Стуктурно-типологический анализ образа героя в огузских и славянских эпосах
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.14.32181Ключевые слова:
эпос, фольклор, славяне, тюрки, герой, образ, типология, структура, параллели, сравнение.Аннотация
В статье исследуется образ героя в славянском и тюркском эпосах в структурно-типологическом аспекте. Для сравнительного изучения образцов эпоса были привлечены к исследованию материалы огузских и славянских письменных эпических памятников периода XI-XVI вв.
Исследования были проведены по богатому эпическому материалу. Из тюркского эпического материала в исследовании были использованы «Книга Деде Коркуда», «Огуз Каган», разные тексты из цикла «Огузнаме», «Сборник летописей» и т. д., а также славянские эпические тексты «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Задонщина» и т. д. Анализировались отдельные образы, в т. ч. Игорь Святославич в «Слове о полку Игореве», князь Юрий Ингваревич в «Повести о разорении Рязани Батыем», князь Дмитрий Иванович в «Задонщине», Огуз хан в «Сборнике летописей», Байундыр, Газан, Бейрек, Аруз в «Книге Деде Коркуда».
В результате анализа структуры на уровне образа славянского и тюркского эпосов были определены общие параллели, сходства: идеализация воинских подвигов богатырей, сходные сюжетные мотивы чудесного рождения героя, сватовства и женитьбы богатыря, а также добывания помощников, борьба ради освобождения народа от врагов. В ходе изучения также обнаружены отличительные черты славянских и огузских героев, они связаны с тем, что исследуемые эпосы создавались в разных этнических средах, имеющих свои исторически, географически и психологически сложившиеся особенности мышления.
Главной идеей исследования является возрождение нравственных ценностей, яркими носителями которых являются эпические герои – воплощение исторического представления народа, определенные грани национального характера и народного опыта. В образах богатырей воплощены передаваемые из поколения в поколение и ставшие важным средством воспитания высокие гуманистические, нравственные и патриотические идеалы народа.
Литература
- Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. – М.: Наука, 1963. – 461 с.
- Путилов Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору: сб. ст. памяти В. Я. Проппа. – М.: Гл. ред. вост. лит-ры издательства «Наука», 1975. – С. 141-155.
- Пропп В. Я. Русский героический эпос. 2-е изд. – М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1958. – 603 с.
- Киреев А. Н. Башкирский народный героический эпос. – Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1970. – 302 с.
- Калугин В. И. Герои русского эпоса: Очерки о русском фольклоре. – М.: Современник, 1983. – 352 с.
- Джафаров Т. Г. Древняя Русь и тюрки в литературных памятниках XII-XVII веков. – Баку: Мутарджим, 2013. – 344 с.
- Памятники литературы Древней Руси. Вып. 2. XII век / Вступ. ст. Д. С. Лихачева. – М.: Худ. лит-ра, 1980. – 704 с.
- Книга нашего отца Коркуда / Пер. с древнетюрк. языка А. Ахундовой. – Баку: Язычы, 1989. – 224 с.
- Плетнева С. А. Половцы. – М.: Наука, 1990. – 210 с.
- Ахматнуров С. С. Распад тюркского каганата. VI-VIII вв. – М.: ООО «ТД Алгоритм», 2015. – 176 с.
- Жуковский В. А. Собрание сочинений. Т. 3. – М.-Л.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1960. – 572 с.
- Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве» [Электронный ресурс]. URL: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00296501256824611632/woid/00094301184916873739/ (дата обращения: 12.06.2019).
- Бараг Л. Г. Взаимосвязи и национальное своеобразие восточнославянских народных сказок: автореф. дис. ... д. и. н. – М., 1968. – 42 с.
- Бараг Л. Г. О межнациональном в сказках восточнославянских народов // Фольклор народов РСФСР. Вып. 1. – Уфа: БашГУ, 1974. – С. 69-80.
- Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. – М.-Л.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1962. – 435 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная