Феномен П.А. Ойунского в контексте мировой литературы

Авторы

  • Анатолий Алексеевич БУРЦЕВ, anatoly_burtsev44@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.14.32182

Ключевые слова:

мировая литература, олонхо, фольклор, оппозиционные идеи, типологические параллели и схождения, традиция и новаторство, «встречные течения», литературное «койне», якутская школа художественного перевода, современный «синкретизм».

Аннотация

Актуальность проблемы обусловлена ростом интереса к личности и творческому наследию П. А. Ойунского в современную эпоху. Тем более что в изучении его творчества остаются нерешенные вопросы. В частности, не учитывается его эволюция как мыслителя и художника слова, что приводит к идеологизированному подходу к нему только как пламенному борцу и «буревестнику» революции. Ранний П. А. Ойунский представлял собой тип ангажированного художника. Его поэзия была неразрывно связана с общественно-политической деятельностью. Устанавливая советскую власть в Якутии, участвуя в гражданской войне, создавая «Песню свободы» и «Завещание орла», он совершенно искренне верил в то, что служил идеалам социальной справедливости и интернационализма. Но ему были чужды индивидуалистические настроения, идеи вождизма и трибунства. В ранних стихотворениях поэт оперировал понятиями «народ», «труженики», «бедный люд», его лирический герой носил собирательный, обобщенный характер. В произведениях позднего П. А. Ойунского, например, повести «Кудангса Великий» и рассказе «Александр Македонский», явственно проступают оппозиционные идеи по отношению к тоталитарному режиму.

Далее, сохраняется устаревшая традиция замкнутого изученияего наследия в рамках лишь якутской литературы. Поэтому целью нашей работы является рассмотрение произведений П. А. Ойунского на широком фоне мировой литературы. Воссозданный им монументальный эпос-олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» имеет типологические схождения не только с эпическими поэмами тюркских народов, но и с такими памятниками, как кельтские саги или древнескандинавская «Старшая Эдда». А в драматической поэме «Красный шаман» и повести-предании «Кудангса Великий» ощущаются традиции трагедий В.Шекспира «Гамлет» и «Макбет». Кроме того, П. А. Ойунский является одним из создателей якутской школы художественного перевода. Все эти обстоятельства подтверждают закономерность постановки проблемы «П. А. Ойунский и мировая литература».

Литература

  1. Бурцев А. А. П. Ойунский и мировая литература // Полярная звезда. – 1993, № 2. – С. 154-159.
  2. Бурцев А. А. Классики и современники: Вершинные явления и избранные лики якутской литературы. – Якутск: Сфера, 2013. – 446 с.
  3. Ойуунускай П. А. Айымньылар. 7 томнаах. 7-с том. – Якутскай: Кинигэ изд-та, 1962. – 224 с. (на якутском яз.)
  4. Гоголев А. И., Бурцев А. А. Якутское олонхо в контексте мифологии и эпической поэзии народов Евразии. – Якутск: Сфера, 2012. – 76 с.
  5. Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса. – М.: Наука, 1968. – 235 c.
  6. Ойуунускай П. А. Айымньылар. 7 томнаах. 5-с том. – Якутскай: Кинигэ изд-та, 1959. – 288 с. (на якутском яз.)
  7. Ойунский П. А. Нюргун Боотур Стремительный / Пер. В. В. Державина. Изд. 2-е. – Якутск: Кн. изд-во, 1982. – 432 с.
  8. Бурцева М. А., Бурцев А. А. Шекспир и Ойунский. Связь времен и диалог культур. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. – 264 с.
  9. Freytag G., MacEvan E. J. Freytag's Technique of the Drama: an exposition of dramatic composition and art. – Charleston, SC: Bibliobazaar, 2009. – 412 p. (на англ. яз.)
  10. Шекспир У. Гамлет / Пер. М. Лозинского. – М.: Радуга, 1985. – 640 с.
  11. Ойунский П. А. Красный шаман / Пер. Е. Сидорова. (Неопубликованная рукопись).
  12. Ойунский П. А. Кудангса Великий. Александр Македонский / Пер. А. А. Борисовой. – Якутск: Бичик, 2002. – 160 с.
  13. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. – Л.: Худ. лит-ра, 1940. – 506 с.
  14. Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. – Л.: Наука, 1978. – 424 с.
  15. Ойунский П. Духовная мощь нашей будущности / Публ. В. Гуляева // Советы Якутии. – 1993, 13 апреля. – С. 3.

Загрузки

Опубликован

05-07-2019

Как цитировать

БУРЦЕВ, А. А. . (2019). Феномен П.А. Ойунского в контексте мировой литературы. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 73–81. https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.14.32182

Выпуск

Раздел

Статьи