МАТЕРИАЛЫ К ТОЛКОВОМУ СЛОВАРЮ ЯЗЫКА КАЛМЫЦКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА «ДЖАНГАР»: НА ПРИМЕРЕ ЛЕКСЕМЫ ҺАЛ
DOI:
https://doi.org/10.25587/v9521-1383-5082-iКлючевые слова:
эпос, «Джангар», лексема, сочетаемость, огонь, устойчивое сочетание, толковый словарь, иллюстративные примеры, концепт, лексико-семантическое поле.Аннотация
Данное исследование является продолжением работ, в которых апробируются материалы Толкового словаря языка калмыцкого героического эпоса «Джангар». Актуальность исследования обусловлена необходимостью детального изучения ключевых слов Толкового словаря и введения в лингвистический оборот толкований незафиксированных ранее значений, а также необходимостью исследования национального своеобразия основных культурных концептов в языковой картине мира, на примере одного из базовых концептов – концепта һал ‘огонь’ в рамках эпического текста. Научная новизна работы заключается в том, впервые предпринята попытка комплексного дефиниционного анализа многозначной лексемы һал и исследования одного из важнейших натурконцептов калмыцкой лингвокультуры – концепта һал ‘огонь’ на материале текстов эпоса «Джангар».
Цель работы: дефиниционный анализ многозначной лексемы һал, включенной в словник Толкового словаря и апробирование словарной статьи с заголовочным словом һал, и исследование лексико-семантического поля концепта һал ‘огонь’ на материале эпических текстов.
Рассмотрение функционирования лексемы һал на базе текстов разновременных записей калмыцкого героического эпоса «Джангар» выявило, что в текстах эпоса зафиксировано расширение основного значения лексемы һал (огонь) до значений (пламя, искра, очаг, огненный; в сочетаниях: улан һал ‘костер’ һал үд ‘полдень’). Таким образом, выявлены те значения лексемы һал, ранее не включенные в «Калмыцко-русский словарь» 1977 г. издания, который в настоящее время является единственным академическим двуязычным лексикографическим источником по калмыцкому языку.
Анализ тексов эпоса показал, что лексико-семантическое поле концепта һал ‘огонь’ состоит из одиннадцати групп, которые обозначают различные признаки, процессы горения; в эпосе зафиксированы фрагменты, подтверждающие существование у предков калмыков культа огня и домашнего очага. Выявлено употребление концепта һал ‘огонь’ как в положительном (обогрев жилища и приготовление пищи), так и негативном аспекте (воздействие, уничтожение огнем). В эпосе представлено мифологическое и религиозное осмысление огня; характерно употребление лексем, относящихся к лексико-семантическому полю концепт һал ‘огонь’ в устойчивых выражениях, сравнениях, пословицах.
В дальнейших исследованиях предполагается рассмотрение языкового выражения концепта һал ‘огонь’ в эпосах других монгольских языков в сопоставительном аспекте и изучение его в сравнении с другой основной первостихией – усн ‘вода’.
Благодарность: Исследование проведено в рамках государственной субсидии – проект «Устное и письменное наследие монгольских народов России, Монголии и Китая: трансграничные традиции и взаимодействия» (№ 0258-2019-0003, номер госрегистрации: АААА-А19-119011490036-1).
Литература
- Куканова В. В. Толковый словарь языка калмыцкого героического эпоса «Джангар» : принципы и проблемы составления словарных статей // «Джангар» и эпические традиции тюрко-монгольских народов : проблемы сохранения и исследования : материалы III Междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (г. Элиста, 15-16 сентября 2016 г.). – Элиста : КИГИ РАН, 2016. – С. 7-12.
- Куканова В. В. Материалы к Толковому словарю языка калмыцкого героического эпоса «Джангар» (на примере лексемы хур ‘дождь’) // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. – 2019. – № 3. – С. 48-65.
- Мулаева Н. М. Дефиниции растений в Толковом словаре языка калмыцкого героического эпоса «Джангар» // Урало-алтайские исследования. – 2015. – № 3 (18). – С. 64-74.
- Мулаева Н. М. Титульные лексемы хан, хаан, хатн в Толковом словаре языка калмыцкого героического эпоса «Джангар» // Монголоведение. – Вып. 10. – Элиста : КалмНЦ РАН, 2017. – С. 5-16.
- Санжеев Г. Д., Орловская М. Н., Шевернина З. В. Этимологический словарь монгольских языков : в 3 т. Т. 2. G-P / гл. ред. Г. Д. Санжеев. – Москва : ИВ РАН, 2016. – 232 с.
- Тодаева Б. Х. Опыт лингвистического исследования эпоса «Джангар». – Элиста : Калм. кн. изд-во, 1976. – 530 с.
- Калмыцко-русский словарь / под ред. Б. Д. Муниева. – Москва : Русский язык, 1977. – 768 c.
- Тодаева Б. Х. Словарь языка ойратов Синьцзяна (по версиям песен «Джангара» и полевым записям автора). – Элиста : Калм. кн. изд-во, 2001. – 493 с.
- Большой академический монгольско-русский словарь в 4-х томах. Т. 1 / отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. – Москва : Academia, 2001. – 520 c.
- Бурыкин А. А., Басангова Т. Г. Типология калмыцкого фольклора. – Элиста : НПП «Джангар», 2014. – 212 с.
- Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. – Москва : Наука, 1984. – 263 с.
- Джангар. Калмыцкий героический эпос : в 2 т. Т. 1 / сост. А. Ш. Кичиков; ред. Г. И. Михайлов. – Москва : Наука, 1978. – 441 с. (На калмыцком яз.)
- Джангар. Калмыцкий героический эпос : в 2 т. Т. 2 / сост. А. Ш. Кичиков; ред. Г. И. Михайлов. – Москва : Наука, 1978. – 416 с. (На калмыцком яз.)
- Пюрбеев Г. Ц. Эпос «Джангар» : культура и язык = Җаңһр дуулвр : сойл болн келн / 2-е изд., перераб. – Элиста : НПП «Джангар», 2015. – 280 с. (На калмыцком и русс. яз.)
- Омакаева Э. У., Салыкова В. В. Типология номинаций суточного времени в зеркале эпических формул : на материале калмыцкого героического эпоса «Джангар» // Вестник Калмыцкого университета. – 2016. – № 3 (31). – С. 62-68.
- Справочно-информационный портал «Грамота.ру» [Электронный ресурс]. URL : http://gramota.ru/slovari (дата обращения : 04.05.2020).
- Ахматова М. А. Языковые репрезентанты концепта «огонь» в текстах карачаево-балкарского нартского эпоса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 1 (55). – Ч. 2. – С. 76-78.
- Санжеева Л. Ц. Почитание огня, неба и земли в традиционной культуре монгольских народов // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 10. – С. 271-277.
- Ефимова Л. С., Афанасьев Н. В. Дух-хозяин огня у якутов : символика, семантика // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 3-2 (57). – С. 17-20.
- Есенова Т. С. Очерки по лингвокультуре калмыков. – Элиста : Изд-во Калмыцкого ун-та, 2012. – 160 с.
- Трофимова А. В. Концепт «огонь» в современном русском языке : автореф. дисс. ... к. филол. н. – Москва, 2005. – 27 с.
- Галданова Г. Р. Культ огня у монголоязычных народов и его отражение в ламаизме // Советская этнография. – 1980. – № 3. – С. 150-156.
- Борджанова Т. Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика). – Элиста : Калм. кн. изд-во, 2007. – 592 с.
- Бакаева Э. П. Сакральные коды культуры калмыков. – Элиста : ИКИАТ, 2009. – 159 с.
- Викторин В. М. Ритуал «гал тялган» у калмыков в сравнительно-историческом и этногенетическом аспектах изучения // Обычаи и обряды монгольских народов : сб. ст. / отв. ред. А. Г. Митиров. – Элиста : КНИИИФЭ, 1989. – С. 36-54.
- Чупановская М. Н. Трансформация семантической противоположности отраженных антонимов // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2009. – № 1 (5). – С. 68-74.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная