ИСТОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОГУЗСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ И В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
DOI:
https://doi.org/10.25587/v7243-9464-2636-eКлючевые слова:
Азербайджан; тюрк; традиция; культура; эпос; Гобустан; ковры; миниатюра; лодки; конь; «Книга Деда Коркута».Аннотация
Физическая культура в Азербайджане занимает важное место вместе с другими сферами культурной жизни. В статье рассматривается вопрос истории формирования физической культуры в Азербайджане по материальному и нематериальному культурному наследию. Азербайджан – одна из стран с древнейшими человеческими поселениями: здесь были созданы различные виды орудий труда и оружия (каменные палицы, копья, лук и стрелы, лодки и т. д.); среди одомашненных на территории Азербайджана животных была и лошадь, которая использовалась людьми в самых разных целях. Созданные в древности различные виды орудий труда, вооружения, навыки их использования стали основой для развития высокой материальной и духовной культуры. Образцами этой культуры являются наскальные рисунки Гобустана, миниатюры, ковры. Она нашла свое отражение также в народном эпосе. Сохранившиеся в содержании эпоса сведения дают хороший материал для изучения традиционной культуры. По материалам огузского эпоса можно заключить, что только физически и умственно совершенные люди считались полноценными членами общества; что зачатки физической культуры формировались в игре, в ритуале и способствовали ведению здоровой и безопасной жизни. Физическая культура занимает особое место в истории тюркской традиционной культуры и имеет тесные связи с социальными ценностями азербайджанского народа.
Основной целью исследования является изучение истоков физической культуры в материальных и нематериальных культурных памятниках народа. Теоретико-методологическую основу данного исследования составляют научно-теоретические положения известных фольклористов и этнографов о традиционной культуре азербайджанского народа. Объектом исследования являются образцы героического эпоса («Книга Деда Коркута» и др.) и материальные памятники Азербайджана. Предметом же исследования является физическая культура, представленная в устном народном творчестве и материальных памятниках. В исследовании методом сравнительно-типологического подхода выявлены сведения о физической культуре, с помощью историко-сравнительного анализа – генетические соответствия. Научная новизна исследования заключается в том, что данные о физической культуре, встречающиеся в тексте эпоса и в материальных памятниках, привлекаются к исследованию в сравнении с аналогичными сведениями в других исторических памятниках.
Литература
- Бартольд В. В. Книга моего деда Коркута. – Баку : ЙНЕ XXI, 1999. – 320 с.
- Kitabi-Dədə Qorqud / tərtib edənlər F. Zeynalov və S. Əlizadə. – Bakı : Yazıçı, 1988. – 265 s. (На азербайджанском яз.)
- Koroğlu / çapa hazırlayan M. H. Təhmasib. – Bakı : Gənclik, 1982. – 328 s. (На азербайджанском яз.)
- Əhmədov Q. M. Bu günə necə gəlib çıxmışıq. – Bakı : Azərnəşr, 1989. – 118 s. (На азербайджанском яз.)
- İbn Haldun. Mukaddime. – İstanbul : Milli eyitim basımevi, 1990. – 684 s. (На турецком яз.)
- Mustafayev A. H. Azərbaycanın maddi mədəniyyət tarixi (etnoqrafik materiallar əsasında tipoloji tədqiqat). – Bakı : Bakı Universiteti nəşriyyatı, 2009. – 420 s. (На азербайджанском яз.)
- Hüseynov M. Uzaq daş dövrü. – Bakı : Gənclik, 1973. – 70 s. (На азербайджанском яз.)
- Cəfərzadə İ. M. Qobustan qayaüstü rəsmləri. – Bakı : YNE «XXI», 1999. – 321 s. (На азербайджанском яз.)
- Azərbaycan tarixi / məsul red. İ. Əliyev. – Bakı : Elm, 2007. – 520 s. (На азербайджанском яз.)
- Fərəcova M. Azərbaycan qayaüstü incəsənəti. – Bakı : Aspoliqraf, 2009. – 384 s. (На азербайджанском яз.)
- Rüstəmov C. Qobustan Azərbaycanın qədim mədəniyyət ocağıdır. – Bakı : Nurlar, 2006. – 96 s. (На азербайджанском яз.)
- Ünsal Yücel. Türk okçuluğu. – Ankara : Atatürk kültür mərkəzi başkanlığı, 1999. – 600 s. (На турецком яз.)
- Küçük M. A. İslâm Öncesinden Sonrasına Türk Geleneğinde Bir Yaşam Stili : «Okçuluk» // Uluslararası Kültürel ve Sosyal Araştırmalar Dergisi (UKSAD). – – Cild 4. – Say 1. – S. 178–191. (На турецком яз.)
- Əliyev V. Gəmiqaya abidələri. – Bakı : Azərnəşr, 1993. – 79 s. (На азербайджанском яз.)
- Rüstəmov C. Qobustan dünyası. – Bakı : Azərnəşr, 1994. – 176 s. (На азербайджанском яз.)
- Qumilyov L. N. Qədim türklər. – Bakı : Gənclik, 1993. – 536 s. (На азербайджанском яз.)
- Azərbaycan miniatürləri / M. Kərimov (varis). – Bakı : Şərq-Qərb nəşriyyat evi, 2013. – 248 s. (На азербайджанском яз.)
- Kitabi-Dədə Qorqud / Tərt. ed. S. Əlizadə. – Bakı : Öndər, 2004. – 376 s. (На азербайджанском яз.)
- İlhan S. Askerlik. Milli kültür unsurlarımız üzerinde genel görüşler. – Ankara : Türk tarih kurumu basınevi, 1990. – 321–334. (На турецком яз.)
- Quliyev F. E. Azərbaycanın kurqan qəbirlərində at dəfni. – Bakı : Elm, 2008. – 300 s. (На азербайджанском яз.)
- Əsgərov Ə., Qıpcaq M. Türk savaş sənəti. – Bakı : Yazıçı, 1996. – 174 s. (На азербайджанском яз.)
- Azərbaycan etnoqrafiyası / baş red. T. Bünyadov. – Bakı : Şərq-Qərb, 2007. – 384 s. (На азербайджанском яз.)
- Qaşqay S. Manna dövləti. – Bakı : Azərnəşr, 1993. – 107 s. (На азербайджанском яз.)
- Xəlil A. Qarabağda atüstü oyunlar və çövkən // Ümumtürk kontekstində Qarabağ xalq oyunları və meydan tamaşaları mövzusunda beynəlxalq elmi konfransın materialları (Tərtər, 14 noyabr 2014). – Bakı : Elm və təhsil, 2014. – 28–48. (На азербайджанском яз.)
- Rüstəmov R. Ümumtürk kontekstində Qarabağ xalq oyun və tamaşalarının müqayisəsi // Ümumtürk kontekstində Qarabağ xalq oyunları və meydan tamaşaları mövzusunda beynəlxalq elmi konfransın materialları (Tərtər, 14 noyabr 2014). – Bakı : Elm və təhsil, 2014. – 358–373. (На азербайджанском яз.)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная