МАТЕРИАЛЫ К ТОЛКОВОМУ СЛОВАРЮ ЯЗЫКА КАЛМЫЦКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА «ДЖАНГАР»: НА ПРИМЕРЕ ЛЕКСЕМЫ ҺАЛ

Авторы

  • Нина Михайловна МУЛАЕВА, mulaevanm@kigiran.com Калмыцкий научный центр РАН

DOI:

https://doi.org/10.25587/v9521-1383-5082-i

Ключевые слова:

эпос, «Джангар», лексема, сочетаемость, огонь, устойчивое сочетание, толковый словарь, иллюстративные примеры, концепт, лексико-семантическое поле.

Аннотация

Данное исследование является продолжением работ, в которых апробируются материалы Толкового словаря языка калмыцкого героического эпоса «Джангар». Актуальность исследования обусловлена необходимостью детального изучения ключевых слов Толкового словаря и введения в лингвистический оборот толкований незафиксированных ранее значений, а также необходимостью исследования национального своеобразия основных культурных концептов в языковой картине мира, на примере одного из базовых концептов – концепта һал ‘огонь’ в рамках эпического текста. Научная новизна работы заключается в том, впервые предпринята попытка комплексного дефиниционного анализа многозначной лексемы һал и исследования одного из важнейших натурконцептов калмыцкой лингвокультуры – концепта һал ‘огонь’ на материале текстов эпоса «Джангар».

Цель работы: дефиниционный анализ многозначной лексемы һал, включенной в словник Толкового словаря и апробирование словарной статьи с заголовочным словом һал, и исследование лексико-семантического поля концепта һал ‘огонь’ на материале эпических текстов.

Рассмотрение функционирования лексемы һал на базе текстов разновременных записей калмыцкого героического эпоса «Джангар» выявило, что в текстах эпоса зафиксировано расширение основного значения лексемы һал (огонь) до значений (пламя, искра, очаг, огненный; в сочетаниях: улан һал ‘костер’ һал үд ‘полдень’). Таким образом, выявлены те значения лексемы һал, ранее не включенные в «Калмыцко-русский словарь» 1977 г. издания, который в настоящее время является единственным академическим двуязычным лексикографическим источником по калмыцкому языку.

Анализ тексов эпоса показал, что лексико-семантическое поле концепта һал ‘огонь’ состоит из одиннадцати групп, которые обозначают различные признаки, процессы горения; в эпосе зафиксированы фрагменты, подтверждающие существование у предков калмыков культа огня и домашнего очага. Выявлено употребление концепта һал ‘огонь’ как в положительном (обогрев жилища и приготовление пищи), так и негативном аспекте (воздействие, уничтожение огнем). В эпосе представлено мифологическое и религиозное осмысление огня; характерно употребление лексем, относящихся к лексико-семантическому полю концепт һал ‘огонь’ в устойчивых выражениях, сравнениях, пословицах.

В дальнейших исследованиях предполагается рассмотрение языкового выражения концепта һал ‘огонь’ в эпосах других монгольских языков в сопоставительном аспекте и изучение его в сравнении с другой основной первостихией – усн ‘вода’.

Благодарность: Исследование проведено в рамках государственной субсидии – проект «Устное и письменное наследие монгольских народов России, Монголии и Китая: трансграничные традиции и взаимодействия» (№ 0258-2019-0003, номер госрегистрации: АААА-А19-119011490036-1).

Литература

  1. Куканова В. В. Толковый словарь языка калмыцкого героического эпоса «Джангар» : принципы и проблемы составления словарных статей // «Джангар» и эпические традиции тюрко-монгольских народов : проблемы сохранения и исследования : материалы III Междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (г. Элиста, 15-16 сентября 2016 г.). – Элиста : КИГИ РАН, 2016. – С. 7-12.
  2. Куканова В. В. Материалы к Толковому словарю языка калмыцкого героического эпоса «Джангар» (на примере лексемы хур ‘дождь’) // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. – 2019. – № 3. – С. 48-65.
  3. Мулаева Н. М. Дефиниции растений в Толковом словаре языка калмыцкого героического эпоса «Джангар» // Урало-алтайские исследования. – 2015. – № 3 (18). – С. 64-74.
  4. Мулаева Н. М. Титульные лексемы ханхаанхатн в Толковом словаре языка калмыцкого героического эпоса «Джангар» // Монголоведение. – Вып. 10. – Элиста : КалмНЦ РАН, 2017. – С. 5-16.
  5. Санжеев Г. Д., Орловская М. Н., Шевернина З. В. Этимологический словарь монгольских языков : в 3 т. Т. 2. G-P / гл. ред. Г. Д. Санжеев. – Москва : ИВ РАН, 2016. – 232 с.
  6. Тодаева Б. Х. Опыт лингвистического исследования эпоса «Джангар». – Элиста : Калм. кн. изд-во, 1976. – 530 с.
  7. Калмыцко-русский словарь / под ред. Б. Д. Муниева. – Москва : Русский язык, 1977. – 768 c.
  8. Тодаева Б. Х. Словарь языка ойратов Синьцзяна (по версиям песен «Джангара» и полевым записям автора). – Элиста : Калм. кн. изд-во, 2001. – 493 с.
  9. Большой академический монгольско-русский словарь в 4-х томах. Т. 1 / отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. – Москва : Academia, 2001. – 520 c.
  10. Бурыкин А. А., Басангова Т. Г. Типология калмыцкого фольклора. – Элиста : НПП «Джангар», 2014. – 212 с.
  11. Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. – Москва : Наука, 1984. – 263 с.
  12. Джангар. Калмыцкий героический эпос : в 2 т. Т. 1 / сост. А. Ш. Кичиков; ред. Г. И. Михайлов. – Москва : Наука, 1978. – 441 с. (На калмыцком яз.)
  13. Джангар. Калмыцкий героический эпос : в 2 т. Т. 2 / сост. А. Ш. Кичиков; ред. Г. И. Михайлов. – Москва : Наука, 1978. – 416 с. (На калмыцком яз.)
  14. Пюрбеев Г. Ц. Эпос «Джангар» : культура и язык = Җаңһр дуулвр : сойл болн келн / 2-е изд., перераб. – Элиста : НПП «Джангар», 2015. – 280 с. (На калмыцком и русс. яз.)
  15. Омакаева Э. У., Салыкова В. В. Типология номинаций суточного времени в зеркале эпических формул : на материале калмыцкого героического эпоса «Джангар» // Вестник Калмыцкого университета. – 2016. – № 3 (31). – С. 62-68.
  16. Справочно-информационный портал «Грамота.ру» [Электронный ресурс]. URL : http://gramota.ru/slovari (дата обращения : 04.05.2020).
  17. Ахматова М. А. Языковые репрезентанты концепта «огонь» в текстах карачаево-балкарского нартского эпоса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 1 (55). – Ч. 2. – С. 76-78.
  18. Санжеева Л. Ц. Почитание огня, неба и земли в традиционной культуре монгольских народов // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 10. – С. 271-277.
  19. Ефимова Л. С., Афанасьев Н. В. Дух-хозяин огня у якутов : символика, семантика // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 3-2 (57). – С. 17-20.
  20. Есенова Т. С. Очерки по лингвокультуре калмыков. – Элиста : Изд-во Калмыцкого ун-та, 2012. – 160 с.
  21. Трофимова А. В. Концепт «огонь» в современном русском языке : автореф. дисс. ... к. филол. н. – Москва, 2005. – 27 с.
  22. Галданова Г. Р. Культ огня у монголоязычных народов и его отражение в ламаизме // Советская этнография. – 1980. – № 3. – С. 150-156.
  23. Борджанова Т. Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика). – Элиста : Калм. кн. изд-во, 2007. – 592 с.
  24. Бакаева Э. П. Сакральные коды культуры калмыков. – Элиста : ИКИАТ, 2009. – 159 с.
  25. Викторин В. М. Ритуал «гал тялган» у калмыков в сравнительно-историческом и этногенетическом аспектах изучения // Обычаи и обряды монгольских народов : сб. ст. / отв. ред. А. Г. Митиров. – Элиста : КНИИИФЭ, 1989. – С. 36-54.
  26. Чупановская М. Н. Трансформация семантической противоположности отраженных антонимов // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2009. – № 1 (5). – С. 68-74.

Загрузки

Опубликован

30-06-2020

Как цитировать

МУЛАЕВА, Н. М. (2020). МАТЕРИАЛЫ К ТОЛКОВОМУ СЛОВАРЮ ЯЗЫКА КАЛМЫЦКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА «ДЖАНГАР»: НА ПРИМЕРЕ ЛЕКСЕМЫ ҺАЛ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 74–89. https://doi.org/10.25587/v9521-1383-5082-i

Выпуск

Раздел

Статьи