ЭПОСЫ ДАЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУАЛИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ
DOI:
https://doi.org/10.25587/u1013-4099-4794-xКлючевые слова:
эпос Дай; эпосы о сотворении; устная традиция; буддизм Тхеравады; этническая группа Дай; исполнение эпоса; эпический сказитель; рукопись на пальмовом листе; первобытная религия; Алуангский эпосАннотация
Эта статья является результатом исследования, поддержанного Фондом проектов молодых ученых Китайской академии социальных наук за 2017–2019 гг. В исследовании использованы полевые материалы и данные, полученные при на анализе эпического текста. Полевые работы проводились в основном в двух основных населенных пунктах Дай – в Дэхун и Сишуанбаньна. В ходе интервью с сельскими жителями, наблюдения церемоний для получения эффективной информации и народных сказок выяснилось, что схожие нарративы распространяются в разных регионах Дай, и содержание этих повествований отражает различное отношение к буддизму и примитивным религиям. За три года обучения автор переписал, перевел и аннотировал два эпических произведения: один из них – «Пэншанлуо», устная версия «Батамага Пэншанлуо» в исполнении двух певцов Дай на церемонии; а другой – «Чуангшиджи», изданный на языке дехонгдай. Есть некоторые различия между двумя эпосами по объему, содержанию, структуре, способу повествования и передачи.
Дайцы утверждают, что у них есть сотни эпосов, и большинство из них связаны с буддизмом Тхеравады. Обычно они исполняют эти эпосы в неких религиозных мероприятиях: либо эпические певцы исполняют устно, либо глава верующих буддизма переписывает текст. Автор провел исследование, находясь внутри среды бытования эпоса. Благодаря полевым исследованиям и подробному текстологическому анализу, эта статья освещает вопросы формирования, развития и наследования эпоса Дай в контексте дуалистической веры.
Статья имеет определенную структуру изложения. Во-первых, рассматривается дуалистическая религия этнической группы Дай: буддизм Тхеравады, пришедший из Таиланда, Лаоса или Бирмы, оказал большое влияние на литературу Дай; в то же время люди Дай придерживаются примитивной религии, глубоко укоренившейся в местной культуре. Затем эпосы детально анализируются, сопоставляются характеры повествования и структуры нескольких эпосов, включая эпические произведения «Батамага Пэншанлуо», «Чуангшиджи» и уникальные эпосы Алуанга. И наконец, исследуется взаимосвязь религиозной традиции и эпоса Дай.
Проведенный анализ установил, что предки Дай переводили буддийские рассказы в стиховую форму письмом Дай, исходя из своего ритма. Между тем, они включили местные повествования и скомпилировали их в рукописи, имитирующие сутры, которые называются на китайском языке «Бэйе Цзин» (рукописи из пальмовых листьев), на языке Дай – «Лик» или «Тхам». Это разновидности сутр в стиле Дай, которые содержат эпосы Дай и являются символом дайской культуры. Помимо буддийских повествований, в этих сутрах также записано множество мифов, народных сказок, легенд и других знаний. Таким образом, эпосы Дай характеризуются двойственностью: с одной стороны, они содержат местные повествования, отражающие поклонение предкам и верования в анимизм этнической группы Дай; с другой стороны, они несут буддийские истории и отражают буддийскую мысль. Поскольку эпосы Дай имеют неразрывную связь с буддизмом Тхеравады, в дальнейшем автор намерен продолжить изучение эпосов Дай и проводить их сравнительные исследования с эпосами Юго-Восточной Азии и Индии.
Благодарности: Исследование проведено в рамках проекта Фонда молодых ученых Китайской академии социальных наук (CASS).
Литература
- Шэнь Хаймэй. Золотая середина : пол, этническая принадлежность и идентичность в Юго-Западном Китае. – Пекин : Коммерческая пресса, 2012. – 466 с. (На китайском яз.)
- Чжу Депу. Анализ взаимосвязи между буддизмом Дай и первобытной религией : причины их длительного сосуществования // Мышление. – 1992. – № 3. – С. 74–80. (На китайском яз.)
- Чжан Гунцзинь. Сельскохозяйственные жертвоприношения и деревенская культура этнической группы Дай // Этнические исследования Гуанси. – 1991. – № 3. – С. 79–84. (На китайском яз.)
- Ай Фэн. История дайской литературы. – Куньмин : Yunnan Minorities Press, 1995. – 824 с. (На китайском яз.)
- Культура красочных меньшинств / ред. Мэн Фаньюнь. – Ухань : Huazhong University if Science and Technology Press, 2019. – 300 с. (На китайском яз.)
- Ван Сун. Эпос Дай и певица Чжан Ха // Мышление. – 1980. – № 6. – С. 85–89. (На китайском яз.)
- Чжан Чжэньвэй. Вера и политика: формирование и развитие дуалистической религиозной системы народности Дай в Сишуанбаньна // Мышление. – 2014. – № 1. – С. 23–27. (На китайском яз.)
- Хилабен Наталанг. Миф о рисе в верованиях даи и тайских этнических групп // Журнал Университета Янцзы (издание по общественным наукам). – 2018. – Т. 41. – № 2. – С. 1–10, 16. (На китайском и тайском яз.)
- Базовый курс географии / ред. Ян Цинву. – Сюйчжоу : China University of Mining and Technology Press, 2017. – 326 с. (На китайском яз.)
- Batamaga Pengshangluo / пер. Ai Wenbian. – Куньмин : Народное издательство Юньнани, 1989. – 507 с. (На китайском яз.)
- Чуанг Шиджи / ред. Мэн Шансянь. – Mangshi : Dehong Ethnic Publishing House, 2012. – 298 с. (На тайском яз.)
- Академические коллекции Ай Фэна / ред. Чжэн Сяоюнь. – Куньмин : Yunnan Minorities Press, 2007. – 381 с. (На китайском яз.)
- Ху Баменг. Теория поэзии Дай / пер. Ai Wenbian. – Пекин : Китайское издательство народной литературы и искусства, 1981. – 130 с. (На китайском яз.)
- Ли Цзысянь. Процветание нарративной поэзии Дай и буддизма Тхеравады // Журнал Педагогического университета Юньнани. – 1992. – № 1. – С. 69–75. (На китайском яз.)
- Мультикультурная культура и этническая литература : сравнительное исследование этнической литературы в Юго-Западном Китае / ред. Ли Цзысянь. – Куньмин : Yunnan Education Press, 2001. – 444 с. (На китайском яз.)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная