 с.
  9. Санжеева Л. Ц. Бурятский эпос : проблемы поэтики и стиля / Л. Ц. Санжеева. – Улан-Удэ : Издательство Бурятского государственного университета, 2011. – 240 с.
  10. Абай Гэсэр Богдо хаан. Буряадай морин ульгэр / Составитель : С. П. Балдаев ; подготовка текста : М. И. Тулохонов, Д. Д. Гомбоин ; научный редактор А. И. Уланов ; РАН. Сибирское отделение, БИОН. – Улаан-Үдэ, 1995. – 525 с. (На бурятском языке).
  11. Абай Гэсэр / Запись И. Н. Мадасона от П. Петрова ; вводная часть, комментарий, перевод А. И. Уланова. – Улан-Удэ : Бурятское книжное издательство, 1960. – 314 с.
  12. Абай Гэсэр Могучий : бурятский героический эпос / Запись Ц. Жамцарано от М. Имегенова / Перевод А. Б. Соктоева. – Москва : Восточная литература, 1995. – 526 с.
  13. Пеньковский А. Б. О семантической категории «чуждости» в русском языке / А. Б. Пеньковский // Проблемы структурной лингвистики : 1985-1987. – Москва, 1989. – 387 с.
  14. Буху Хара хубун / запись Ц. Ж. Жамцарано ; подготовка к изданию И. Н. Мадасона. – Улан-Удэ, 1972. – 288 с.
  15.  Абай Гэсэр хубуун. Эхирит-булагатский вариант / Запись Ц. Жамцарано от М. Имегенова ; подготовка текста, перевод и примечания М. П. Хомонова. Ч. 1. – Улан-Удэ, 1961. – 232 с. Благодарности: Статья подготовлена в рамках государственного задания ИМБТ СО РАН (проект «Этнокультурная идентичность в архитектонике фольклорных и литературных текстов народов Байкальского региона», № 121031000259-6).

Загрузки

Опубликован

30-03-2022

Как цитировать

ГЫМПИЛОВА , С. Д. (2022). КОНЦЕПТ РОДИНА В ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БУРЯТ . ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 43–50. https://doi.org/10.25587/a8206-1785-8755-m

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)