ОСВОЕНИЕ ОЛЕНЕВОДСТВА В ЭПИЧЕСКИХ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ ЭВЕНКОВ
DOI:
https://doi.org/10.25587/r9112-8634-9008-cКлючевые слова:
эпос эвенков; нимнгакан; история эвенков; приручение оленя; эвенкийское оленеводство; мифология эвенков; культ медведя; обряд Сэвэкэн; писаницы Олекмы; писаницы АлданаАннотация
В междисциплинарном исследовании, основанном на эпических традициях эвенков, рассматривается проблема проникновения домашнего оленеводства в культурный комплекс северных тунгусов. Для решения задачи исследования используются методологические основы эпического историзма, подкрепляемые мировоззренческими традициями эвенков, а также результатами исследований по археологии и этнографии. До настоящего времени наиболее распространенная гипотеза о возникновении домашнего оленеводства складывалась из предположений В. А. Туголукова, Г. М. Василевич, Е. Н. Широкогоровой, согласно которым северные тунгусы приручили оленя в первых вв. н. э. Вместе с тем, фольклорные традиции эвенков свидетельствуют о более раннем историческом времени доместификации оленя предками современных эвенков и эвенов. В эпосе эвенков распространены два сюжета о приручении оленя. Согласно первому, оленя приручает первопредок-женщина. Второй, наиболее распространенный сюжет, свидетельствует о вхождении оленеводства в культурный комплекс эвенков в тесной связи с этногенетическими контактами к востоку от Байкала. Мифология и мировоззренческие традиции указывают на взаимосвязь культа оленеводства с культом медведя-предка, а также сохраняют культурные параллели с неолитическими традициями древних тунгусов-глазковцев. Содержание мировоззренческих и шаманских традиций эвенков также свидетельствуют о культурной взаимосвязи с содержанием писаниц Приамурья, которые по мнению А. П. Окладникова и А. И. Мазина, являются воплощением мировоззренческих традиций прямых предков современных эвенков-орочонов. В результате исследования, выдвигается предположение о том, что эпические, мифологические, ритуальные и этнографические традиции эвенков сопоставимы с результатами археологических исследований и свидетельствуют о высокой вероятности возникновения эвенкийского оленеводства в Приамурье во II тыс. до н. э. Работа представляет интерес для специалистов по фольклору, истории и этнографии, в круг научных интересов которых входят традиции устного народного творчества и история тунгусо-маньчжурских народов.
Литература
- Туголуков В. А. Идущие поперек хребтов. – Красноярск : Сибирские промыслы, 2016. – 160 с.
- Василевич Г. М. Типы оленеводства у тунгусоязычных народов (в связи с проблемой расселения по Сибири). – Москва : Наука, 1964. – 11 с.
- Широкогорова Е. Н. Северо-Западная Манджурия (географический очерк по данным маршрутных наблюдений). – Владивосток : Тип. Обл. зем. управы, 1919. – 47 с.
- Варламов А. Н. Специфика историзма в фольклоре эвенков. – Санкт-Петербург : Лань, 2018. – 308 с.
- Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания / cост. Г. М. Василевич. – Ленинград : Наука, 1966. – 400 с.
- Варламов А. Н. Исторические образы в эвенкийском фольклоре. – Новосибирск : Наука, 2009. – 95 [1] с.
- Фольклор эвенков Якутии / сост. А. В. Романова, А. Н. Мыреева. – Ленинград : Наука, 1971. – 330 с.
- Василевич Г. М. Самоназвание орочон, его происхождение и распространение // Известия Сибирского отделения академии наук. – 1963, Отдельный оттиск. – С. 71–73.
- Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Т. 1 / отв. ред. В. И. Цинциус. – Ленинград : Наука, 1975. – 672 с.
- Архив Российской Академии наук. – Ф. 47. – Оп. 2. – Д. 40. – Л. 14, 15, 16.
- Шимкевич П. П. Материалы для изучения шаманства у гольдов. Записки Приамурского отдела Русского географического общества. Вып. 2. – Хабаровск : Типография канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1896. – 94 с.
- Широкогоров С. М. Социальная организация северных тунгусов (с вводными главами о географии расселения и истории этих групп). – Москва : Наука – Вост. лит-ра, 2017. – 710 с.
- Шренк Л. И. Об инородцах Амурского края. Т. I. – Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии наук, 1883. – 323 с. ил., карт.
- Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи, лекции. – Ленинград : Ин-т народов Севера, 1936. – 572 с.
- Элиасов Л. Е. Русский фольклор Восточной Сибири. Часть II. Народные предания. – Улан-Удэ : Тип. Министерства культуры БАССР, 1960. – 480 с.
- Василевич Г. М. Этнонимы в фольклоре // Фольклор и этнография. – Ленинград : Наука, 1970. – С. 25–
- Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору / сост. Г. М. Василевич. – Ленинград : Изд-во ин-та народов Севера ЦИК СССР им. П. Г. Смидовича, 1936. – 290 с.
- Василевич Г. М. О культе медведя у эвенков // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX — начале XX века (Сборник Музея антропологии и этнографии, Т. XXVII). – 1971. – С. 150–
- Жамбалтарова Е. Д. Культ медведя у древнего населения Юго-Восточного Прибайкалья : интерпретация ранненеолитического объекта с черепом медведя Фофановского могильника // Россия и АТР. – 2013. – № 3 (81). – С. 142–
- Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII – начало ХХ в.). – Ленинград : Наука, 1969. – 304 с.
- Василевич Г. М. Древнейшие охотничьи и оленеводческие обряды эвенков // Сборник Музея антропологии и этнографии (МАЭ). Т. 17. – Ленинград : Наука, 1957. – С. 151–
- Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX – начало XX в.). – Новосибирск : Наука, 1984. – 201 с.
- Кэптукэ Г. И. Двуногий да поперечноглазый, черноголовый человек-эвенк и его земля Дулин Буга. – Якутск : Якутское кн. изд-во, 1991. – 52 с.
- Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы реки Олёкмы и Верхнего Приамурья. – Новосибирск : Наука, 1976. – 189 с.
- Николаева Н. Н. Песенное творчество М. П. Кульбертиновой. – Новосибирск : Наука, 2006. – 96 с.
- Сем Т. Ю. Из истории шаманства : образы шаманских духов-помощников на петроглифах Верхнего Амура и Алдана (статья вторая) // Религиоведение. – 2019. – № – С. 65–72.
- Археологические памятники Якутии. Бассейны Алдана и Олёкмы / сост. Ю. А. Мочанов, С. А. Федосеева, А. Н. Алексеев и др. – Новосибирск : Наука, 1983. – 392 с.
- Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы бассейна р. Алдан. – Новосибирск : Наука, 1979. – 152 с.
- Василевич Г. М. Эвенки (к проблеме этногенеза тунгусов и этнических процессов у эвенков) : доклад по опубликованным работам, представленный на соискание учёной степени д-ра ист. наук / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – Ленинград, 1968. – 72 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная