ОБРАЗ КОНЯ В ГРУЗИНСКОМ СКАЗОЧНОМ ЭПОСЕ В КОНТЕКСТЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ МИФОЛОГИИ
DOI:
https://doi.org/10.25587/x3217-7539-4755-qКлючевые слова:
фольклор; мифология; этнология; сказка; эпос; конь; солнце; волшебство; обряд; культ; аграрные божестваАннотация
В грузинском сказочном эпосе встречается большое количество сюжетов, которые широко распространены в странах ближнего Востока и Европы. По сюжетному указателю Аарне-Томпсон-Утер конь-чародей встречается в разных типах грузинских волшебных сказок, особенно в типах ATU314 Золотистый, ATU530 Принцесса на стеклянной горе и ATU531 Ясновидящий конь. Целью статьи является выявление связей сказочных и эпических мотивов, которые содержат общие мифологические черты в образе волшебного коня. Исследование этих мотивов выясняет типологическое и семантическое сходство сказочных фигур с мифологическими божествами.Настоящая статья ориентирована на сравнительное изучение фольклорных сюжетов. Основные методы: структурный анализ и сравнительно-типологический метод. Важно сравнить диахронические элементы устных повествований с определенными трансформациями эпоса и сказки. Для структурного и сравнительно-типологического анализа мифопоэтических символов в сказочном эпосе опорой служат основные положения работ «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки» В. Я. Проппа. Для выявления основных черт содержания использованы культурологические и этнографические труды.
В результате исследования установлено, что, в отличие от литературного эпоса, устная сказка еще сохранила отдаленную связь с мифологическими представлениями о звере как о чудесном помощнике человека, основанными на древних тотемистических верованиях. Мифическое происхождение сказочного коня, в первую очередь, олицетворяется в обладании им четырех стихий, проявляющихся в его огненной и крылатой сущности, а также тесной связью с землей и водным миром. Волшебный конь сказок полностью проявляет все детали своего мифического происхождения.
Символика коня в мифическом аспекте весьма знакома фольклористам, но сопоставление разных жанров фольклора на примере грузинского материала дает возможность выяснить взаимосвязи сказочных, эпических и мифологических мотивов в междисциплинарном аспекте.
Сюжеты волшебных сказок как грузинской народной прозы, так и тех культурных особенностей, которые касаются взаимоотношений эпических традиций кавказцев и других народов мира, создают широкое поле исследователям для текстуального анализа.
Литература
- Жирмунский В. М. Народный героический эпос : Сравнительно-исторические очерки. – Москва : Гос. изд-во худ. лит-ры, 1962. – 437 с.
- Амиранашвили Ш. История грузинского искусства. – Москва : Искусство, 1950. – 459 c.
- Брегадзе Н. А. К вопросу о характере одного из грузинских народных календарных праздников («Тедороба») // Вопросы этнографии Грузии. – 1970. – № 15. – С. 81–91.
- The types of international folktales : a classification and bibliography ; based on the system of Antti Aarne und Stith Thompson. Enlarged by Hans-Jörg Uther. I. – Helsinki : Academia Scientiarum Fennica, 2004. – 619 с. (На англ. яз.)
- Курдованидзе Т. Д. Сюжеты и мотивы грузинских волшебных сказок (Систематический указатель по Аарне-Томпсону) // Литературные взаимосвязи. – Тбилиси : Мецниереба, 1977. – С. 240–263. (На грузинском яз.)
- Пропп В. Я. Морфология сказки. – Ленинград : Academia, 1928. – 153 с.
- Алиева Ф. А. Образ коня в эпических жанрах фольклора народов Дагестана // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – 2016. – № 23(1). – C. 243–249. – DOI : 10.22162/2075-7794-2016-23-1-243-249.
- Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре / пер. К. Д. Балмонта, П. А. Петренко и Н. А. Заболоцкого. – Ленинград : Советский писатель, 1988. – 493 с.
- Умикашвили П. Народная словесность. – Тбилиси : Литература да хеловнеба, 1964. – 300 с. (На грузинском яз.)
- Абхазские сказки. Ред. М. Чиковани. – Тбилиси : Накадули, 1969. – 165 c. (На грузинском яз.)
- Народные русские сказки / сост. А. Н. Афанасьев. – Москва : Правда, – 576 с.
- Детские сказки. Онлайн-журнал лучших сказок для детей [Электронный ресурс]. URL : https://papinsait.ru/skazki/bolshoj-orel-i-ohotnik-gruzinskaja-skazka/ (дата обращения : 03.2021).
- Народная словесность / ред. М. Чиковани. – Тбилиси : Изд-во академии наук ССР Грузии, 1956. – 336 c. (На грузинском яз.)
- Армянские сказки / ред. З. Алексидзе. – Тбилиси : Накадули, 1976. – 296 c. (На грузинском яз.)
- Лосев А. Ф. Посейдон // Мифы народов мира. Т. 2. – Москва : Советская энциклопедия, 1992. – С. 323–324.
- Топоров В. Н. Ашвины // Мифы народов мира. Т. 1. – Москва : Советская энциклопедия, 1991. – С. 144–145.
- Тахо-Годи А. А. Диоскуры // Мифы народов мира. Т. 1. – Москва : Советская энциклопедия, 1991. – С. 382–383.
- Топоров В. Н. Сурья // Мифы народов мира. Т. 2. – Москва : Советская энциклопедия, 1992. – С. 477–478.
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Перкунас // Мифы народов мира. Т. 2. – Москва : Советская энциклопедия, 1992. – С. 303–304.
- Тахо-Годи А. А. Пегас // Мифы народов мира. Т. 2. – Москва : Советская энциклопедия, 1992. – С. 296.
- Рубинштейн Р. И. Египетская мифология // Мифы народов мира. Т. 1. – Москва : Советская энциклопедия, 1991. – С. 420–427.
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Ленинград : Изд-во Ленинградского университета 1986. – 368 c.
- Коккъяра Дж. История фольклористики в Европе. – Москва : Изд-во иностранной литературы, – 691 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная