Феномен П.А. Ойунского в контексте мировой литературы
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.14.32182Ключевые слова:
мировая литература, олонхо, фольклор, оппозиционные идеи, типологические параллели и схождения, традиция и новаторство, «встречные течения», литературное «койне», якутская школа художественного перевода, современный «синкретизм».Аннотация
Актуальность проблемы обусловлена ростом интереса к личности и творческому наследию П. А. Ойунского в современную эпоху. Тем более что в изучении его творчества остаются нерешенные вопросы. В частности, не учитывается его эволюция как мыслителя и художника слова, что приводит к идеологизированному подходу к нему только как пламенному борцу и «буревестнику» революции. Ранний П. А. Ойунский представлял собой тип ангажированного художника. Его поэзия была неразрывно связана с общественно-политической деятельностью. Устанавливая советскую власть в Якутии, участвуя в гражданской войне, создавая «Песню свободы» и «Завещание орла», он совершенно искренне верил в то, что служил идеалам социальной справедливости и интернационализма. Но ему были чужды индивидуалистические настроения, идеи вождизма и трибунства. В ранних стихотворениях поэт оперировал понятиями «народ», «труженики», «бедный люд», его лирический герой носил собирательный, обобщенный характер. В произведениях позднего П. А. Ойунского, например, повести «Кудангса Великий» и рассказе «Александр Македонский», явственно проступают оппозиционные идеи по отношению к тоталитарному режиму.
Далее, сохраняется устаревшая традиция замкнутого изученияего наследия в рамках лишь якутской литературы. Поэтому целью нашей работы является рассмотрение произведений П. А. Ойунского на широком фоне мировой литературы. Воссозданный им монументальный эпос-олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» имеет типологические схождения не только с эпическими поэмами тюркских народов, но и с такими памятниками, как кельтские саги или древнескандинавская «Старшая Эдда». А в драматической поэме «Красный шаман» и повести-предании «Кудангса Великий» ощущаются традиции трагедий В.Шекспира «Гамлет» и «Макбет». Кроме того, П. А. Ойунский является одним из создателей якутской школы художественного перевода. Все эти обстоятельства подтверждают закономерность постановки проблемы «П. А. Ойунский и мировая литература».
Литература
- Бурцев А. А. П. Ойунский и мировая литература // Полярная звезда. – 1993, № 2. – С. 154-159.
- Бурцев А. А. Классики и современники: Вершинные явления и избранные лики якутской литературы. – Якутск: Сфера, 2013. – 446 с.
- Ойуунускай П. А. Айымньылар. 7 томнаах. 7-с том. – Якутскай: Кинигэ изд-та, 1962. – 224 с. (на якутском яз.)
- Гоголев А. И., Бурцев А. А. Якутское олонхо в контексте мифологии и эпической поэзии народов Евразии. – Якутск: Сфера, 2012. – 76 с.
- Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса. – М.: Наука, 1968. – 235 c.
- Ойуунускай П. А. Айымньылар. 7 томнаах. 5-с том. – Якутскай: Кинигэ изд-та, 1959. – 288 с. (на якутском яз.)
- Ойунский П. А. Нюргун Боотур Стремительный / Пер. В. В. Державина. Изд. 2-е. – Якутск: Кн. изд-во, 1982. – 432 с.
- Бурцева М. А., Бурцев А. А. Шекспир и Ойунский. Связь времен и диалог культур. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. – 264 с.
- Freytag G., MacEvan E. J. Freytag's Technique of the Drama: an exposition of dramatic composition and art. – Charleston, SC: Bibliobazaar, 2009. – 412 p. (на англ. яз.)
- Шекспир У. Гамлет / Пер. М. Лозинского. – М.: Радуга, 1985. – 640 с.
- Ойунский П. А. Красный шаман / Пер. Е. Сидорова. (Неопубликованная рукопись).
- Ойунский П. А. Кудангса Великий. Александр Македонский / Пер. А. А. Борисовой. – Якутск: Бичик, 2002. – 160 с.
- Веселовский А. Н. Историческая поэтика. – Л.: Худ. лит-ра, 1940. – 506 с.
- Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. – Л.: Наука, 1978. – 424 с.
- Ойунский П. Духовная мощь нашей будущности / Публ. В. Гуляева // Советы Якутии. – 1993, 13 апреля. – С. 3.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная