МОТИВ ЧУДЕСНОГО РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ В ХАКАССКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ

Авторы

  • Юлия Иннокентьевна ЧАПТЫКОВА, yuliya-hakasiya@mail.ru Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

DOI:

https://doi.org/10.25587/k3804-4667-0763-p

Ключевые слова:

героический эпос, традиции, мифы, мотивы, сюжеты, главный герой, мотив бездетности, мотив чудесного рождения, культ коня, культ камня, гор

Аннотация

Как считают многие исследователи, мотив о чудесном зачатии и чудесном рождении детей является очень древним, характерен для мифологий многих народов. Актуальность темы исследования связана с изучением вопросов интерпретации мотивов о чудесном рождении хакасского героического эпоса. В данной статье рассматриваются мотивы, связанные с чудесным появлением главного героя, его тесная связь с элементами мифологических представлений, а также с традиционной обрядностью. Основная цель статьи – посредством анализа сюжетных мотивов выявить их особенности, определить виды мотивов чудесного рождения героя в хакасском героическом эпосе, систематизировать. Для достижения данной цели автор проследил отражение в тексте героических сказаний мотива происхождения героя эпоса от лошади, мотива происхождения героя эпоса от камня, мотива чудесного зачатия, чудесного рождения у престарелых родителей, непорочное зачатие. Для осуществления поставленной цели исследования использованы описательный, сопоставительный методы. Новизна исследования заключается в детальном исследовании мотива, связанного с происхождением главного героя алыптыг нымах.

Автором исследования были рассмотрены мотивы, которые часто встречаются в тюрко-монгольских эпосах, так и акцентировано внимание на более редких мотивах чудесного рождения. В хакасском героическом эпосе встречается мотив непорочного зачатия, где главный герой рождается от силы мысли. Также разработан мотив чудесного появления, когда ребенок умеет говорить, находясь во чреве матери. Подобный мотив имеется и в якутском эпосе олонхо. Сиротство богатыря от незнания своего рода редко встречается в хакасских героических сказаниях, но данный мотив характерен для эпической традиции, в частности в якутском олонхо встречается одинокий герой, не знающий своего родства.

В древнейших традициях хакасского эпоса характерны мотивы бездетности престарелых родителей и чудесного рождения ребенка в этой семье. Богатыри, рожденные в переломный момент, когда разрушается чурт, угоняется скот, сразу же имеют какие-нибудь волшебные способности (быстрый рост, великую силу, способность к оборотничеству, имеют волшебные предметы). Поздно родившийся наследник – будущий защитник своего народа и владения.

 

 

Литература

  1. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. – Москва ; Ленинград : Гос. изд-во худ. лит-ры, 1962. – 435 с.
  2. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. – Москва : Вост. лит-ра, 2006. – 407 с.
  3. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Мотив чудесного рождения. – Москва : Наука, 1976. – 322 с.
  4. Боргояков М. И. Гуннско-тюркский сюжет о прародителе-олене (быке) // Советская тюркология. – 1976. – № 3. – С. 55-59.
  5. Боргояков М. И. Отражение древних евразийских мифологических сюжетов в хакасском фольклоре // Проблема скифо-сибирского культурно-исторического единства : тезисы докладов Всесоюзной археологической конференции (г. Кемерово, 14-17 ноября 1979 г.). – Кемерово : [б. и.], 1979. – С. 148-150.
  6. Кызласов И. Л. Гора – прародительница в фольклоре хакасов // Советская этнография. – 1982. – № 2. – С. 83-92.
  7. Майногашева В. Е. Образ Хуу Иней в хакасском героическом эпосе // Исследования по языку и фольклору. Вып. 1. – Новосибирск : Наука, 1965. – С. 202-222.
  8. Майногашева В. Е. Сюжет оборотня-трехглавой змеи (змея) в хакасском и алтайском эпосе // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока : материалы Всесоюзной конференции фольклористов (г. Якутск, 15-17 июня 1977 г.). – Якутск : Якутский филиал СО АН СССР, 1978. – С. 55-59.
  9. Майногашева В. Е. Некоторые сюжеты сивого (синего) и черного быков в фольклоре саяно-алтайских народов // Алтайский фольклор и литература : материалы Улагашевских чтений 1977-1978 гг. / отв. ред. А. И. Алиева. – Горно-Алтайск : Алтайское кн. изд-во, 1982. – С. 137-148.
  10. Майногашева В. Е. Хакасская и тувинская версии эпоса о Похта-Кирисе (Бокту-Кирише) // Типология народного эпоса : сб. ст. / отв. ред. В. М. Гацак. – Москва : Наука, 1975. – С. 82-91.
  11. Унгвицкая М. А., Майногашева В. Е. Хакасское народное поэтическое творчество. – Абакан : Хакасское кн. изд-во, 1972. – 311 с.
  12. Чистобаева Н. С. Героический эпос хакасов : тематика и поэтика. – Абакан : Бригантина, 2015. – 170 с.
  13. Майногашева В. Е. О хакасском героическом эпосе и алыптых нымахе «Ай-Хуучин» // Хакасский героический эпос : Ай-Хуучин / запись и подг. текста, пер., вступ. ст., примеч. и коммент., прил. В. Е. Майногашевой. – Новосибирск : Наука, 1997. – С. 11-47.
  14. Корякина А. Ф. Архаические мотивы о чудесном появлении богатыря в эпической традиции тюрко-монгольских народов // Героический эпос и сказительское искусство народов Евразии : сохранение, изучение и популяризация : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием, посвященной 100-летию со дня рождения сказительницы Натальи Черноевой (г. Горно-Алтайск, 10-13 сентября 2019 г.). – Горно-Алтайск : БНУ РА «НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова», 2019. – С. 359-367.
  15. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. – Санкт-Петербург : Типография Главного управл. уделов, 1896. – 263 с.
  16. Титов В. Богатырские поэмы Минусинских татар // Вестник императорского Русского Географического общества. – Санкт-Петербург : [б. и.], 1855. – С. 187-226.
  17. Ах Чибек Арыг : Героическое сказание / сост. Т. Г. Тачеева. – Абакан : Краснояр. кн. изд-во, Хакас. отд-ние, 1968. – 180 с. (На хакасском яз.)
  18. Майногашева В. Е. Некоторые мифологические и эпические сюжеты и мотивы фольклора хакасов и древневосточные космические легенды // Ежегодник Института саяно-алтайской тюркологии Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова. Вып. 3. – Абакан : ИСАТ, 1999. – С. 82.
  19. Жирмунский В. М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. – Москва : Изд-во вост. лит-ры, 1960. – 333 с.
  20. Хан Кичегей // Алтын Арыг : сборник героических сказаний / отв. ред. Н. Г. Доможаков, И. Ф. Коков. – Абакан : Хакасское кн. изд-во, 1958. – С. 126-227. (На хакасском яз.)
  21. Хара Хусхун : героическое сказание / подг. В. Е. Майногашева. – Абакан : Краснояр. кн. изд-во, Хакас. отд-ние, 1977. – 195 с. (На хакасском яз.)
  22. Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо. – Москва : Изд-во АН СССР, 1962. – 256 с.
  23. Жамгырчиева Г. Т. Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе // Молодой ученый. – 2016. – № 9. – С. 1267-1270.
  24. Хара торааттығ Хара Хан. Сборник богатырских сказаний, записанных от К. А. Бастаева / сост. В. Е. Майногашева, Л. К. Ачитаева, С. К. Кулумаева. – Абакан : Хакасское кн. изд-во, 2007. – 116 с. (На хакасском яз.)
  25. Чаптыкова Ю. И. Особенности сюжетосложения героического эпоса «Алтын-Сабах на светло-сером коне» // Инновационная наука : прошлое, настоящее, будущее : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Саранск, 3 июня 2016 г.). В 2 ч. Ч. 2. – Саранск : Омега Сайнс, 2016. – С. 69-73.
  26. Дыренкова Н. П. Шорский фольклор. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1940. – 448 с.
  27. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. – Москва : Изд-во вост. лит-ры, 1963. – 460 с.
  28. Тоданов П. В. «Хара-Хан, который ездит на Темно-гнедом коне». Запись Д. К. Угдыжекова // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. – Ф. 1. Оп. 1. Д. 71. – л. 6-79. (На хакасском яз.)
  29. Сазанаков Д. А. «Ах-Хус, который ездит на Бело-буланом коне». Запись Д. А. Сазанакова // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. – Ф. 1. Оп. 1. Д. 104. – 109 л. (На хакасском яз.)
  30. Тазьмин В. Е. «Хан-Алып, который ездит на Буром коне». Запись Н. Аткниной // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. – Ф. 1. Оп. 1. Д. 100. – 104 л.
  31. Боргояков С. Т. «Чибет-хан». Запись А. Т. Кызласовой // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. – Ф. 1. Оп. 1. Д. 98. – 82 л. (На хакасском яз.)
  32. Алтын Чюс // Алтын Арыг : Богатырские сказания, записанные от С. П. Кадышева / подг. к изд. Т. Г. Тачеевой. – Абакан : Хакасское изд-во, 1987. – С. 133-227. (На хакасском яз.)
  33. Сулекова П. В. «Белый жеребенок и сивый жеребенок». Запись И. Ф. Спирина // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. – Ф. 1. Оп. 1. Д. 25. – 132 л. (На хакасском яз.)
  34. Чаптыкова Ю. И. Древнейшие мотивы в героическом эпосе «Белый жеребенок и сивый жеребенок» // Сравнительное изучение тюрко-монгольских эпосов : материалы Всероссийской научной конференции (г. Якутск, 11-12 сентября 2014 г.). – Якутск : Издат. дом СВФУ, 2015. – С. 125-129.
  35. Ах Хан на белобуланном коне. Богатырское сказание, записанное от С. И. Шулбаева / лит. обр. А. Е. Султрекова. – Абакан : Хакасское изд-во, 2007. – 274 с. (На хакасском яз.)
  36. Чаптыкова Ю. И. Древнейшие образы и сюжеты в героическом эпосе «Ах Хан на белобуланом коне» // Мир науки, культуры и образования. – 2018. – № 3 (70). – С. 508-511.

Загрузки

Опубликован

30-06-2020

Как цитировать

ЧАПТЫКОВА, Ю. И. . (2020). МОТИВ ЧУДЕСНОГО РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ В ХАКАССКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 64–73. https://doi.org/10.25587/k3804-4667-0763-p

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)