МОТИВ ЧУДЕСНОГО РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ В ХАКАССКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ
DOI:
https://doi.org/10.25587/k3804-4667-0763-pКлючевые слова:
героический эпос, традиции, мифы, мотивы, сюжеты, главный герой, мотив бездетности, мотив чудесного рождения, культ коня, культ камня, горАннотация
Как считают многие исследователи, мотив о чудесном зачатии и чудесном рождении детей является очень древним, характерен для мифологий многих народов. Актуальность темы исследования связана с изучением вопросов интерпретации мотивов о чудесном рождении хакасского героического эпоса. В данной статье рассматриваются мотивы, связанные с чудесным появлением главного героя, его тесная связь с элементами мифологических представлений, а также с традиционной обрядностью. Основная цель статьи – посредством анализа сюжетных мотивов выявить их особенности, определить виды мотивов чудесного рождения героя в хакасском героическом эпосе, систематизировать. Для достижения данной цели автор проследил отражение в тексте героических сказаний мотива происхождения героя эпоса от лошади, мотива происхождения героя эпоса от камня, мотива чудесного зачатия, чудесного рождения у престарелых родителей, непорочное зачатие. Для осуществления поставленной цели исследования использованы описательный, сопоставительный методы. Новизна исследования заключается в детальном исследовании мотива, связанного с происхождением главного героя алыптыг нымах.
Автором исследования были рассмотрены мотивы, которые часто встречаются в тюрко-монгольских эпосах, так и акцентировано внимание на более редких мотивах чудесного рождения. В хакасском героическом эпосе встречается мотив непорочного зачатия, где главный герой рождается от силы мысли. Также разработан мотив чудесного появления, когда ребенок умеет говорить, находясь во чреве матери. Подобный мотив имеется и в якутском эпосе олонхо. Сиротство богатыря от незнания своего рода редко встречается в хакасских героических сказаниях, но данный мотив характерен для эпической традиции, в частности в якутском олонхо встречается одинокий герой, не знающий своего родства.
В древнейших традициях хакасского эпоса характерны мотивы бездетности престарелых родителей и чудесного рождения ребенка в этой семье. Богатыри, рожденные в переломный момент, когда разрушается чурт, угоняется скот, сразу же имеют какие-нибудь волшебные способности (быстрый рост, великую силу, способность к оборотничеству, имеют волшебные предметы). Поздно родившийся наследник – будущий защитник своего народа и владения.
Литература
- Жирмунский В. М. Народный героический эпос. – Москва ; Ленинград : Гос. изд-во худ. лит-ры, 1962. – 435 с.
- Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. – Москва : Вост. лит-ра, 2006. – 407 с.
- Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Мотив чудесного рождения. – Москва : Наука, 1976. – 322 с.
- Боргояков М. И. Гуннско-тюркский сюжет о прародителе-олене (быке) // Советская тюркология. – 1976. – № 3. – С. 55-59.
- Боргояков М. И. Отражение древних евразийских мифологических сюжетов в хакасском фольклоре // Проблема скифо-сибирского культурно-исторического единства : тезисы докладов Всесоюзной археологической конференции (г. Кемерово, 14-17 ноября 1979 г.). – Кемерово : [б. и.], 1979. – С. 148-150.
- Кызласов И. Л. Гора – прародительница в фольклоре хакасов // Советская этнография. – 1982. – № 2. – С. 83-92.
- Майногашева В. Е. Образ Хуу Иней в хакасском героическом эпосе // Исследования по языку и фольклору. Вып. 1. – Новосибирск : Наука, 1965. – С. 202-222.
- Майногашева В. Е. Сюжет оборотня-трехглавой змеи (змея) в хакасском и алтайском эпосе // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока : материалы Всесоюзной конференции фольклористов (г. Якутск, 15-17 июня 1977 г.). – Якутск : Якутский филиал СО АН СССР, 1978. – С. 55-59.
- Майногашева В. Е. Некоторые сюжеты сивого (синего) и черного быков в фольклоре саяно-алтайских народов // Алтайский фольклор и литература : материалы Улагашевских чтений 1977-1978 гг. / отв. ред. А. И. Алиева. – Горно-Алтайск : Алтайское кн. изд-во, 1982. – С. 137-148.
- Майногашева В. Е. Хакасская и тувинская версии эпоса о Похта-Кирисе (Бокту-Кирише) // Типология народного эпоса : сб. ст. / отв. ред. В. М. Гацак. – Москва : Наука, 1975. – С. 82-91.
- Унгвицкая М. А., Майногашева В. Е. Хакасское народное поэтическое творчество. – Абакан : Хакасское кн. изд-во, 1972. – 311 с.
- Чистобаева Н. С. Героический эпос хакасов : тематика и поэтика. – Абакан : Бригантина, 2015. – 170 с.
- Майногашева В. Е. О хакасском героическом эпосе и алыптых нымахе «Ай-Хуучин» // Хакасский героический эпос : Ай-Хуучин / запись и подг. текста, пер., вступ. ст., примеч. и коммент., прил. В. Е. Майногашевой. – Новосибирск : Наука, 1997. – С. 11-47.
- Корякина А. Ф. Архаические мотивы о чудесном появлении богатыря в эпической традиции тюрко-монгольских народов // Героический эпос и сказительское искусство народов Евразии : сохранение, изучение и популяризация : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием, посвященной 100-летию со дня рождения сказительницы Натальи Черноевой (г. Горно-Алтайск, 10-13 сентября 2019 г.). – Горно-Алтайск : БНУ РА «НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова», 2019. – С. 359-367.
- Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. – Санкт-Петербург : Типография Главного управл. уделов, 1896. – 263 с.
- Титов В. Богатырские поэмы Минусинских татар // Вестник императорского Русского Географического общества. – Санкт-Петербург : [б. и.], 1855. – С. 187-226.
- Ах Чибек Арыг : Героическое сказание / сост. Т. Г. Тачеева. – Абакан : Краснояр. кн. изд-во, Хакас. отд-ние, 1968. – 180 с. (На хакасском яз.)
- Майногашева В. Е. Некоторые мифологические и эпические сюжеты и мотивы фольклора хакасов и древневосточные космические легенды // Ежегодник Института саяно-алтайской тюркологии Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова. Вып. 3. – Абакан : ИСАТ, 1999. – С. 82.
- Жирмунский В. М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. – Москва : Изд-во вост. лит-ры, 1960. – 333 с.
- Хан Кичегей // Алтын Арыг : сборник героических сказаний / отв. ред. Н. Г. Доможаков, И. Ф. Коков. – Абакан : Хакасское кн. изд-во, 1958. – С. 126-227. (На хакасском яз.)
- Хара Хусхун : героическое сказание / подг. В. Е. Майногашева. – Абакан : Краснояр. кн. изд-во, Хакас. отд-ние, 1977. – 195 с. (На хакасском яз.)
- Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо. – Москва : Изд-во АН СССР, 1962. – 256 с.
- Жамгырчиева Г. Т. Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе // Молодой ученый. – 2016. – № 9. – С. 1267-1270.
- Хара торааттығ Хара Хан. Сборник богатырских сказаний, записанных от К. А. Бастаева / сост. В. Е. Майногашева, Л. К. Ачитаева, С. К. Кулумаева. – Абакан : Хакасское кн. изд-во, 2007. – 116 с. (На хакасском яз.)
- Чаптыкова Ю. И. Особенности сюжетосложения героического эпоса «Алтын-Сабах на светло-сером коне» // Инновационная наука : прошлое, настоящее, будущее : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Саранск, 3 июня 2016 г.). В 2 ч. Ч. 2. – Саранск : Омега Сайнс, 2016. – С. 69-73.
- Дыренкова Н. П. Шорский фольклор. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1940. – 448 с.
- Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. – Москва : Изд-во вост. лит-ры, 1963. – 460 с.
- Тоданов П. В. «Хара-Хан, который ездит на Темно-гнедом коне». Запись Д. К. Угдыжекова // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. – Ф. 1. Оп. 1. Д. 71. – л. 6-79. (На хакасском яз.)
- Сазанаков Д. А. «Ах-Хус, который ездит на Бело-буланом коне». Запись Д. А. Сазанакова // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. – Ф. 1. Оп. 1. Д. 104. – 109 л. (На хакасском яз.)
- Тазьмин В. Е. «Хан-Алып, который ездит на Буром коне». Запись Н. Аткниной // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. – Ф. 1. Оп. 1. Д. 100. – 104 л.
- Боргояков С. Т. «Чибет-хан». Запись А. Т. Кызласовой // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. – Ф. 1. Оп. 1. Д. 98. – 82 л. (На хакасском яз.)
- Алтын Чюс // Алтын Арыг : Богатырские сказания, записанные от С. П. Кадышева / подг. к изд. Т. Г. Тачеевой. – Абакан : Хакасское изд-во, 1987. – С. 133-227. (На хакасском яз.)
- Сулекова П. В. «Белый жеребенок и сивый жеребенок». Запись И. Ф. Спирина // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. – Ф. 1. Оп. 1. Д. 25. – 132 л. (На хакасском яз.)
- Чаптыкова Ю. И. Древнейшие мотивы в героическом эпосе «Белый жеребенок и сивый жеребенок» // Сравнительное изучение тюрко-монгольских эпосов : материалы Всероссийской научной конференции (г. Якутск, 11-12 сентября 2014 г.). – Якутск : Издат. дом СВФУ, 2015. – С. 125-129.
- Ах Хан на белобуланном коне. Богатырское сказание, записанное от С. И. Шулбаева / лит. обр. А. Е. Султрекова. – Абакан : Хакасское изд-во, 2007. – 274 с. (На хакасском яз.)
- Чаптыкова Ю. И. Древнейшие образы и сюжеты в героическом эпосе «Ах Хан на белобуланом коне» // Мир науки, культуры и образования. – 2018. – № 3 (70). – С. 508-511.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная