ОБРЯД И НАРТСКИЙ ЭПОС В КОНТЕКСТЕ ЛОКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ: ЛЕКСИКА И ПРАГМАТИКА
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.15.36598Ключевые слова:
эпос, врачевальный обряд, ритуал, чапщ, черкесы, адыге, фольклор, контекст, миф, лексикаАннотация
В исследовании рассматривается чапщ – черкесское (адыгское) врачевальное игрище, архаичный обряд, увеселительные ночные посиделки, устраиваемые у постели больного или раненого, включающие в себя приуроченные игры, песни, танцы, поэтические ристалища. Цель статьи – выявить локальные терминологические версии мифо-ритуального комплекса чапщ, его связь с мифо-эпической традицией, прагматико-семиотические особенности обряда, обратить внимание на существование нарративных рефлексивных суждений, касающихся текста (вербального, акционального) ныне уже не существующего обряда.
Актуальность исследования обусловлена востребованностью новых разработок в области локалистики и регионоведения. В статью включены полевые материалы автора, в т. ч. по народно-терминологическому лексикону, впервые вводимые в научный оборот. Этим определяется новизна исследования.
Автор рассматривает ряд символических элементов чапща, в их числе предметные символы (жезл в руках распорядителя обряда, шкуры жертвенных животных, обрядовая пища). Отмечается, что вербально-акциональные тексты (заговоры – «дутье и нашептывание», апотропеические действия, чапщевые игры и др.) необходимо рассматривать в связи с коммуникативным контекстом, сопоставляются терминологические варианты лексики обряда чапщ, фиксируемые в разных локальных традициях черкесов.
Методы исследования: сравнительно-сопоставительный, прагматико-семиотический, функциональный подход. Излагаемые наблюдения основываются в т. ч. и на полевых материалах автора, собранных как на исторической территории проживания черкесов (республики Северного Кавказа), так и в диаспоре (Турция).
Делается вывод о том, что разрушение коммуникативного контекста обряда влечет за собой определенное «непонимание», отрицание, связанное с трансформацией этических представлений, в ряде случаев – замалчивание, а порой и отказ информантов распространяться на тему чапщевых игр. В сравнении, например, с эпическими текстами, которые информанты относят к престижным жанрам, чапщевый фольклор оттеснен на периферию коллективной памяти.
Возвращение к изучению обряда с привлечением новых полевых и исследовательских методик представляет собой перспективную задачу для изучения семиотики фольклорной культуры, истории поэтического языка словесных жанров, выявления локальных версий обрядовых и мифо-эпических текстов.
Литература
- Мариньи Тебу де. Путешествие в Черкесию // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. / Сост. В. К. Гарданов. – Нальчик: Эльбрус, 1974. – С. 291-321.
- Бларамберг И. Ф. Историческое, топографическое, статистическое и военное описание Кавказа // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. / Сост. В. К. Гарданов. – Нальчик: Эльбрус, 1974. – С. 353-434.
- Белл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838, 1839 гг. // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. / Сост. В. К. Гарданов. – Нальчик: Эльбрус, 1974. – С. 458-530.
- Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. // Сост. В. К. Гарданов. – Нальчик: Эльбрус, 1974. – С. 585-628.
- Торнау Ф. Ф. Воспоминания кавказского офицера. – М.: АИРО-XXI. 2008 г. – 456 с.
- Хан-Гирей С. Записки о Черкесии. – Нальчик: Эльбрус, 1978. – 329 с.
- Цей И. Чапщ // Революция и горец. – Ростов-на-Дону, 1929, № 4 (6). – С. 41-47.
- Шиллинг Е. М. Черкесы // Религиозные верования народов СССР. Т. 2. – М.-Л.: [б. и.], 1931. – С. 41-54.
- Жардецкая Н. Народная медицина и лечебная магия у черкесов // Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. Материалы Шапсугской экспедиции 1939 года. Под ред. С. А. Токарева и Е. М. Шиллинга. Сб. научных студенческих работ. Вып. 17. Этнография. – М.: Изд-во МГУ, 1940. – С. 58-65.
- Токарев С. А. Кузнечный культ (Религии народов Кавказа) // Токарев С. А. Религия в истории народов мира. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство политической литературы, 1976. – С. 188.
- Лавров Л. И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. – М.: Изд-во АН СССР, 1959. Т. 51. – С. 193-236.
- Шортанов А. Т. Адыгская мифология. – Нальчик: Эльбрус, 1982. – 196 с.
- Налоев З. М. Функция песни в обряде «чапщ» // Налоев З. М. Из истории культуры адыгов. – Нальчик: Эльбрус, 1978. – С. 5-24.
- Мафедзев С. Х. Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX – начале XX в. – Нальчик: Эльбрус, 1979. – 203 с.
- Нарты. Адыгский героический эпос / Вступ. ст. А. Шортанова. – М.: Наука, 1974. – 416 с.
- Материалы экспедиций 2007 г. (Карачаево-Черкесская республика), 2009, 2011, 2014, 2015 гг. (р-н Узун-Яйла, Кайсери) // Личный архив М. М. Паштовой. Фонд видеозаписей.
- Бгажноков Б. Х. Черкесское игрище. – Нальчик: Госкомиздат, 1991. – 190 с.
- Азаматова М.-К. З. Этнографические этюды. – Майкоп: Качество, 1997. – 138 с.
- Пропп В. Я. Ритуальный смех в фольклоре (По поводу сказки о Несмеяне) // Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. – М.: Наука, 1976. – С. 174-204.
- Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса: Введение. – М.: Худ. лит-ра, 1965. – 527 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная