ВАРИАНТ РОМАНИЧЕСКОГО ЭПОСА О ЛЕЙЛИ И МЕДЖНУНЕ: АВТОРСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО СЮЖЕТА
DOI:
https://doi.org/10.25587/q2572-4168-1829-wКлючевые слова:
Ахметзян Тубыли; романический эпос; вариант «Лейли и Меджнун»; сюжет; пантеизм; Божественная любовь; суфийские двойственные символы; традиционные мотивы; авторская интерпретация; рукописьАннотация
Актуальность данного исследования определяется тем, что впервые в филологической науке анализируется рукописное произведение малоизученного на сегодняшний день татарского автора – поэта-суфия XIX века Ахметзяна Тубыли на распространенный в эпосе сюжет «Повествование о Лейли и Меджнуне». Целью исследования является выявление общего и специфичного в «Повествовании…», в классических одноименных поэмах Низами Гянджеви, М. Физули, А. Навои, А. Джами, а также – в народных романических дастанах, распространенных в устной или письменной форме среди татар. В круг задач статьи входят: в ходе анализа произведения и сравнения ее с классическими вариантами-предшественницами известных поэтов мусульманского Востока определение сюжетного построения, системы образов, мотивов и идей, заложенных в варианте А. Тубыли, выявление основополагающих лейтмотивов, авторской интерпретации, художественной ценности и места данного повествования в ряду других многочисленных романических эпосов, бытующих на тему любви легендарных возлюбленных – Лейли и Меджнуна. Так, в ходе исследования рукописного произведения А. Тубыли обнаружилось, что по сравнению с классическими одноименными творениями оно небольшое по объему и занимает всего лишь 68 поэтических строк, к тому же сюжетная линия его проста, а количество героев ограничивается пятью персонажами. Это дает нам основание рассматривать рукописное произведение А. Тубыли как неотъемлемую часть книжного эпоса татар.
В плане сюжетного построения «Повествование …» А. Тубыли наиболее близко к «Лейли и Меджнун» Низами, т. к. оба автора основной акцент ставят на идее о Божественной любви; по идейному же содержанию и духу – сродни одноименным поэмам М. Физули и А. Джами. Что касается формы произведения, то оно наиболее схоже с многочисленными народными вариантами дастанов, имеет те же специфические черты, присущие романической разновидности татарского книжного эпоса. Таким образом, эпос А. Тубыли является результатом синтеза классической и письменно-фольклорной традиций. Главной особенностью «Повествования…» А. Тубыли является то, что в нем отразились пантеистические мотивы и образы; автор вводит в свой вариант суфийские двойственные символы, такие как: яд и излечивающая вода, жизнь и смерть, свет и темень. Рассуждая о Божественной эманации света, возникает традиционный мистический образ свечи и светящихся лиц. Все эти образы и символы даны на фоне завуалированных бесед Лейли и Меджнуна. Данное исследование позволит в дальнейшем более глубоко осознать творческий путь А. Тубыли как поэта-суфия, обратившегося к общетюркским эпическим сюжетам, и откроет новый потенциал в изучении взаимовлияний литературы и фольклора.
Литература
- Бертельс Е. Э. Низами и Фузули. Избранные труды : Т. 2. – Москва : Изд-во вост. лит-ры, 1962. – 554 с.
- Хикайате Ләйли ба Мәҗнүн дәр шәһри Багдад // Книгохранилище ЦПиМН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ : 39 кол., № 6058, с. 76б–77а. (На старотатарском яз.)
- Нарзуллаева С. Тема «Лейли и Меджнун» в истории литератур народов Советского Востока. – Ташкент : Изд-во «Фан» Узбекской ССР, 1983. – 136 с.
- Бертельс Е. Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. – Москва : Наука, 1965. – 524 с.
- Махкамов С. Б. Идейно-художественные особенности любовно-романтических поэм в персидско-таджикской литературе XV в. : дис. … д. филол. н. – Душанбе, 2019. – 372 с.
- Физули М. Лейли и Меджнун. – Москва : Худ. лит-ра, 1958. – 421 с.
- Мухаметзянова Л. Х. Татарский эпос «Идегей» : эхо сквозь столетия // Золотоордынское обозрение. – 2018. – Т. 6. – № 3. – С. 537–
- Игнатьева Е. А. Категории фольклорного жанра // Урал-Алтай : через века в будущее : материалы IV Всероссийской научной конференции (25–27 марта 2010 г.). В 2 т. Т. 1. – Уфа : ИИЯЛ УНЦ РАН, 2010. – С. 121–123.
- Сулейманов А. М. Наши киссы и дастаны // Башкирское народное творчество : Эпос / сост. Н. Т. Зарипов, А. М. Сулейманов, Г. Б. Хусаинов. – Уфа : Китап, 2002. – С. 380–443. (На башкирском яз.)
- Мухаметзянова Л. Х. Татарский эпос : книжные дастаны. – Казань : Изд-во ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, 2014. – 380 с.
- Әхмәтҗанов М. Дастаннар / Кама аръягының көнчыгыш төбәкләре һәм татар әдәбияты тарихы. – Казан : Мәгариф, 1999. – 160 б. (На татарском яз.)
- Хикайате Ләйли вә Мәҗнүн // Книгохранилище ЦПиМН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ : 39 кол., №№ 5014, 5015 (На старотатарском яз.)
- Мәшһүр гашыйк-мәгъшук Ләйлә вә Мәҗнүн хикәясе / Ф. Халиди. – Казан : Ун-т табыгханәсе, 1902. – 45 б. (На старотатарском яз.)
- Ахметзянов М. И. Новые археографические материалы и их значение в исследованиях по истории татарской литературы : дис. ... д. филол. н. – Казань, 1998. – 280 с.
- Поэма о любви Фархата и Ширин // Отдел рукописей и редких книг Национальной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета. – Ф. 22. Ед. хр. 701-Т. – Л. 11б-49б. (На старотатарском яз.)
- Sasanian Ç. S. Nizaminin «Leyli və Məcnun» poeması. – Baku : Elm, 1985. – 124 s. (На азербайджанском яз.)
- Әхмәтҗанов М. Шагыйрь Әхмәтҗан Тубыли // Казан утлары. – 1997. – № 1. – бб. 151–153. (На татарском яз.)
- Хасавнех А. А. Ахметзян Тубыли : жизнь и творчество татарского поэта-суфия XIX века. – Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 206 с.
- Фирадж, ֫Абд ас-Саттар Ахмад. Диван Маджнун Лайли : джам֫ тахкик. – Кахира : Дар Миср лит-таба֫а, 1983. – 246 с. (На арабском яз.)
- Гумматова Х. Б. Концепция божественной любви в поэме «Лейли и Меджнун» Низами Гянджеви // Проблемы востоковедения. – 2013. – № 4 (62). – C. 37–42.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная