ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПИЧЕСКИХ ОНИМОВ
DOI:
https://doi.org/10.25587/g4677-8057-5483-hКлючевые слова:
фольклорная ментальность; архаичная картина мира; эпические онимы; функциональный потенциал; этнокультурная семантика; улигерные традиции; символическая природа; аксиологическое содержание; топонимические имена; мифологический пантеонАннотация
Отношения между языком и культурой разнообразны и стабильны. Наиболее ярко этнокультура проявляется в языке. В этом отношении большой интерес представляет онимическая лексика, встречающаяся в фольклорных произведениях и в том числе в эпосах. Этот слой словарного запаса отражает народный менталитет, историю, культуру, религиозные взгляды нации, а также ее этнические контакты.
Среди уникальных памятников национальной культуры бурят – эпос «Гэсэр», возникший, по мнению большинства исследователей, более двух тысяч лет назад. В героическом эпосе символично все: природа, время, пространство, персонажи, их действия и мотивы Именная система Гэсэра, имена его антиподов, различные мифологические имена, топонимы в этом отношении не являются исключением. Эпические имена собственные, которые иногда являются единственными свидетелями событий прошлых лет, содержат в себе большой смысловой потенциал. Семантическая система языка, включающая онимическую лексику, способствует воссозданию архаической картины мира, выявлению особенностей эпического сознания людей в далеком прошлом. Все это делает актуальным и интересным изучение эпических онимов.
Таким образом, в статье речь идет о бурятских улигерах о Гэсэре, которым свойственны многочисленные имена эпических героев. Одна из особенностей эпонимов состоит в том, что они представляют собой не одну номинативную единицу, а многословную иерархически организованную группу слов. Главные герои, отношения которых определяют развитие эпического сюжета об улигере, – главный герой, его жена или невеста (как правило, их трое), его враги (антиподы) в лице монстров-мангадхаев, другие герои или ханы. Эпитетика их имен составляет единый смысловой комплекс. В статье рассматриваются онимы бурятского эпоса «Абай Гэсэр Богдо хан», записанные от известного бурятского сказителя (улигершина) Альфора Васильева. Особое внимание уделяется семантике, структуре и функциональному значению эпических имен – теонимов, имен Гэсэра, других персонажей, топонимов.
Этнолингвистический анализ, основанный на структурно-семантическом, этимологическом методах, позволил сделать вывод, что аксиологическое содержание эпических имен проявляется в их способности выступать в качестве уникальных концептов национальной картины мира. Несомненно, собственные имена имеют большой потенциал в раскрытии ценностно-эстетического содержания бурятского эпоса.
Они представляют собой пространственно-временные ориентиры и символы исторических, культурных, религиозных, социальных, межнациональных отношений бурят с соседними этносами на протяжении веков.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная