ОБРАЗ КОНЯ В ГРУЗИНСКОМ СКАЗОЧНОМ ЭПОСЕ В КОНТЕКСТЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ МИФОЛОГИИ

Авторы

  • Елена Анзоровна ГОГИАШВИЛИ, elene.gogiashvili@tsu.ge Тбилисский государственный университет им. И. А. Джавахишвили

DOI:

https://doi.org/10.25587/x3217-7539-4755-q

Ключевые слова:

фольклор; мифология; этнология; сказка; эпос; конь; солнце; волшебство; обряд; культ; аграрные божества

Аннотация

В грузинском сказочном эпосе встречается большое количество сюжетов, которые широко распространены в странах ближнего Востока и Европы. По сюжетному указателю Аарне-Томпсон-Утер конь-чародей встречается в разных типах грузинских волшебных сказок, особенно в типах ATU314 Золотистый, ATU530 Принцесса на стеклянной горе и ATU531 Ясновидящий коньЦелью статьи является выявление связей сказочных и эпических мотивов, которые содержат общие мифологические черты в образе волшебного коня. Исследование этих мотивов выясняет типологическое и семантическое сходство сказочных фигур с мифологическими божествами.Настоящая статья ориентирована на сравнительное изучение фольклорных сюжетов. Основные методы: структурный анализ и сравнительно-типологический метод. Важно сравнить диахронические элементы устных повествований с определенными трансформациями эпоса и сказки. Для структурного и сравнительно-типологического анализа мифопоэтических символов в сказочном эпосе опорой служат основные положения работ «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки» В. Я. Проппа. Для выявления основных черт содержания использованы культурологические и этнографические труды.

В результате исследования установлено, что, в отличие от литературного эпоса, устная сказка еще сохранила отдаленную связь с мифологическими представлениями о звере как о чудесном помощнике человека, основанными на древних тотемистических верованиях. Мифическое происхождение сказочного коня, в первую очередь, олицетворяется в обладании им четырех стихий, проявляющихся в его огненной и крылатой сущности, а также тесной связью с землей и водным миром. Волшебный конь сказок полностью проявляет все детали своего мифического происхождения.

Символика коня в мифическом аспекте весьма знакома фольклористам, но сопоставление разных жанров фольклора на примере грузинского материала дает возможность выяснить взаимосвязи сказочных, эпических и мифологических мотивов в междисциплинарном аспекте.

Сюжеты волшебных сказок как грузинской народной прозы, так и тех культурных особенностей, которые касаются взаимоотношений эпических традиций кавказцев и других народов мира, создают широкое поле исследователям для текстуального анализа.

 

Литература

  1. Жирмунский В. М. Народный героический эпос : Сравнительно-исторические очерки. – Москва : Гос. изд-во худ. лит-ры, 1962. – 437 с.
  2. Амиранашвили Ш. История грузинского искусства. – Москва : Искусство, 1950. – 459 c.
  3. Брегадзе Н. А. К вопросу о характере одного из грузинских народных календарных праздников («Тедороба») // Вопросы этнографии Грузии. – 1970. – № 15. – С. 81–91.
  4. The types of international folktales : a classification and bibliography ; based on the system of Antti Aarne und Stith Thompson. Enlarged by Hans-Jörg Uther. I. – Helsinki : Academia Scientiarum Fennica, 2004. – 619 с. (На англ. яз.)
  5. Курдованидзе Т. Д. Сюжеты и мотивы грузинских волшебных сказок (Систематический указатель по Аарне-Томпсону) // Литературные взаимосвязи. – Тбилиси : Мецниереба, 1977. – С. 240–263. (На грузинском яз.)
  6. Пропп В. Я. Морфология сказки. – Ленинград : Academia, 1928. – 153 с.
  7. Алиева Ф. А. Образ коня в эпических жанрах фольклора народов Дагестана // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – 2016. – № 23(1). – C. 243–249. – DOI : 10.22162/2075-7794-2016-23-1-243-249.
  8. Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре / пер. К. Д. Балмонта, П. А. Петренко и Н. А. Заболоцкого. – Ленинград : Советский писатель, 1988. – 493 с.
  9. Умикашвили П. Народная словесность. – Тбилиси : Литература да хеловнеба, 1964. – 300 с. (На грузинском яз.)
  10. Абхазские сказки. Ред. М. Чиковани. – Тбилиси : Накадули, 1969. – 165 c. (На грузинском яз.)
  11. Народные русские сказки / сост. А. Н. Афанасьев. – Москва : Правда, – 576 с.
  12. Детские сказки. Онлайн-журнал лучших сказок для детей [Электронный ресурс]. URL : https://papinsait.ru/skazki/bolshoj-orel-i-ohotnik-gruzinskaja-skazka/ (дата обращения : 03.2021).
  13. Народная словесность / ред. М. Чиковани. – Тбилиси : Изд-во академии наук ССР Грузии, 1956. – 336 c. (На грузинском яз.)
  14. Армянские сказки / ред. З. Алексидзе. – Тбилиси : Накадули, 1976. – 296 c. (На грузинском яз.)
  15. Лосев А. Ф. Посейдон // Мифы народов мира. Т. 2. – Москва : Советская энциклопедия, 1992. – С. 323–324.
  16. Топоров В. Н. Ашвины // Мифы народов мира. Т. 1. – Москва : Советская энциклопедия, 1991. – С. 144–145.
  17. Тахо-Годи А. А. Диоскуры // Мифы народов мира. Т. 1. – Москва : Советская энциклопедия, 1991. – С. 382–383.
  18. Топоров В. Н. Сурья // Мифы народов мира. Т. 2. – Москва : Советская энциклопедия, 1992. – С. 477–478.
  19. Иванов В. В., Топоров В. Н. Перкунас // Мифы народов мира. Т. 2. – Москва : Советская энциклопедия, 1992. – С. 303–304.
  20. Тахо-Годи А. А. Пегас // Мифы народов мира. Т. 2. – Москва : Советская энциклопедия, 1992. – С. 296.
  21. Рубинштейн Р. И. Египетская мифология // Мифы народов мира. Т. 1. – Москва : Советская энциклопедия, 1991. – С. 420–427.
  22. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Ленинград : Изд-во Ленинградского университета 1986. – 368 c.
  23. Коккъяра Дж. История фольклористики в Европе. – Москва : Изд-во иностранной литературы, – 691 с.

Загрузки

Опубликован

30-03-2021

Как цитировать

ГОГИАШВИЛИ, Е. А. . (2021). ОБРАЗ КОНЯ В ГРУЗИНСКОМ СКАЗОЧНОМ ЭПОСЕ В КОНТЕКСТЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ МИФОЛОГИИ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 105–113. https://doi.org/10.25587/x3217-7539-4755-q

Выпуск

Раздел

Статьи