ЭПОСЫ ДАЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУАЛИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ

Авторы

  • ЦЮЙ ЮНСЯНЬ, quyongxian@126.com Институт этнической литературы Китайской академии социальных наук (CASS)

DOI:

https://doi.org/10.25587/u1013-4099-4794-x

Ключевые слова:

эпос Дай; эпосы о сотворении; устная традиция; буддизм Тхеравады; этническая группа Дай; исполнение эпоса; эпический сказитель; рукопись на пальмовом листе; первобытная религия; Алуангский эпос

Аннотация

Эта статья является результатом исследования, поддержанного Фондом проектов молодых ученых Китайской академии социальных наук за 2017–2019 гг. В исследовании использованы полевые материалы и данные, полученные при на анализе эпического текста. Полевые работы проводились в основном в двух основных населенных пунктах Дай – в Дэхун и Сишуанбаньна. В ходе интервью с сельскими жителями, наблюдения церемоний для получения эффективной информации и народных сказок выяснилось, что схожие нарративы распространяются в разных регионах Дай, и содержание этих повествований отражает различное отношение к буддизму и примитивным религиям. За три года обучения автор переписал, перевел и аннотировал два эпических произведения: один из них – «Пэншанлуо», устная версия «Батамага Пэншанлуо» в исполнении двух певцов Дай на церемонии; а другой – «Чуангшиджи», изданный на языке дехонгдай. Есть некоторые различия между двумя эпосами по объему, содержанию, структуре, способу повествования и передачи.

Дайцы утверждают, что у них есть сотни эпосов, и большинство из них связаны с буддизмом Тхеравады. Обычно они исполняют эти эпосы в неких религиозных мероприятиях: либо эпические певцы исполняют устно, либо глава верующих буддизма переписывает текст. Автор провел исследование, находясь внутри среды бытования эпоса. Благодаря полевым исследованиям и подробному текстологическому анализу, эта статья освещает вопросы формирования, развития и наследования эпоса Дай в контексте дуалистической веры.

Статья имеет определенную структуру изложения. Во-первых, рассматривается дуалистическая религия этнической группы Дай: буддизм Тхеравады, пришедший из Таиланда, Лаоса или Бирмы, оказал большое влияние на литературу Дай; в то же время люди Дай придерживаются примитивной религии, глубоко укоренившейся в местной культуре. Затем эпосы детально анализируются, сопоставляются характеры повествования и структуры нескольких эпосов, включая эпические произведения «Батамага Пэншанлуо», «Чуангшиджи» и уникальные эпосы Алуанга. И наконец, исследуется взаимосвязь религиозной традиции и эпоса Дай.

Проведенный анализ установил, что предки Дай переводили буддийские рассказы в стиховую форму письмом Дай, исходя из своего ритма. Между тем, они включили местные повествования и скомпилировали их в рукописи, имитирующие сутры, которые называются на китайском языке «Бэйе Цзин» (рукописи из пальмовых листьев), на языке Дай – «Лик» или «Тхам». Это разновидности сутр в стиле Дай, которые содержат эпосы Дай и являются символом дайской культуры. Помимо буддийских повествований, в этих сутрах также записано множество мифов, народных сказок, легенд и других знаний. Таким образом, эпосы Дай характеризуются двойственностью: с одной стороны, они содержат местные повествования, отражающие поклонение предкам и верования в анимизм этнической группы Дай; с другой стороны, они несут буддийские истории и отражают буддийскую мысль. Поскольку эпосы Дай имеют неразрывную связь с буддизмом Тхеравады, в дальнейшем автор намерен продолжить изучение эпосов Дай и проводить их сравнительные исследования с эпосами Юго-Восточной Азии и Индии.

 

Благодарности: Исследование проведено в рамках проекта Фонда молодых ученых Китайской академии социальных наук (CASS).

 

Литература

  1. Шэнь Хаймэй. Золотая середина : пол, этническая принадлежность и идентичность в Юго-Западном Китае. – Пекин : Коммерческая пресса, 2012. – 466 с. (На китайском яз.)
  2. Чжу Депу. Анализ взаимосвязи между буддизмом Дай и первобытной религией : причины их длительного сосуществования // Мышление. – 1992. – № 3. – С. 74–80. (На китайском яз.)
  3. Чжан Гунцзинь. Сельскохозяйственные жертвоприношения и деревенская культура этнической группы Дай // Этнические исследования Гуанси. – 1991. – № 3. – С. 79–84. (На китайском яз.)
  4. Ай Фэн. История дайской литературы. – Куньмин : Yunnan Minorities Press, 1995. – 824 с. (На китайском яз.)
  5. Культура красочных меньшинств / ред. Мэн Фаньюнь. – Ухань : Huazhong University if Science and Technology Press, 2019. – 300 с. (На китайском яз.)
  6. Ван Сун. Эпос Дай и певица Чжан Ха // Мышление. – 1980. – № 6. – С. 85–89. (На китайском яз.)
  7. Чжан Чжэньвэй. Вера и политика: формирование и развитие дуалистической религиозной системы народности Дай в Сишуанбаньна // Мышление. – 2014. – № 1. – С. 23–27. (На китайском яз.)
  8. Хилабен Наталанг. Миф о рисе в верованиях даи и тайских этнических групп // Журнал Университета Янцзы (издание по общественным наукам). – 2018. – Т. 41. – № 2. – С. 1–10, 16. (На китайском и тайском яз.)
  9. Базовый курс географии / ред. Ян Цинву. – Сюйчжоу : China University of Mining and Technology Press, 2017. – 326 с. (На китайском яз.)
  10. Batamaga Pengshangluo / пер. Ai Wenbian. – Куньмин : Народное издательство Юньнани, 1989. – 507 с. (На китайском яз.)
  11. Чуанг Шиджи / ред. Мэн Шансянь. – Mangshi : Dehong Ethnic Publishing House, 2012. – 298 с. (На тайском яз.)
  12. Академические коллекции Ай Фэна / ред. Чжэн Сяоюнь. – Куньмин : Yunnan Minorities Press, 2007. – 381 с. (На китайском яз.)
  13. Ху Баменг. Теория поэзии Дай / пер. Ai Wenbian. – Пекин : Китайское издательство народной литературы и искусства, 1981. – 130 с. (На китайском яз.)
  14. Ли Цзысянь. Процветание нарративной поэзии Дай и буддизма Тхеравады // Журнал Педагогического университета Юньнани. – 1992. – № 1. – С. 69–75. (На китайском яз.)
  15. Мультикультурная культура и этническая литература : сравнительное исследование этнической литературы в Юго-Западном Китае / ред. Ли Цзысянь. – Куньмин : Yunnan Education Press, 2001. – 444 с. (На китайском яз.)

Загрузки

Опубликован

30-03-2021

Как цитировать

YONGXIAN, Q. (2021). ЭПОСЫ ДАЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУАЛИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 43–56. https://doi.org/10.25587/u1013-4099-4794-x

Выпуск

Раздел

Статьи